Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

А. Тоффлер, наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Тоффлер видел непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, ее ценностей - техника обусловливает тип общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация………………………………………………………………6
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления……………………10
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия……..16
4. Проблема ресурсов в современном обществе…………………………19
5. Военные конфликты в современном мире……………………………..22
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем………...25
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества………………………....29
8.Заключение…………………………………………………………….…32
9.Список литературы……………………………………………………. ..34

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Суть ноосферной концепции  связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи  писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что  к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".

В работе "Философия  общего дела" Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

Таким образом, с точки зрения космической философии реальный земной человек принципиально не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того, чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.

Главная ценность философии  космизма - в предельно широком взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.

Никогда еще на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многочисленными угрозами своему существованию, как в конце XX века. Экологический дисбаланс, дефицит энергоносителей и продовольствия, перенаселение планеты - все это образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся избежать гибели планеты и человека.

 

 

Заключение

 

Человечество в своей  неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.

В настоящее время  для объединения людей в целях  разрешения глобальных проблем имеются  определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут  быть различными.

Многие философы у  нас и за рубежом рассматривают  будущее человечества исходя из процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.

Возможности современной  вычислительной техники позволяют  учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить  отдаленные последствия современных тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической системы диктуется исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе.

Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет  решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.

Пока не существует четкого  ответа на вопрос о путях дальнейшего развития человечества. Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.

 

 

Список литературы

 

Алимов А.А. Случевский В.В. Век XX: экология и идеология. - Л: 1988.

Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина  В.И. Основы философских знаний. - М: 1997.

Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии// Социологические исследования. 1998. №3.- С.13-19.

Вернадский В.И. Научная мысль  как планетарное явление. - М: 1991.

Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере//Русский космизм. Антология  философской мысли.- М: 1993

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М: 1987.

Глобальные проблемы и перспективы  цивилизации//Ред. В.Е. Ермолаева. - М:1994.

Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. №1. 2000.- С.41-43.

Максимов Н. Прогноз роста населения  Земли.//Знание-сила. № 9-10. 1999.- С.34-35.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М:1994.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс  И. За пределами роста. - М:1994.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М: 1990.

ПанфиловА.А.,Сосунова И.А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования//Социально-политический журнал. 1997. №6. - С.28.

Печчеи А. Человеческие качества. - М: 1980.

Прогноз численности населения  земного шара на 2150 год.// Общество и  экономика. №10-11. 1998.-С.172-185.

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М: 1995.

Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: 1990.

Русский космизм. Антология философской  мысли. - М: 1993.

Семенова С.Г. Русский космизм..// Русский космизм. Антология философской  мысли. - М:1993.

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М:1992.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М:1987.

Тойнби А. Постижение истории. - М:1991.

Федотов А.П. Проблемы разработки научной  теории современного мира.//Социально-политический журнал. №5.1997. - С.236.

Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. - М: 1994.

Шаповалов В.Ф. Вопросы философии. От классики к современности. Учебное  пособие.-М:1998.

Шпенглер О. Закат Европы. - М:1993.

Яницкий О.Н. Экологическая социология как риск рефлексии//Социально-политический журнал.№6. 1999. - С.50 -60.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М:1991.

 

 

 


Информация о работе Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация