Основные идеи Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Все явления окружающего мира имеют двойственный характер, например день и ночь, свет и тьма, движение и покой, верх и низ, жар и холод и т. д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяются термины Инь (阴) и Ян (阳).
Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега реки, а понятие Ян — освещенный солнцем склон горы или берега реки. Впоследствии концепция Инь и Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира.

Вложенные файлы: 1 файл

История возникновения философии.docx

— 21.09 Кб (Скачать файл)

Инь и Ян

Все явления окружающего мира имеют двойственный характер, например день и ночь, свет и тьма, движение и покой, верх и низ, жар и холод и т. д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности применяются термины Инь (阴) и Ян (阳).

Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега реки, а понятие Ян — освещенный солнцем склон горы или берега реки. Впоследствии концепция Инь и Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира.

В достаточно полном виде теория Инь и Ян сформировалась в середине I тыс. до н. э. Впервые она систематизированно изложена в книге «И цзин» (Канон перемен), где Инь и Ян названы «двумя образцами», рожденными «Великим пределом» (太极 тай цзи), и отождествлены с компонентами гексаграмм — прерванной и целой чертами соответственно. Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, став ядром практически всех философских и научных построений. Ныне концепция Инь и Ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.

В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь и Ян — это истинный Путь Неба и Земли, управители всего сущего, родители всех перемен, начало жизни и смерти, дворец божественного разума». То есть основу всех явлений и предметов окружающего мира составляют Инь и Ян. Все изменения в природе можно рассматривать с позиций Инь и Ян. Однако сами по себе Инь и Ян вовсе не указывают на некие конкретно осязаемые предметы. Они лишь служат способом и теоретическим инструментом для понимания и анализа предметов и явлений окружающего мира. Проще говоря, Инь и Ян — это философские понятия, которые используются для обобщения взаимной противоположности неких взаимосвязанных предметов и явлений окружающего мира. Они могут представлять собой как два явления противоположного свойства, так и две противоположности внутри одного явления.

В каноне «Су вэнь» также говорится: «Вода и огонь — это символы Инь и Ян». Вода и огонь обладают ярко выраженными противоположными качествами, основываясь на которых, можно рассматривать все предметы и явления окружающего мира по их принадлежности к Инь или Ян. Все, что имеет свойства огня — жар, активность, свет, движение вверх или наружу, возбуждение, сила — относится к Ян, а все, что имеет свойства воды — холод, покой, мрак, движение вниз или внутрь, торможение, слабость — к Инь.

В медицине все функции и проявления жизнедеятельности организма также можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян. Например, Ци со свойствами активации и прогревания относится к Ян, а Ци со свойствами питания и увлажнения — к Инь.

Инь и Ян также можно сравнить с горением свечи. Инь — это воск свечи, Ян — ее пламя. Инь (воск) питает и поддерживает Ян (пламя). Для своего существования пламя нуждается в воске. Ян уничтожает Инь, и пламя горит ярко. Когда воск кончается, гибнет и пламя. В свою очередь, без огня воск безжизнен, горение прекращается и свеча не выполняет своего предназначения. Таким же образом Инь и Ян зависят друг от друга.

Принадлежность явлений и предметов окружающего мира к Инь и Ян является не абсолютной, а относительной. Эта относительность с одной стороны проявляется в том, что при определенных условиях Инь и Ян могут взаимно трансформироваться друг в друга, то есть Инь может трансформироваться в Ян, а Ян — в Инь. С другой стороны она проявляется в бесконечной делимости предметов и явлений на Инь и Ян. Например, день относится к Ян, а ночь к Инь. Кроме того, время с утра до полудня — это «Ян в Ян», с полудня до вечера — это «Инь в Ян», с вечера до полуночи — «Инь в Инь», а с полуночи до утра — «Ян в Инь». Проявления как взаимной противоположности, так и взаимной связи предметов и явлений в окружающем мире являются бесконечными и неисчерпаемыми.

Таким образом, Инь и Ян обладают свойствами как противоположности, так и единства. Будучи противоположными по своей сути, они порождают друг друга, образуя единство.

В китайской медицине взаимодействие и непрерывная изменчивость Инь и Ян используются для обобщения и объяснения физиологии организма человека, патологических процессов, происходящих в нем, а также для проведения диагностики и лечения.

Основы теории Инь и Ян

 
1. Противоположность Инь и Ян (阴阳对立). Согласно теории Инь и Ян, все предметы и явления окружающего мира существуют в двух взаимно противоположных состояниях — Инь и Ян. Противоположность Инь и Ян проявляется в виде их взаимного контроля и противоборства. Например, жар способен рассеивать холод, в то же время холод понижает жар. Это и есть одно из проявлений взаимного противоборства Инь и Ян. Во всех предметах и явлениях окружающего мира сила одного из начал Инь и Ян находится под постоянным контролирующим воздействием другого.

Физиологический баланс в организме человека также поддерживается благодаря постоянному взаимному противоборству Инь и Ян. Если по каким-то причинам одно из начал Инь и Ян превалирует, происходит ослабление другого начала, в организме нарушается баланс, возникает болезнь. То есть при чрезмерной активации Инь происходит ослабление Ян, и наоборот. В каноне «Су вэнь» говорится: «При избытке Инь болеет Ян, а при избытке Ян болеет Инь».

2. Взаимозависимость Инь и Ян (阴阳依存). Хотя Инь и Ян взаимно противоположны, в то же время между ними существует взаимозависимость. Ни одно из начал Инь и Ян не может существовать изолированно от другого — без Инь не может быть Ян, также как и без Ян не может быть Инь. То есть без внутреннего (Инь) не будет наружного (Ян), также как и без наружного (Ян) не будет внутреннего (Инь); без холода (Инь) не будет жара (Ян), также как без жара (Ян) не будет холода (Инь). Инь и Ян обеспечивают условия для существования друг друга. Это явление и называется «взаимозависимостью Инь и Ян».

В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь находится внутри и является защитником Ян. Ян находится снаружи и является посланником Инь». Применительно к физиологии организма человека, Инь соответствует питательным веществам, а Ян — функциональной активности. Питательные вещества (Инь) находятся внутри организма, а функциональная активность (Ян) — снаружи. Ян снаружи организма — это отражение полноценного обеспечения питательными веществами внутри, то есть «посланник Инь». Инь внутри организма — это материальная основа его функциональной активности, то есть «защитник Ян».

Знаменитый врач Чжан Цзебинь (1563—1640 гг.) также писал: «Инь не образуется без Ян, а Ян не образуется без Инь».

3. Взаимный рост одного  из начал Инь и Ян за счет расходования другого (阴阳消长). Для обеспечения своего роста Инь и Ян находятся в состоянии постоянного расходования друг друга. Например, функциональная активность (Ян) организма требует расходования определенного количества питательных веществ (Инь), то есть «Инь расходуется, Ян растет» (阴消阳长). В свою очередь, трансформация и образование питательных веществ (Инь) требует расходования определенной энергии (Ян), то есть «Ян расходуется, Инь растет» (阳消阴长). В нормальных условиях процесс взаимного роста одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого протекает в состоянии взаимного баланса. Если этот баланс нарушается, возникает избыток одного из начал и, как следствие, недостаток другого, что приводит к болезни.

4. Взаимная трансформация  Инь и Ян (阴阳转化). При определенных условиях Инь и Ян могут трансформироваться друг в друга. Взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого — это процесс количественных изменений, в то время как взаимная трансформация Инь и Ян — процесс изменений качественных.

В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда Инь в избытке, она непременно превращается в Ян. Когда Ян в избытке, она непременно превращается в Инь… Сильный холод порождает жар, а сильный жар порождает холод». В данном случае говорится как о взаимной трансформации Инь и Ян, так и об условиях, необходимых для такой трансформации. Без комбинации внутренних и внешних факторов трансформация невозможна.

Например, при острых лихорадочных заболеваниях, вызванных повреждением жизненной Ци сильным жаром-токсином, после длительного жара могут возникнуть внезапное падение температуры тела, бледность, похолодание конечностей и другие опасные проявления Инь-холода. При своевременном и правильном лечении температура тела постепенно нормализуется, конечности теплеют, происходит восстановление Ян. В данном случае в ходе болезни наблюдается трансформация Ян в Инь, а лечением достигается трансформация Инь в Ян.

5. Бесконечная делимость  Инь и Ян (阴阳衍化). Инь и Ян находятся в состоянии постоянного изменения, то есть существуют определенные степени Инь и Ян. В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь и Ян можно исчислить десятью и расширить до ста, можно исчислить тысячью и расширить до десяти тысяч, до бесконечности, но сущность их едина».

В каноне «Су вэнь» также предложена теория «трех Инь и трех Ян» (三阴三阳), то есть конкретное деление Инь и Ян в зависимости от степени их проявления: «Степень Ци Инь и Ян может быть большей или меньшей, поэтому есть три Инь и три Ян… Тай-ян — это три Ян, ян-мин — это два Ян, шао-ян — это один Ян; тай-инь — это три Инь, шао-инь — это два Инь, цзюэ-инь — это один Инь».

Таким образом, тремя степенями Инь являются (в порядке убывания):  
тай-инь («великая сила Инь» 太阴);  
шао-инь («меньшая сила Инь» 少阴);  
цзюэ-инь («снизившаяся сила Инь» 厥阴).

Тремя степенями Ян являются (также в порядке убывания):  
тай-ян («великая сила Ян» 太阳);  
ян-мин («сияние силы Ян» 阳明);  
шао-ян («меньшая сила Ян» 少阳).

Теория «трех Инь и трех Ян» отражает взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого. Она также применяется в классификации двенадцати главных каналов и в диагностике степеней развития лихорадочных заболеваний.

Выше изложены основы теории Инь и Ян, которые можно наглядно представить на «Плане Великого предела» (太极图 тай цзи ту), где белый цвет отражает Ян, а черный — Инь. Противоположность и взаимозависимость Инь и Ян выражены кривой линией между Инь и Ян, которая также указывает на взаимный рост одного из начал Инь и Ян за счет расходования другого. Способность к трансформации друг в друга выражена точками противоположного цвета — «зародышами» одного начала в другом. Рисунок показывает, что все предметы и явления не являются изолированными друг от друга, но взаимосвязаны, находятся в состоянии постоянного развития и изменения.

 


Информация о работе Основные идеи Аристотеля