Основные идеи Карла Ясперса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:46, реферат

Краткое описание

Между непостижимой доисторией и необъятным будущим лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. История человечества в значительной своей части исчезла безвозвратно. Число исторических источников растет лишь начиная с XVI в. В истории находимся мы и наше время, которое представляется бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Настоящее совершается на основе исторического прошлого.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
7. ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Основные идеи Карла Ясперса.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

В технический век повсеместно  возникает духовный и душевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским  явлением. И если мы теперь вновь  вступили в период радикального изменения  человеческого бытия, то это не повторение осевого времени, а нечто в  корне иное. Лишь в наши дни существует реальное единство человечества, которое  заключается в том, что нигде  не может произойти ничего существенного  без того, чтобы это не затронуло  всех. В этой ситуации технический  переворот, созданный европейской  наукой и открытиями европейцев, является лишь материальной основой и поводом  духовной катастрофы. Если же совершится ожидаемое преобразование, тогда  «китайцы не будут китайцами»* и  европейцы не будут европейцами. Придут новые китайцы, новые европейцы, образ которых скрыт от нас.

По  своим внешним чертам: наш технический  век универсален абсолютно, поскольку  он носит глобальный характер. Эта  универсальность должна привести к  совершенно иному, чем когда-либо, решению  вопроса о человеческом бытии. В прежние периоды при катастрофе в одной из культур оставалась возможность того, что человек будет спасен с помощью других культур, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению. Вне современного мира нет больше ничего.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ось мировой истории позволяет представить  картину развития всего человечества. В это действительно осевое время  человек «осознает бытие в  целом, самого себя и свои границы. Перед  ним открывается ужас мира и собственная  беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует  освобождения и спасения». Формы  выражения тревоги, открывающиеся  самосознанию, различны в разных регионах мира, но проявляют сходство в их глубинном содержании. Единство становится целью человека. Изучение прошлого соотносится с этой целью. Оно  сознательно используется в качестве примера мира в едином мире, устанавливаемого посредством правопорядка для устранения нужды и обретения счастья  по возможности для всех. Однако эта цель предполагает лишь создание общей для всех основы существования. Единство условий для всех человеческих возможностей не конечная цель, а только средство. Надо искать единство на более  высоком уровне – в целостности  мира человеческого бытия и созидания. Стремясь к этому, люди ищут единство предшествующей истории посредством  выявления того, что касается всех людей, существенно для всех. Согласно подобным представлениям, единство выражается в следующем: человечество, по-видимому, возникло из единых истоков, выйдя из которых оно развивалось в  бесконечной изолированности, а  затем стало стремиться к воссоединению. Однако значение этого может открыться  только в динамике человеческого  общения. Единства можно будет достигнуть лишь тогда, если в основе всего лежит  коммуникация человека с человеком. Тем самым происходит полное преобразование истории.

Земной  шар стал единым. Все существенные проблемы стали мировыми проблемами, ситуация – ситуацией всего человечества. Все утверждения о совершенной  чуждости людей, о невозможности  взаимопонимания – не что иное, как выражение разочарованности, усталости, отказ от выполнения настоятельного требования человеческой природы, угасание внутренней готовности.

По  широте и глубине перемен во всей человеческой жизни нашей эпохе  принадлежит решающее значение. История  не завершена, в ней заключены  бесконечные возможности; любая  концепция познанного исторического  целого разрушается, новые факты  открывают в прошлом незамеченную раньше истину. То, что прежде отпадало как несущественное, обретает первостепенную значимость. Завершение истории кажется  невозможным, она движется из одной  бесконечности в другую, и бессмысленно прервать ее может лишь внешняя катастрофа.

Наше  сознание опирается на бессознательное, оно все время вырастает из бессознательного и возвращается к нему. Однако узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте нашего духа, нам помогает бессознательное, присутствующее в нас. Чистое сознание ни на что не способно. Это составляющее нашу основу бессознательное имеет двоякий смысл: бессознательное – природа, всегда покрытая мраком, и бессознательное – ростки духа, стремящегося быть открытым. «Если человек ищет духовную ситуацию времени, это означает, что он хочет быть человеком».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Гайденко  П.П., «Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса», М., 1991.

Платонова Э., «Конспект лекций по культурологии», М., 2005г.

Большой энциклопедический словарь, М., 2001г.

  «Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия», 2004г.

 


Информация о работе Основные идеи Карла Ясперса