Контрольная работа № 2
«Основные идеи конфуцианства»
- Дайте краткую характеристику
разработанной Конфуцием модели совершенного
человека («благородного мужа» - цзюнь цзы).
Кун Фу-цзы создал свой идеал совершенного
человека, цзюнь-цзы («благородный муж»).
Целью самосовершенствования является
достижение уровня благородного мужа
(цзюнь-цзы). Этот уровень не зависит от
социального происхождения, а достигается
благодаря воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры.
Высокоморальный цзюнь-цзы,
сконструированный философом в качестве
модели, эталона для подражания, должен
обладать двумя важнейшими в его представлении
достоинствами: гуманностью и чувством
долга.
Понятие гуманность
«Жень» трактовалось Кун Фу-цзы необычайно
широко и включало в себя множество качеств:
скромность, справедливость, сдержанность,
достоинство, бескорыстие, любовь к людям
и так далее. «Жэнь» - это высокий, почти
недосягаемый идеал, совокупность совершенств,
которыми обладали лишь древние.
Однако для настоящего
цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно.
Он должен был обладать еще одним важным
качеством – чувством долга «и», продиктованным
внутренней убежденностью в том, что следует
поступать именно так, а не иначе. Долг
– это моральное обязательство, которое
гуманный человек в силу своих добродетелей
накладывает на себя сам. Чувство долга,
как правило, обусловлено знанием и высшими
принципами, но не расчетом.
- Дайте
краткую характеристику разработанной
Конфуцием модели идеального социального
устройства.
Конфуций высказывал несколько
своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством.
Согласно разработанной им схемы государственного
устройства управление государством и
обществом базировалось на ли ("правилах") им
он предавал большое значение. Правила,
по сути, устанавливали морально-этические
основы жизни человека, общества и государства
в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда
входят и жэнь ("человеколюбие")
и прежде всего любовь к ближнему ,к родственникам. Сяо - сыновья почтительность,
уважение к старшим и подчинение им, честность
и искренность; постоянное стремление
к внутреннему совершенству, вежливость
и др. Причем жан (вежливость), по мнению
Конфуция, обязательный элемент для людей,
исполняющих государственные функции. "Учитель сказал: "Можно ли управлять
с помощью вежливости, не возникнут ли
трудности? Но если не придерживаться
вежливости в управление, то будут ли существовать
правила?!". Вежливость, по сути,
означала верность ритуалам и на политическом
уровне служила своего рода политической
культурой. Почтение к старшим и любовь
к ближнему в равной степени относилось
как к семье в отдельности, так и к государству
в целом, где правитель становился главой
"семейства
Согласно схеме Конфуция, правитель
возвышается над главой своей семьи лишь
на несколько ступенек. Подобный универсальный
подход превращал государство в обычную
семью, только большую. Следовательно,
править в государстве должны те же принципы,
что и в обществе, то есть проповедуемые
Конфуцием отношения гуманности, всеобщей
любви и искренности.
Идея заключалась в том, чтобы
ввести древнекитайские традиции в рамки
государственного закона. Но закон тот
должен был быть условным, потому что мы
знаем, как Конфуций относился к фа цзя
(логистам), выступавшим за насаждение
закона силой. В своем Учение Конфуций
большое значение возлагал на внутрисемейные
отношения. "Если наставлять народ
путем введения правления, основанного
на законе, поддерживать порядок угрозами,
то народ станет бояться наказаний и потеряет
чувство стыда. Если наставлять народ
введением правления, основанного на использование
правил, то в народе появится стыд, и он
станет послушным".. Была и еще одна причина
неприятия Конфуцием законов, он считал,
что все, насильственно навязываемое человеку
сверху, не дойдет до души и сердца последнего,
а значит, неспособно эффективно функционировать.
Каркас модели государственного устройства,
предложенной Конфуцием, - Правила Для
того, чтобы создать правила, которые бы
оставались жизнеспособными в течение
долгого времени Конфуций предлагал использовать
принцип "хе"(гармония, борьба
противоположностей). В роли правителя
у Конфуция должен выступать цзынь-цзы("совершенно
мудрый"). По Конфуцию носитель правил,
не должен находится в отдаление от государственного
правления, а должен наоборот быть активным
членом общества и государственным мужем.
Именно на образе цзынь-цзы основана идея
государственного правления с помощью ли..
Правитель обязан следить за выполнением
Правил, а также смотреть, чтобы общество
не сошло с истинного пути. Концепция за
данности с ориентацией на древность оказала
огромное влияние на дальнейшее ход развития
политической мысли Китая. Политики искали
решения насущных проблем в “идеальном”
прошлом.
- Проведите краткий сравнительный
анализ даосизма и конфуцианства как религиозно-философских
систем. Определите общие и отличительные
черты этих школ.
Высшим достижением даосской
практики морального и психического самоусовершенствования
«даосизм» провозглашал состояние полной
идентичности “истинной сущности” самого
человека с истинной сущностью всех вещей
и явлений. Эта идентичность рассматривалась
не как интеллектуальный синтез субъективности
человека и объективности мира вещей и
явлений или рациональная идея медиации
(посредничества) между ними, а как прямое
спонтанное и мгновенное взаиморастворение,
иными словами, “прыжок в подлинный первоисточник
идентичности”, слияние с универсальной
первоосновой всего сущего (Дао), которая
одновременно является и “истинной природой”
каждого человека.
Основываясь на данном положении,
даосы выступали против всякого насилия
над человеческой личностью и считали,
что привязанность к индивидуальному
“Я” нельзя подавлять с помощью насильственных
методов, поэтому относились к “культуризаторской”
миссии конфуцианских правил резко негативно.
Чтобы постичь принцип всеобщего космического
порядка и слиться с ним, действовать в
неразрывном единстве с этим принципом,
даосы предлагали просто “забыть” конвенциальные
нормы и условности, и в порыве спонтанного
“просветления” идентифицироваться
с безусловным Дао.
Указывая на принципиальное
расхождение двух учений в этом вопросе,
академик Н. И. Конрад писал: “Конфуций
настаивал на том, что человек живет и
действует в организованном коллективе
— обществе, государстве. Эта организованность
достигается подчинением каждого члена
общества определенным правилам — нормам
общественной жизни, выработанным самим
человечеством в процессе развития цивилизации”.
Ведь согласно Конфуцию, управлять – “исправлять
имена” (чжен-мин) , то есть каждого поставить
на свое место. К классическом конфуцианском
трпктате “Ли-цзы”, составленном уже
а начале нашей эры, огромное количество
фиксированных правил собрано в 49 главах
и сводится к требованиям умеренности,
уважения к другим, достоинства, взвешенности
слов и поступков. Обязательность первоочередного
их выполнения служил методом достижения
социальной гармонии путем закрепления
социальных позиций.
Лао-цзы придерживался противоположной
концепции: все бедствия человечества,
все пороки — и личности, и общества —
проистекают именно от этих самых “правил”.
Идеальный порядок достигается только
отказом от всяких правил; их должно заменить
следование человеком его “естественной
природе”. “Правила” есть насилие над
человеческой личностью”. Лао-цзы настаивал
на управлении страной на основе “недеяния”,
когда сам правитель не имеет желаний,
а народ живет простыми радостями родового
общества, не переутруждая себя трудом
и в сознательной изоляции от иных стран
и народов.
Активно противостояли последователи
Конфуция и Лао-цзы и в области формирования
эстетических традиций: Конфуций придавал
большое значение эстетике, искусству
как способу гармонизации духа. Реальность
рассматривалась конфуцианцами как то,
что доступно лишь символлическому отображению
и переживается “внутри”. Если последователи
Конфуция, следом за учителем, видели предназначение
искусства в его социально-этической функции,
то последователи даосизма верили в природность
моральных норм, и от художника требовалось
лишь мастерское их отображение.
Несмотря на противоположные
концепции государственного управления,
и конфуцианство, и даосизм, исходя из
единого культурного наследия, обладают
и некоторыми общими чертами. Все эти школы
использовали в более или менее искаженной
форме фрагменты учения Хуан-ди, дошедшие
до того времени в древнейших памятниках
литературы, таких как “Чжоу и” или “Нэй-цзин”,
“Иньфу-цзин” и др., авторами которых,
согласно традиции, считаются Хуан-ди
и другие “первопредки”. Заметно, что
древнекитайских мыслителей не интересовала
понятийно-логическая основа знания. Абсолютная
реализация обоих систем философских
взглядов неминуемо привела бы к застою
общества и разрушению государства.
- Определите степень влияния
конфуцианства на китайскую культуру.
Какие сферы китайской традиционной культуры
сформировались под влиянием конфуцианства.
В течение двух
с лишним тысяч лет оно формировало умы
и чувства китайцев, влияло на их убеждения,
психологию, поведение, мышление, речь,
восприятие, на их быт и уклад жизни. Конфуцианство
– одна из философий, в которой заключены
корни последующих китайских верований,
от него берет свое начало непоколебимая
убежденность, сбалансированность природы,
оформленная в последствии в знаменитую
концепцию “Инь” и “Янь”, силу тьмы и
света, мягкого и твердого, женского и
мужского. Также нужно сказать, что еще
одна очень важная идея, берет свое начало
- это забота о благосостоянии людей, которая
пронизывает всю последующую философию
и религию Китая. Уже позже, из нее родилась
всемирно известная концепция Тянь-Минь
или Воля Неба. Как говорят историки, именно
эта философия, эта вера послужили базой
для развития последующей философии Китая,
также как их политическая, социальная,
материальная культура дали семена для
расцвета последующей цивилизации Китая.
В этом смысле конфуцианство не уступает
ни одной из великих религий мира, а кое
в чем и превосходит их. Конфуцианство
заметно окрасило в свои тона всю национальную
культуру Китая, национальный характер
его населения. Оно сумело стать – во всяком
случае для старого Китая – незаменимым.
Стоит отметить, что китайцы
не только не воспринимают никаких перемен
в политике и в экономике, но они также
блюдут все семейные традиции, традиции
данного поселения и данной местности,
свято сохраняя их на протяжении многих
веков. Такое поведение, вызванное конфуцианской
философией, идет в разрез с основными
западноевропейскими понятиями о новациях
ради самих новаций, о конфликте поколений,
об индивидуализме в конце концов. В каждом
китайце очень глубоко засели духовные
ценности, воспитанные конфуцианством.
И, как метко заметил один китайский государственный
деятель: " их не смогли истребить ни
проникновение в Китай западных идей,
ни культурная революция...".
Влияние конфуцианства на китайскую
культуру и сегодня остается значительным.