Основные идеи философии Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель ввел ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по образованию 

Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет 
 
 
 
 

          Кафедра философии
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

По  дисциплине «Философия» 
 

    На  тему:

    «Основные идеи философии Платона и Аристотеля.» 
     
     
     

    Вариант

    Основные идеи философии Платона и Аристотеля. 
     
     
     
     
     
     

    Выполнил  студент

    1 курса

      группа ФЭФ 22 З/О сокр.

    Быкова  А.И..  

    Преподаватель: 

    Титов Вадим Александрович 
     
     
     

     Аристотель  ввел ряд новых и значимых для  позднейшей онтологии тем: бытие  как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

     Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные  принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учения о самом бытии еще в раннегреческой философии.

     Аристотель  первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию и вторую философию. Предмет первой философии, исторически получившей название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением.

     В центре первой философии стояли проблемы бытия. Под бытием Аристотель понимал  существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Аристотель приходит к выводу, что  существование единичных, конечных вещей невозможно объяснить с помощью обособленного от них царства идей. Единичное бытие вещи – это бытие самобытное, имеющее основание в самом себе, это субстанция. Единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи».

     Форма и материя – соотносительные  характеристики вещи, они не абсолютны. «Материя» - возможность формы, «форма» - действительность материи. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. Они друг без друга не существуют. Форму следует представлять как причину. Но и субстрат – тоже причина. Конкретная вещь производна от этих причин, она есть их взаимодействие. Она и та же вещь может быть единством того и другого в отношении и субстратом – в другом. Однако перетекание друг в друга материи и формы имеет конец.  Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности.

     Аристотель  выделяет четыре причины изменений, происходящих в мире.

     1) Формальная причина, выражающая план, организацию процесса, 2) материальная - тот субстрат, на котором организована активность, 3) действующая причина – своего рода двигатель активности, ее «мотор», и 4) целевая причина – цель, к которой стремится активность.

     Например, в таком процессе, как строительство  дома, материальная причина – это  материал, из которого строится дом, формальная причина – план дома, действующая  причина – строитель, и цель –  укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома. Активность вместе со своими причинами – это также проявления сущих. Материальная причина больше относится к материи участвующих в активности сущих, оставшиеся три причины – к формам этих сущих. Все сущие проявляют активность, и в составе этой активности есть все три причины, в том числе целевые причины. В механическом движении все материальные тела стремятся как к своей цели к так называемому «естественному месту».

     Когда Аристотель рассматривает движение не отдельной вещи, но мира в целом, он наряду с первоматерией признает существование и некоей формы мира, находящейся за его пределами. Мир вечен, говорит Аристотель, и он находится постоянно в движении. Движение не может прекратиться, т.к. тогда надо допустить, что оно остановлено другим движением, что ведет к противоречию, т.к. никакого другого движения не может быть после остановки движения. Вечно движущийся мир имеет и вечную причину движения – перводвигатель. Сам перводвигатель не подвижен, бестелесен, т.к. телесность есть возможность перехода в иное, т.е. возможность движения. Бестелесный перводвигатель есть чистая форма. Чистая бестелесная форма – это ум (Нус).  По  Аристотелю  Ум  и  есть  высшая  степень  бытия.

     Гносеология – учение о познании; раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

     Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Исходная точка теории познания - существование независимой от субъекта объективной действительности. Источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

     Истина  для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и рационально до конца непостижимое начало индивидуальности. Аристотель ценит наряду с общим знанием знание индивидуального и материального. Поэтому он в гораздо большей мере, признает данные внешних органов чувств, хотя не отвергает и роль разума. Он пытается уравновесить вклады рационального и эмпирического познания в синтетически-многомерном методе постижения истины.

     Чтобы знание  было  истинным,  оно,  по Аристотелю,  не только должно быть понятием о предмете.  Кроме того, самим предметом  познания может быть не преходящее,  не изменчивое, не текущее бытие,  но только бытие непреходящее, пребывающее.  Такое познание возможно, хотя отдельные предметы,  в которых только и существует непреходящая  сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна:  она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия.  Человек,  постигая истину,  приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей.

     При изучении конкретных вещей как реального  бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (вторичные). Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. – это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность. Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. Критериями сущности, по мнению философа, являются:

      1) познаваемость в понятии 

     2) способность к отдельному существованию. 

     Эти два критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное обладает самостоятельным существованием безоговорочно. Но единичные вещи не постигаются умом. Аристотель ищет золотую середину. Он всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что им может быть наряду с материей отдельная вещь. Но эту вот отдельную вещь Аристотель называет "чувственной сущностью", а также "составной сущностью" или "составным целым", и состоит она, по его мнению, из двух начал: "сути бытия (формы) и субстрата (материи), а то, что состоит из начал, позднее самих начал, а следовательно, вторично. Но самое главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию сущности – постижимости умом и определимости. Сущность – не субстрат, не всеобщее, не общее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия и субстрата. Представление о сущности у Аристотеля противоречиво.

      Человек, говорил Аристотель, есть политическое животное. Это родитель не только своих  детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас. Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие). Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют специального развития. Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. «Понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое – противозаконное и неравное [отношение к людям]». Поскольку же закон предписывает добродетельное поведение, например мужество в бою, постольку справедливость есть высшая добродетель, в которой заключаются все иные. Учение о справедливости образует прямой переход к государству.

     Для достижения своих целей отдельный  человек должен объединяться с другими  людьми. Главная цель человека –  стремление к благу. Высшее благо  – это счастье, блаженство. Для  достижения Блага люди создают государство: оно возникает не ради того, чтобы жить вообще, но «преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Благо человека совпадает с общественным благом. Государство – это вид общения между людьми. Нельзя сводить роль государства только к организации хозяйственного обмена. Государство возникает как общение ради благой жизни. Человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное. Аристотель прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства. Правда, при всем этом, Аристотель говорит и о необходимости «щедрости», требующей поддерживать неимущих, а «дружбу», т.е. солидарность свободных между собою, объявляет одной из высших политических добродетелей.

     Аристотель  считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него – к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Эта внеисторическая «природная» структура общественных отношений увековечивает отношения господства и подчинения, конкретно – отношения рабовладельческого общества. Аристотель стоит за «природное» происхождение и устройство государства, он выводит его из «природы человека».  «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же  общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Вот первое определение Аристотелем государства. Государство для Аристотеля само по себе - некий вид общения, это высшая форма общения людей.

     В состав государства входят земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные. Прав гражданства, по мнению Аристотеля, не должны иметь на только рабы, но и низшие классы, кроме воиной и тех, кто входят в законосовещательные органы. Только эти последние группы думают не только о собственной пользе, но и об общественном благе. Они имеют право на досуг – главную социальную ценность.

      Аристотель  много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Под его руководством были выполнены многие коллективные труды, в том числе дано описание 158 государственных устройств. Все формы государственного устройства, считал он, подразделяются по количеству правящих (по имущественному признаку) и по цели (моральной значимости) правления. В соответствии с первым признаком имеются монархия, аристократия и полития (республика) – это «правильные» формы правления. Монархия (царская власть) – власть одного, первая и самая «божественная». Аристократия – это правление немногих «лучших». Полития – правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владеет оружием. Средний класс – основа политии. Эти правильные формы правления могут вырождаться в «неправлильные» -  тиранию, олигархию и демократию. Тиран не заботится о благе подданных, он враг добродетели, лишающий людей энергии, желания отстаивать общее благо. Олигархия – господство богатых. Демократия – господство большинства, состоящего и бедняков. И те и другие используют государство в своих своекорыстных интересах. По второму признаку Аристотель выделяет в качестве «правильных» такие государства, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеются в виду только собственная форма.  Названия форм государственного устройства, введенные Аристотелем, вошли в лексикон теории государства.

Информация о работе Основные идеи философии Платона и Аристотеля