Основные концепции истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность может служить нравственному возвышению человечества.
Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Истина, говорил Г. Гегель, есть великое слово и еще более великий предмет. Отношение человека к истине выражает в какой-то мере его суть.

Содержание

Введение
Понятие истины
Основные концепции истины:
3.1 Корреспондентская (классическая) концепция истины
3.2 Когерентная концепция истины
3.3 Прагматическая концепция истины
4.Конвенционализм
5. Релятивизм
6.Догматизм
7. Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика
8. Критерии истины. Критика ошибочных взглядов в понимании критерия истины
9. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие истины
  3. Основные концепции истины:

3.1 Корреспондентская (классическая) концепция истины

3.2 Когерентная концепция истины

3.3 Прагматическая концепция  истины

4.Конвенционализм 
5. Релятивизм

6.Догматизм

7. Понятие относительной  и абсолютной истины, их диалектика 
8. Критерии истины. Критика ошибочных взглядов в понимании критерия истины 
9. Заключение

 

Введение 
  
В лучах сознания истина предстает в собственной и  живой форме знания. Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности  египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с  драгоценным камнем, называвшуюся истиной.  Стремление к истине и красоте как высшему благу  есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л. Н. Толстой, чтобы  всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.  
Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий  нравственно-эстетический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая  ее лишь прагматическая полезность может  служить нравственному возвышению человечества.  
Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями  правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Истина, говорил Г. Гегель, есть великое  слово и еще более великий предмет. Отношение человека к истине выражает в какой-то мере его суть. Так, по словам А. И. Герцена, уважение к истине — начало мудрости.  
Для подвижников науки, искусства искание истины всегда составляло и составляет смысл всей жизни. История помнит искателей истины, рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся травле, обвинявшихся в шарлатанстве, умиравших нищими. Такова судьба многих новаторов, пионеров науки.  
Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она  укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество. Понятие истины. Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины. 
  
Понятие истины.

Понятие истины относится  к важнейшим в общей системе  мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни". 

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима  ли она, - зависит зачастую и жизненная  позиция человека, понимания им своего назначения.  
А значит, зависит и  процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает  научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения. 

Имеются разные определения  истины

"Истина - это соответствие знаний действительности"

"Истина - это опытная  подтверждаемость";

"Истина - это свойство  самосогласованности знаний";

Истина - это полезность  знания, его эффективность";

"Истина - это соглашение". 

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.  
Современная трактовка  истины, которую, разделяют большинство  философов, включает в себя следующие  моменты: Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.  Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также  и духовная реальность. В-третьих, познание, его  результат - истина, а также сам  объект понимаются как неразрывно связанные  с предметно-чувственной деятельностью  человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное  знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. 
Эти моменты отграничивают  диалектическо-реалистическое понимание  истины от агностицизма, идеализма  и упрощенного материализма.  Одно из определений  объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта  познающим субъектом, воспроизводящее  познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Субъективная  и объективная истина

Характерной чертой истины является наличие в  ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна. Когда  мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. 

Формы истины

Существуют разные формы  истины. Они подразделяются по характеру  отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени  полноты освоения объекта и т.п.  
Вся окружающая человека реальность в первом приближении  оказывается состоящей из материи  и духа, образующих единую систему. И первая, и вторя сферы реальности становятся объектом человеческого  отражения, и информация о них  воплощается в истинах. Поток информации, идущий от материальных систем микро-, макро- и мегамиров, формирует то, что можно обозначить как предметную истину (она подразделяется на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины). Объектом освоения индивидом  могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. Можно ставить вопрос о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов, или о правильности нашего понимания теории относительности или современной синтетической теории эволюции; и там, и здесь употребимо понятие "истинности", что ведет к признанию существования концептуальной истины.  Аналогично положение  с представлениями того или иного  субъекта о методах, средствах познания, например, с представлениями о системном подходе, о методе моделирования и т.п. Это еще одна форма истины - операциональная.  Помимо выделенных могут  быть формы истины, обусловленные  спецификой видов познавательной деятельности человека. На этой основе имеется формы  истины: научная, обыденная, нравственная и пр.  К научной истине применимы  критерии научности. Все признаки (или  критерии) научной истины находятся  во взаимосвязи. Только в системе, в  своем единстве они способны выявить  научную истину, отграничить ее от истины повседневного знания или от "истин" религиозного или авторитарного знания.  
Практически-обыденное  знание получает обоснование из повседневного  опыта, из некоторых индуктивно установленных  рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (причинно-следственной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно доказанную, организованную, систематически связанную истину.  
В пределах науки имеются модификации  научной истины (по областям научного знания: математики, физики, биологии и  др.). 

Основные концепции  истины

Разные этапы в развитии культуры характеризуются преимущественным интересом к различным аспектам проблемы истины. Быстрый прогресс науки в19 – м и 20 – м веках выдвинул на передний план вопрос об истинности знания, получаемого применением научных методов, вопрос об истинности научного знания. Философия откликнулась на актуализацию этого вопроса разработкой нескольких концепций истинного знаний, научного знания в частности.

 

 

 Корреспондентская (классическая) концепция истины 

Одной самых распространённых в философии и науке указанного периода стала корреспондентская (от английского слова correspondence –  соответствие) концепция истины. Правда, как уже мы сказали, этой концепции присутствуют уже в сочинениях Аристотеля. По причине древности и согласия со здравым смыслом эту концепцию иногда называют также классической.

Как следует из названия, главным понятием этой концепции  является понятие соответствия. Истинное – это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна. С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании (об истинности суждения, высказывания, предложения, системы предложений), подразумевая знание, соответствующее предмету знания. – Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее (понятию, сущности). – Это онтологический вариант обсуждаемой концепции.

И в том, и в другом случае эта концепция представляется очень  понятной и естественной. Однако более  внимательное её рассмотрение показывает, что она содержит немало спорных  моментов и неясностей.

Главная из них – это  неясность содержания самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием о вещи и самой вещью? Ведь очевидно же принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличие от вещи, не имеет пространственной формы. Высказывание не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь, и т. д. Может сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему (ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему (материальному, объективному) миру. В чём же тогда соответствие высказыванием и вещью? Тесно примыкает к сформулированной проблеме проблема существования своеобразного посредника между высказываниями о вещах и самими вещами, в частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: о мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад в прояснение характера такого языка внесли исследования Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим. На нём можно говорить и об объектном языке, то есть о языке, на котором описывается мир вещей (мир фактов), и о самом этом мире вещей (мире фактов). Введение такого метаязыка позволило А. Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской концепции истины.

Не менее серьёзной  проблемой для обсуждаемой концепции истины является установление соответствия (степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи, проблема критерия истинности высказывания. В самом деле, для установления истинности высказывания (соответствия высказывания предмету этого высказывания) необходим некоторый метод. Предположим, что мы нашли такой метод. В истории философии и науки предлагались различные методы (критерии) истинности знания: очевидность, логическая непротеворичивость, общепринятость, полезность, практика … Понятно, однако, что и сами эти методы распознавания истинности (или неистинности) высказываний должны быть проверены на истинность, что требует привлечения других методов установления (критериев) истинности и т. д. Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы.

Это не значит что эта концепция  не работоспособна. Она имеет всего  лишь ограниченную область применимости. Её следует развивать, совершенствовать и дополнять другими концепциями.

Когерентная концепция истины

Сторонники этой концепции  пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания (суждениями, теориями, концепциями и т. д.) и фрагментами действительности (вещами, свойствами, отношениями). Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно (знание) является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Истоки этой концепции уходят в глубокую древность. Совершенно отчётливо они прослеживаются в трудах Аристотеля, сформулировавшего, как известно, основные законы логики (законы правильного, истинного) мышления. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию, претендующему на истинность.

Истинность, обеспечиваемую выполнением этих требований, можно  назвать формальной истинностью. И. Кант писал в связи с этим: «Формальная  истинность состоит всего лишь в  согласии знания с самим собой, при полном отвлечении от всяких объектов вообще и от всяких их различий. И поэтому всеобщие формальные критерии истинности – не что иное, как общие логические признаки согласования знания с самим собою, или, что-то же, с всеобщими законами рассудка и разума». Знание, претендующее на звание истинного знания, не может быть самопротиворечивым. Достаточно богатый, достаточно содержательный фрагмент знания, как правило, содержит уже обнаруженные либо имплицитно присутствующие противоречия. Наличие таких противоречий свидетельствует о том, что он исторически обусловлен и ограничен. Наличие таких противоречий – не предмет гордости, не повод для их апологии. Скорее, - это провод для новых усилий по уточнению и усовершенствованию соответствующего фрагмента знания, для усилий, направленных, в частности, на избавление, по крайней мере, от некоторых - наиболее «кричащих» - из этих противоречий. Когерентная концепция в принципе является операциональной, то есть с её помощью, затратив, конечно, определённое усилия, можно установить, способен ли тот или иной массив знания претендовать на истинность. Дело в том, что знание, дедуцированное (логически выведенное) из данной системы, будет когерентно этой системе и самокогерентно. Особенно широко и успешно эта концепция применяется в логико-математических науках, а также в тех разделах естествознания, в которых используются аксиоматический метод и метод формализации. Именно в таких науках легче и надёжнее осуществляется процедура установления когерентности знания. Поскольку, во-первых, в таких науках эксплицитно (явно и точно) формулируются основоположения (аксиомы, постулаты, принципы) теорий, достаточно строго описываются основные объекты теорий и применяемые в этих теориях правила вывода.

Информация о работе Основные концепции истины