Основные направления философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:13, доклад

Краткое описание

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека. Такие взгляды представляют собой совокупность рационально полученных знаний, в основе которых лежат вопросы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство и побуждая к новым исследованиям.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3
1.Основной вопрос философии ………………………………..4
2.Сущность материализма. Его разновидности ……………....5
3.Идеализм. Основные ветви идеализма…………...…………11
4.Эмпиризм……………………………………………………...14
5.Рационализм………………………………………………..…18
Заключение………………………………………………………21
Список использованной литературы………………………..…22

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО   Грозненский  Государственный Нефтяной Технический  Университет

имени академика М.Д. Миллионщикова

 

 

Кафедра «Философия»

 

 

 

ДОКЛАД

 

На тему: Основные направления философии.

 

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр.ЗК-12

Эртханова Э. М-С.

Проверила: Тесаева Х.С.

 

 

 

 

 

 

Грозный 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………..3

    1. Основной вопрос философии ………………………………..4
    2. Сущность материализма. Его разновидности ……………....5
    3. Идеализм. Основные ветви идеализма…………...…………11
    4. Эмпиризм……………………………………………………...14
    5. Рационализм………………………………………………..…18

           Заключение………………………………………………………21

           Список использованной литературы………………………..…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия - это обобщенная система взглядов на мир и место  в нем человека. Такие взгляды  представляют собой совокупность рационально  полученных знаний, в основе которых  лежат вопросы и неутомимое желание  человека ответить на них. Но природа  знания такова, что ответ на один вопрос нередко порождает массу  других вопросов и подчас не столько  проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обостряя человеческое любопытство  и побуждая к новым исследованиям.

У каждого изучающего философию  рано или поздно закономерно возникает  интерес к тому, есть ли в философии  такие вопросы, проблемы, которые  по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, то есть наиболее важными, главными, основными. Тема эта  представляет интерес не только для  начинающих, но и для профессиональных философов, среди которых одни уделяют  ей серьезное внимание, другие, напротив, не считают ее актуальной. И тем не менее, если окинуть общим взглядом всю долгую историю философии, не трудно заметить, что "вечные" философские проблемы, касающиеся происхождения, генезиса, сущности, мироздания и человека, а также, например, смысла жизни, природы человеческого познания и т.п., так или иначе присутствуют во всех философских учениях, фрагментарно или, напротив, детально обсуждаются в различных философских трудах, независимо от того, кому именно они принадлежат и к какому времени относятся.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

 

Основным в философии  традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а  бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя  и сознание (дух) – две неразрывные  и в то же время противоположные  характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного  вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона  основного вопроса философии  заключается в постановке и решении  проблемы: что первично – материя  или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем  или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления –  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

- объективный идеализм;

- субъективный идеализм;

- материализм;

- вульгарный материализм;

- дуализм;

- деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

- гностицизм;

- агностицизм;

- эмпиризм (сенсуализм);

- рационализм. 

МАТЕРИАЛИЗМ

 

 

  Материализм  (от  лат.  materialis  — вещественный)  (рис.1) - философское направление, которое исходит из того, что:

- мир материален, существует объективно, внесознания и независимо от  сознания;

- материя первична - никем не  сотворена - существует вечно;

- сознание и мышление - это свойство  материи;

- мир, его закономерности познаваемы.

 

 

                                              Рис.1.- Материализм

 

 

Философы и философские школы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи, назывались философскими школами материализма, или просто - материализмом.

Материализм - философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских  материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.

В обыденном же мировоззренческом  видении материалистами называют тех, кто при решении какой-либо жизненной  проблемы на первое место ставит материальные интересы, а духовными факторами  пренебрегает.

В основе мира лежит материальное начало (причины) - материя, атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:

- в природе материальной основой  материю; в результате последующего  развития материи через много  лет возникла духовная сущность (человеческое сознание);

- в обществе главными движущими  силами развития соответственно - материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные  идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д.

В современном смысле материализм  начинает зарождаться с работ  Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм  достигает в эпоху французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя его  к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом  древней Греции, метафизический материализм  нового времени и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

В общих чертах в рамках материалистической философии можно встретить разные формы материализма. Исторически  первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под  материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без  попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов считало  началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все  вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и  потому полагают, что ничто не возникает  и не исчезает, т.к такое естество всегда сохраняется.

Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота).

В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень  точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением  микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более  сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием  редукционизм (сведение сложного к  более простому).

Более сложные явления имеют  свои более сложные законы, потому, описание их с помощью законов  механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой  действительности, а отсюда в мире нет никаких внутренних противоречий, нет развития, нет никаких качественных изменений. А то, что мы наблюдаем - это только временные связи между  собой элементов материи. А так  как количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же.

Вариант метафизического материализма - вульгарный материализм - направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна.

Сторонники вульгарного материализма:

- полностью отрицали дух (идею) как реальность;

- единственной реальностью считали материю;

- отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс;

- были атеистами;

- в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);

- придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

- отвергали диалектику;

- всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное-белое");

- значительно упрощали положения традиционного материализма.

Представители данного направления  упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь"; "нет мысли без фосфора"), и отвергали необходимость разработки философии как науки.

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее  три основных закона её движения и  развития:

- закон единства и борьбы противоположностей.

- закон перехода количественных изменений в качественные.

- закон отрицания отрицания.

Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса, Энгельса и Ленина. В отличие от остальных  видов материализма, не сводит материю  только к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. Диалектический материализм  преодолевает все недостатки наивного и метафизического материализма.

Центральная идея диалектического  материализма - взаимопроникновение  и взаимопорождение противоположностей.

Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.

Исторический материализм - теория развития общества, разработанная в 19-20 веках в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Фундаментальная основа общества - материальное производство, оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание.

Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических  формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

Исторический материализм стремится  быть не только орудием познания, но и инструментом , могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но главным образом, законы диалектики.

Исторический материализм верит  в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического  развития - счастье для всех.

Кроме названных, необходимо также отметить и следующие разновидности материализма:

1) Физический материализм, который  усматривал в материи конечную  физическую реальность (классическая  механика); его принципы поколеблены  данными новейшей физики.

2) Биологически и/или физиологический,  материализм выставляет те же  соображения относительно души  и духа, причем он пренебрегает  качественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев).

3) Этический материализм - он  признает достойными только полезные  достижения или могущие быть  используемыми блага и отрицает  признание царства автономной  нематериальной ценности.

Материализм в социальном плане  имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.

Информация о работе Основные направления философии