Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:45, контрольная работа
Проблема универсалий — это спор о соотношении отдельных вещей и общих понятий, спор о том, существует ли объективное содержание у общих понятий, или нет, и если существует, то в какой форме. Универсалии характеризуют роды или виды («человек», «животное», «плод»). В споре проявились две тенденции:
1) реализм (от лат. realis — реальный);
2) номинализм (от лат. nomen — имя, наименование).
Выполнила: Панщенко Мария, Б1201Ст
Контрольная
работа № 3 «Основные позиции
Универсалия (от лат. universal
Проблема универсалий — это спор
о соотношении отдельных вещей и общих
понятий, спор о том, существует ли объективное
содержание у общих понятий, или нет, и
если существует, то в какой форме. Универсалии
характеризуют роды или виды («человек»,
«животное», «плод»). В споре проявились
две тенденции:
1) реализм (от лат. realis — реальный);
2) номинализм (от лат. nomen — имя, наименование).
Реализм. Согласно ему, общие универсалии существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.
Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского.
Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстракции).
Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля. Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму.
Существовал и крайний
Крайние номиналисты утверждали, что универсалии
существуют не в действительности, а только
в мышлении. Действительным существованием
обладают лишь единичные вещи, а универсалии
— это имена вещей.
Аристотель был умеренный реалистом. Аристотель утверждал, что универсалии существуют в единичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так, универсалия «справедливость» не обладает независимым существованием, но существует только в справедливых людях и справедливых обществах. Не существует общего понятия «дом» вне конкретных домов. «Ведь мы не можем принять, что существует некий Дом помимо отдельных домов», — утверждал Аристотель.
Номинализм. Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психологических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Основной тезис номинализма был сформулирован еще киником Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального существования и находятся только в уме. «Я вижу человека, а не человечность, лошадь, а не лошадность», — заявлял Антисфен.
Информация о работе Основные позиции средневековой дискуссии об универсалиях