Основные положения атомистического учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Буквальный перевод древнегреческого слова атом — неделимый, нерассекаемый. Соответственно под атомами понимались мельчайшие, далее неделимые первотела. Число атомов и многообразие их форм бесконечны. Сочетания атомов образуют бесконечное многообразие видимых тел, вещей. Вследствие своей неделимости атомы неуничтожимы, вечны и, что особенно важно, изначально обладают движением. Они, как говорил Демокрит, «трясутся» во всех направлениях. Это движение атомов и является в конечном счете причиной как возникновения, так и разрушения конечных вещей.

Содержание

Введение 3
Учение Левкиппа 4
Учение Демокрита 5
Учение Эпикура 6
Заключение 7
Список использованных источников 8

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 28.06 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования 

«Белорусский  государственный университет 
информатики и радиоэлектроники»
 
 

Кафедра философии 
 
 

Контрольная работа 

«Основные положения атомистического учения 
Левкиппа, Демокрита и Эпикура
» 

              Выполнил: Зданевич Ольга Владимировна 
              магистрант заочной формы обучения 
              кафедры электронной техники и технологии 
              спецальности 1-41-80-02
               

          Проверил: Миськевич Владимир Иосифович 
           
           
           
           
           
           

Минск 2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Учение  Левкиппа 4

Учение  Демокрита 5

Учение  Эпикура 6

Заключение 7

Список  использованных источников 8 

 

     

     Введение

     Наиболее  яркими представителями материализма античности были Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил  основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему  атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.

     Буквальный  перевод древнегреческого слова атом — неделимый, нерассекаемый. Соответственно под атомами понимались мельчайшие, далее неделимые первотела. Число атомов и многообразие их форм бесконечны. Сочетания атомов образуют бесконечное многообразие видимых тел, вещей. Вследствие своей неделимости атомы неуничтожимы, вечны и, что особенно важно, изначально обладают движением. Они, как говорил Демокрит, «трясутся» во всех направлениях. Это движение атомов и является в конечном счете причиной как возникновения, так и разрушения конечных вещей.

     Различия  чувственно воспринимаемых вещей и  явлений атомисты, как и предшествовавшие им мыслители, сводили в конечном счете к различиям, свойственным самой первооснове — атомам [1].

 

     Учение  Левкиппа

     Левкипп (ок. 500-440 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Элеи. Биографических сведений о нем не сохранилось. Многие историки философии вообще сомневаются в историческом существовании самой личности Левкиппа и полагают, что под этим именем выступал молодой Демокрит. Однако другие авторитетные исследователи подтверждают существование в истории такого философа. Из его работ до нас ничего не дошло. Ему приписывают две работы: "Великий диакосмос" и "Об уме".

     Левкипп считается основателем атомистической философии. Он вводит в рассмотрение понятие атома - неделимой частицы материи, эти атомы движутся в пустоте. В этом он отличается от Парменида, который не допускал небытие, т.е. пустоту, которая разделяет мельчайшие частицы сущего. Атомы различаются между собой лишь формой и величиной. Они неделимы, неизменны и бескачественны. Когда они сталкиваются и сцепляются, то образуются различные вещи. Двигаясь в пустоте, атомы порождают вихри, являющиеся причинами миров. В этом вихре атомы разделяются по принципу подобия. Отдельные скопления атомов под влиянием движения разогреваются, в результате чего образуются небесные тела. Все природные процессы подчинены необходимости и закономерны.

     Взгляды Левкиппа в основном совпадают с  воззрениями Демокрита. Поэтому их часто рассматривают вместе и говорят "Левкипп и Демокрит полагали" [2].

 

     Учение  Демокрита

     Демокрит (около 460-370 до Р.Х.) – древнегреческий философ, родом из Абдер. Он много путешествовал, побывал в Египте, Персии, Индии и преобрел значительное количество знаний. За свою долгую жизнь сделался многогранным ученым и написал свыше 70 работ по самым различным областям знания – физике, математике, риторике, философии. Он был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше.

     Демокрит  утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью.

     Демокрит  признавал вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих.

     Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого толчка никогда не было, так как движение - способ существования атомов.

     Он  полагал, что не только ничего не возникает  из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.

     Демокрит  придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечении  для объяснения восприятии внешних  предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так  называемые образы, подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи рассуждений.

     Объясняя  психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в  движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

     Демокрит  придерживался атеистических воззрений, о чем свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений.

     По  своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую форму правления. Философия Демокрита сыграла огромную роль для всей последующей философии [3, 4].

 

     Учение  Эпикура

     Эпикур (341-270 до Р.Х.) - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии.

     Эпикур  считал, что философия - это такая деятельность, которая приводит человека посредством размышлений к счастливой жизни, свободной от страданий.

     Эпикур  разделял свою философию на три части: канонику - учение о познании, физику, этику. Последняя выступала у Эпикура главной частью, но первые две части являются обоснованием этики.

     Согласно  Эпикуру, всё знание возникает из ощущений посредством восприятии предметов природы, к которым он также относил и образы фантазии. Восприятия возникают в нас вследствие проникновения в нас "образов" ("видиков") вещей. Они по виду подобны твердым телам, но значительно превосходят их "по тонкости". Образы эти отделяются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли.

     Если  они входят в органы чувств, то дают настоящее чувственное восприятие, если же проникают в поры тела, то дают фантастическое восприятие. Понятия, или общие представления, образуются на основе единичных представлений. Как восприятие, так и общее представление всегда верно отражают окружающий мир. Поэтому они выступают критериями знания. Заблуждения и ошибки возникают только в том случае, когда мы что-то прибавляем к нашим восприятиям, относим наше представление не к той действительности, т.е. источником ошибки оказывается разум.

     Для обоснования своей этики Эпикур привлекает атомистику Демокрита. Он исходит из трех сформулированных им предпосылок:

1) ничто  не возникает из несуществующего  и в него не переходит;

2) вселенная  была всегда именно такой, какова  есть в настоящее время и  всегда будет такой;

3) вселенная  состоит из тел и пустоты.

     Эпикур  признает, что тела состоят из атомов, которые неделимы и различаются  по форме, величине и весу. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу - весьма существенная черта его концепции.

     Отличие физики Эпикура от физики Демокрита  состоит в понимании движения атомов. Демокрит утверждал, что движение атомов в пустоте определяется внешней  механической необходимостью. Эпикур же считал, что атомы свободно отклоняются  от прямолинейного движения.

     При движении атомы самопроизвольно  отклоняются от прямолинейного движения и переходят в криволинейное. В этом состоит оригинальный вклад Эпикура в развитие атомистики. Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру для того, чтобы объяснить их столкновение между собой.

     Этим  он объясняет свободу, которая присуща  атомам: под действием тяжести  атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения. Концепция отклонения атомов, по замыслу  Эпикура, должна явиться основой  для концепции свободы человека.

     Разработанные Эпикуром учение о познании и физика не являются для него самодовлеющими областями знания, так как философия, по его мнению, должна не исследовать природу, а указывать человеку путь к счастью. Поэтому в центр своих философских воззрений он помещает этику как единственную область, заслуживающую серьезного рассмотрения. Взгляды Эпикура на проблемы этики оформлены в целостную систему, которая часто называется эпикурейской этикой [3, 4].

Заключение

     Предельная  простота и ясность основных принципов  атомизма обусловили его длительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли вплоть до XX в. Атомизм постоянно привлекал  к себе внимание как философов, так  и ученых. И это связано прежде всего с тем, что он давал естественно-причинное  объяснение самых разнообразных  природных явлений.

     «Атомистика, — пишет в этой связи Гегель, — поэтому вообще враждебна представлению о сотворении и сохранении мира силою чужого существа. Естествознание впервые чувствует себя в атомистике освобожденным от необходимости указать основание существования мира. Ибо если мы представляем себе природу как сотворенную и поддерживаемую другим, то мы ее представляем себе как существующую не сама по себе, как имеющую, следовательно, свое понятие вне себя, т. е. как имеющую чуждое ей основание; она, как таковая, не имеет в себе основания, она понятна лишь из воли другого; такова, какова она есть, она случайна, не имеет необходимости и понятия в самой себе. Но, согласно воззрению атомистики, представление схватывает внутреннюю сущность природы, т. е. мысль находит в ней самое себя, или, иначе говоря, ее сущность есть в себе некое мыслимое, и понятию доставляет удовлетворение именно понимать ее, полагать ее как понятие. В лице абстрактных сущностей природа имеет свое основание в самой себе; она проста для себя; атом и пустота суть такие простые понятия».

 

Список  использованных источников

     [1] Библиотека ГУМЕР [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info.

     [2] Институт Философии Российской Академии Наук [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iph.ras.ru.

Информация о работе Основные положения атомистического учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура