Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:50, реферат
Введение термин диалектика от греч. искусство веcти беседу, спор имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, роды .Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.
«Основные принципы диалектики»
Введение термин диалектика от греч. искусство веcти беседу, спор имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, роды .Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.
В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал. В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии человека.
Принципы диалектики. Принцип это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его дух . К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества единства диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством атрибутом материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму развитие. Движение может быть круговым обратимым , регрессивным и прогрессивным необратимые формы движения .Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость невозможность полного возврата к исходной точке ,преемственность связь нового и старого , направленность, цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей. Принцип тождества единства диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился как принцип тождества мышления и бытия со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной,диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и принципиальным существование развития в различных формах.
Один из предлагаемых
ответов заключается в
Абстрактное и конкретное
как этапы познавательного
Историческое процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ееконкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории теория это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего логического в нашей жизни.
Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, анатомия человека ключ к анатомии обезьяны . Развитая, классическая форма объекта это достижение полной выявленной его структуры, доступности, прозрачности его внутренних связей. Предмет как бы сам показывает себя, открывает нам то общее, логическое , что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной целью . Для исследователя предмет как своеобразная существенность возможностей, заложенных в нем, как достижение цели становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения.
Логическое помогает нам опознать прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации общее логическое начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории Э. В. Ильенков .
Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. Сова Минервы вылетает в полночь -человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, логика его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития.
Попытка предвидения
будущего на основе наших знаний еще
неразвившегося предмета, еще не устоявшейся
целостности неизбежно ведет
к произволу мышления. Такой вывод никак
не согласовался с пафосом обращенности
материалистической диалектики в будущее.
Система Гегеля неотделима от его метода,
идеалистическая система притягивала
диалектику к себе, не давала ей возможности
жить жизнью материального мира. Заключение
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс возникло
вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности
человеческого мышления определяется
уровнем развития общественной практики
и соответственно степенью познания диалектики
бытия, адекватное отражение которого
является необходимым условием разумной
ориентации человека в мире и преобразования
его в интересах людей.
Выполнила:
Студентка группы Ф-25у
Ласица О.