Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:38, реферат
Термин «диалектика» (от греч. – искусство веcти беседу, спор) имеет
различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду
искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения
различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения
понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».
и преобразования
его в интересах людей.
Диалектика
1. Общее
понятие диалектики и развития.
Диалектика
– признанная в современной философии
теория развития всего сущего и основанный
на ней философский метод. Диалектика
теоретически отражает развитие материи,
духа, сознания, познания и других аспектов
действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема
диалектика – что такое развитие?
Развитие
– общее свойство и главнейший
признак материи: изменение материальных
и идеальных объектов, причем не
простое (механическое) изменение, а
изменение как саморазвитие, результатом
которого является переход на более
высокую ступень организации.
Развитие
– высшая форма движения. В свою
очередь, движение – основа развития.
Движение
также является внутренним свойством
материи и уникальным явлением окружающей
действительности, поскольку движение
характеризуется целостностью, непрерывностью
и одновременно наличием противоречий
(движущееся тело не занимает постоянного
места в пространстве – в каждый
момент движения тело находится в
определенном месте и одновременно
уже не находится в нем). Движение
также является способом связи в
материальном мире.
2. Общее
понятие законов диалектики.
Среди способов
понимания диалектики развития –
законов, категорий, принципов –
основополагающими являются законы
диалектики.
Закон –
это объективные (не зависящие от
воли человека), общие, стабильные, необходимые,
повторяющиеся связи между
Законы диалектики
отличаются от законов других наук
(физики, математики и др.) своей всеобщностью
и универсальностью, поскольку они:
охватывают
все сферы окружающей действительности;
раскрывают
глубинные основы движения и развития
– их источник, механизм перехода от
старого к новому, связи старого
и нового.
Выделяются
три базовых закона диалектики:
единства
и борьбы противоположностей;
переход количества
в качество;
отрицания
отрицания;
3. Закон
единства и борьбы
Закон единства
и борьбы противоположностей заключается
в том, что все сущее состоит
из противоположных начал, которые,
будучи едиными по своей природе,
находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее
и холодное, черное и белое, зима
и лето, молодость и старость и
т.д.).
Единство
и борьба противоположных начал
– внутренний источник движения и
развития всего сущего.
Особый взгляд
на единство и борьбу и противоположностей
имел Гегель, считающийся основоположником
диалектики. Им были выведены два понятия
– «тождество» и «различие» и
показан механизм их взаимодействия,
приводящий к движению.
По Гегелю,
каждый предмет, явление обладают двумя
главными качествами – тождественностью
и отличием. Тождественность означает
то, что предмет (явление, идея) равен
самому себе, то есть данный предмет
есть именно этот данный предмет. В
то же время в тождественном самому
себе предмете есть то, что стремиться
выйти за рамки предмета, нарушить
его тождественность.
Противоречие,
борьба между едиными тождественностью
и отличием приводит, по Гегелю, к изменению
(самоизменению) предмета – движению.
Примеры: существует идея, тождественна
самой себе, в то же время в ней самой заложено
отличие- то, что стремится выйти за рамки
идеи; результат их борьбы – изменение
идеи (например, превращение идеи в материю
с точки зрения идеализма). Или: существует
общество, тождественное самому себе,
но в нем есть силы, которым тесно в рамках
данного общества; их борьба приводит
к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также
выделить различные виды борьбы:
борьба, приносящая
выгоду обеим сторонам (например, постоянное
соревнование, где каждая сторона
«догоняет» другую и переходит на
более высокую качественную ступень
развития);
борьба, где
одна сторона регулярно одерживает
верх над другой, но побежденная
сторона сохраняется и является
«раздражателями» для побеждающей, благодаря
чему побеждающая сторона переходит на
более высокую ступень развития;
антагонистическая
борьба, где одна сторона может
выжить только за счет полного
уничтожения другой.
Помимо борьбы
возможны иные виды взаимодействия:
содействие
(когда обе стороны оказывают
встречную помощь друг другу без
борьбы);
солидарность,
союзничество (стороны не оказывают
друг другу прямого содействия,
но имеют общие интересы и
действуют в одном в одном
направлении);
нейтралитет
(стороны имеют различные
мутуализм
– полная взаимосвязь (для выполнения
какого-либо дела стороны должны действовать
только вместе и не могут действовать
автономно друг от друга).
4. Закон
перехода количественных
Вторым законом
диалектики является закон перехода
количественных изменений в качественные.
Качество
– тождественная бытию
Количество
– исчисляемые параметры
Мера –
единство количества и качества.
При определенных
количественных изменениях обязательно
меняется качество.
При этом качество
не может меняться бесконечно. Наступает
момент, когда изменение качества
приводит к изменению меры (то есть
той системы координат, в которой
раньше происходило изменение качества
под влиянием количественных изменений)
– к коренной трансформации сущности
предмета. Такие моменты получили
название «узлов», а сам переход
в иное состояние понимается в
философии как «скачок».
Можно привести
некоторые примеры действия закона
перехода количественных изменений
в качественные.
Если нагревать
воду последовательно на один градус
по Цельсию, то есть изменять количественные
параметры – температуру, то вода
будет изменять свое качество –
станет горячей (в силу нарушения
структурных связей атомы начнут
двигаться в несколько раз
быстрее). При достижении же температуры
в 100 градусов произойдет коренное изменение
качества воды – она перейдет в
пар (то есть разрушится прежняя «система
координат» процесса нагревания – вода
и прежняя система связей). Температура
в 100 градусов в данном случае будет узлом,
а переход воды в пар (переход одной меры
качества в другую) – скачком. То же самое
можно сказать и об охлаждении воды и ее
превращении при температуре ноль градусов
по Цельсию в лед.
Если телу
придавать все большую и
В природе
не всегда удается определить узловой
момент. Переход количества в принципиально
новое качество может произойти:
резко, одномоментно;
незаметно,
эволюционно.
Примеры первого
случая были рассмотрены выше.
Что касается
второго варианта (незаметного, эволюционного
коренного изменения качества –
меры), то хорошей иллюстрацией данного
процесса были древнегреческие апории
«Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого
зерна совокупность зерен превратиться
в кучу?»; «Если из головы будет выпадать
по волосу, то с какого момента, с выпадением
какого конкретного волоса человека можно
считать лысым?». То есть грань конкретного
изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон
отрицания отрицания.
Закон отрицания
отрицания заключается в том, что новое
всегда отрицает старое и занимает его
место, но постепенно уже само превращается
из нового в старое и отрицается все более
новым.
Примеры:
смена общественно-экономических
формаций (при формационном подходе
к историческому процессу);
«эстафета
поколений»;
смена вкусов
в культуре, музыке;
эволюция
рода (дети – частично родители, но
уже на новой ступени);
ежедневное
отмирание старых кровяных клеток,
возникновение новых.
Отрицание
старых форм новыми – причина и механизм
поступательного развития. Однако вопрос
о направленности развития – дискуссионный
в философии. Выделяются следующие основные
точки зрения:
развитие
– только поступательный процесс, переход
от низших форм к высшим, то есть восходящее
развитие;
развитие
может быть как восходящим, так
и нисходящим;
развитие
хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика
показывает, что из трех точек зрения
наиболее близкой к истинной является
вторая: развитие может быть как восходящим,
так и нисходящим., хотя общая тенденция
все же восходящая.
Примеры:
организм
человека развивается, крепнет (восходящее
развитие), но затем, развиваясь дальше,
уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический
процесс идет по восходящему направлению
развития, но со спадами – расцвет Римской
империи сменился ее падением, но затем
последовало новое развитие Европы по
восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Таким образом,
развитие скорее идет не линейным образом
( по прямой), а по спирали, причем каждый
виток спирали повторяет прежние, но на
новом, более высоком уровне.
6. Основные
принципы диалектики.
Основными
принципами диалектики являются:
принцип всеобщей
связи;
принцип системности;
принцип причинности;
принцип историзма.
Всеобщая
связь означает целостность окружающего
мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность,
взаимозависимость всех его компонентов
– предметов, явлений, процессов.
Связи могут
быть:
внешние и
внутренние;
непосредственные
и опосредованные;
генетические
и функциональные;
пространственные
и временные;
случайные
и закономерные.
Наиболее
распространенный вид связи –
внешние и внутренние. Пример: внутренние
связи человеческого организма
как биологической системы, внешние
связи человека как элементы социальной
системы.
Системность
означает, что многочисленные связи
в окружающем мире существуют не хаотично,
а упорядоченно. Данные связи образуют
целостную систему, в которой
они располагаются в
Причинность
– наличие таких связей, где
одна порождает другую. Предметы, явления,
процессы окружающего мира чем-то обусловлены,
то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю
причину. Причина в свою очередь,
порождает следствие, а связи
в целом именуются причинно-