Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:35, реферат
Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.
В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.
Введение
Термин «диалектика» (от греч. – искусство веcти беседу, спор) имеет различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».
Гегель расширил понимание
В марксистской философии
В современных вариантах
Принципы диалектики
Принцип – это сложная,
Принцип развития является
цикличность.
Принцип всеобщей связи
Принцип тождества (единства)
диалектики, логики и теории
познания выражает единство
законов развития, тотальность
процесса развития, захватывающего
природу, и человеческое
Принцип восхождения от
Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями.
Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.
Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.
Научный
анализ избирает путь, противоположный
объективному развитию предмета:
развитая форма исследуемого объекта
позволяет судить об истоках
возникновения этого объекта,
«анатомия человека – ключ
к анатомии обезьяны». Развитая,
«классическая» форма объекта –
это достижение полной выявленности
его структуры, доступности, «прозрачности»
его внутренних связей. Предмет как бы
сам «показывает» себя, открывает
нам то общее, «логическое», что
является законом его развития.
Для своих прошлых состояний
высшая стадия предмета становится
своеобразной «целью». Для исследователя
предмет как своеобразная осуществленность
возможностей, заложенных в нем, как достижение
«цели» становится инструментом
изучения стадий его развития, поиском
момента его возникновения. Логическое
помогает нам «опознать» прошлое, в результате
чего логика развития предмета
и его реальная история совпадают. Этот
принцип неотделим от принципа
тождества бытия и мышления в его
гегелевской интерпретации: общее
(«логическое») начинает жить своей самостоятельной
жизнью в ткани истории, на определенной
стадии оно начинает рефлектировать над
собой и возвращается к своим истокам
с помощью рефлектирующего мышления. И
хотя в материалистической диалектике
этот принцип лишь указывает
пути человеческому познанию
истории, исследователи, пытаясь воспроизвести
этот принцип во всем объеме
своих смысловых оттенков, пришли к идее
объективного существования логического
как идеального в истории (Э. В. Ильенков).
Другой нетривиальный вывод из
принципа единства логического и исторического
– обращенность диалектики в прошлое,
но не в будущее. «Сова Минервы вылетает
в полночь» - человек не может уловить
пути, направления трансформаций предмета
в будущем, поскольку закономерности,
«логика» его еще не сформировалась,
она еще тонет в бесчисленных внешних
связях-возможностях. Судить можно
только о прошлом, когда мы уже
имеем путеводительную нить в виде
результата процесса, достигшего
своего предельного смыслового
развития. Попытка предвидения будущего
на основе наших знаний еще не
развившегося предмета, еще не
устоявшейся целостности неизбежно ведет
к произволу мышления. Такой вывод
никак не согласовался с пафосом обращенности
материалистической диалектики в будущее.
Система Гегеля неотделима от его метода,
идеалистическая система «притягивала»
диалектику к себе, не давала
ей возможности жить жизнью материального
мира.
Диалектическое мышление как
реальный познавательно-творческий
процесс возникло вместе с человеком и
обществом. Мера диалектичности
человеческого мышления определяется
уровнем развития общественной
практики и соответственно степенью
познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является
необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования
его в интересах людей.
Соотношение
формальной логики и
диалектики.
Формальная
логика есть низшая ступень в развитии
человеческого познания, снимаемая
диалектикой как «высшей формой
мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, Введение).
В свое время формальная логика была необходимой
формой развития науки, стоявшей перед
задачей овладеть отдельными вещами природы,
открыть частные формы движения, разложить
целое на части и познать их наиболее простые
свойства. В настоящее время формальная
логика ни в какой мере не отвечает нынешней
ступени развития человеческого познания
и той ступени революционной классовой
борьбы пролетариата за свержение изжившего
себя капиталистического строя и за построение
бесклассового социалистического общества.
В руках контрреволюционной буржуазии
формальная логика стала реакционным
орудием отстаивания всего старого и отжившего,
подобно тому как в руках революционного
пролетариата материалистическая диалектика
является революционным орудием познания
и изменения мира. Формальная логика представляет
собой теоретическое оружие наших классовых
врагов.1 Формально-логические концепции
характерны и для русских меньшевиков,
и для международной социал-демократии,
и для всякого рода оппортунистических
уклонов внутри ВКП(б). У нас не может быть
никаких компромиссов с формальной логикой.
Еще Энгельс указывал, что «вся логика
развивается лишь из… движущихся вперед
противоположностей… основания и следствия,
причины и действия, тождества и различия».
(Маркс и Энгельс, Соч., том XIV, стр. 391 –
392), а это значит, что вся логика есть логика
диалектическая. Ленин прямо ставит знак
равенства между марксизмом и диалектической
логикой. Он пишет: «марксизм, то-есть диалектическая
логика» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 135).
Из этого нельзя конечно сделать того
вывода, что формальная логика – просто
чепуха. Она есть одностороннее раздувание
некоторых относительных черт познания
в абсолют. Ее изучение имеет для нас значение
даже и теперь не только потому, что необходимо
знать своего врага, но и потому, что с
диалектической точки зрения очень важно
знать предыдущие этапы мышления. Формальная
логика, если взять ее чисто логическое
содержание, есть логика низшей ступени
мышления. А для того, чтобы утвердиться
на высшей ступени, для того, чтобы стать
сознательным диалектиком, надо основательно
изучить низшую ступень, понять ее недостатки
и преодолеть ее. Поэтому Ленин и указывает,
что для низших классов школы необходимо
ограничиваться формальной логикой, но
обязательно «с поправками»2 (Ленин, Соч.,
т. XXVI, стр. 134). Нельзя сразу стать диалектиком,
ибо «искусство …оперировать понятиями
не врожденно и не заключается в обыденном
здравом смысле, но требует действительного
мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, в книге:
Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 12), требует
усвоения всех основных достижений исторического
развития человеческого познания и всей
общественно-исторической практики человечества.
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики: