Основные принципы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.
В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

диалектика.docx

— 28.19 Кб (Скачать файл)

Основные  принципы диалектики

Введение

  Термин «диалектика» (от греч.  –  искусство  веcти  беседу,  спор)  имеет различные смысловые оттенки.  Впервые его применил  Сократ,  имея  в виду искусство диалога, направленное  на  достижение  истины  путем столкновения различных мнений. Платон  рассматривал  диалектику  как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».

  Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки  движения  мысли, увидел   столкновение   и    объединение    противоположностей    в    самой действительности, в истории, в культуре.

  В марксистской философии традиции  диалектика определялась  как   учение  о всеобщей связи   и  развитии,  осуществляемом  через  борьбу  противоположных  начал.

  В современных вариантах диалектики  практически отсутствует  понимания  ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как  форме  осмысления полярностей,  противоположностей,  пронизывающих   нашу   жизнь,   сознание, историю.  Различные  варианты  толкования  диалектики  предлагают  различные принципы   взаимоотношений   противоположностей   –   от    возможного    их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели  диалектики  содержат  в себе  установку на соединение этих  противоположностей  или,  по  крайней мере,  указывают на потребность их  объединения,  имеющуюся у   главного   действующего   лица диалектической коллизии – человека. 

                             Принципы диалектики 

  Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая  в себе основную напраленность  исследования,  его «дух».  К  таким  принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории  познания,  принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

  Принцип развития является прямым  следствием признания  движения  основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с  тем  принцип развития  выделяет  в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие.  Движение  может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).  Развитие  аккумулирует  в себе  особенности всех  трех   видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата  к исходной точке), преемственность (связь нового и старого),  направленность,

цикличность.

  Принцип всеобщей связи неотделим  от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации  первого принципа.  Возникновение,  изменение,  развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как  основное  содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

  Принцип  тождества  (единства)  диалектики,  логики  и  теории   познания выражает  единство  законов   развития,   тотальность   процесса   развития, захватывающего  природу, и человеческое мышление, и  общество.  Этот  принцип приводил  в некоторое смущение  марксистских  диалектиков.  В  гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со  всей  возможной последовательностью.  В  материалистической  диалектике возникли трудности с его применением. Его другая  формулировка  – единство диалектики  объективной,  диалектики  природы и диалектики   субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие  разных  форм  диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех  различных теоретических дисциплин – диалектики,  логики  и теории   познания,   то становится очевидным и «принципиальным» существование развития  в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем:  диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика  объективного;  логика изучает особенности развития  в человеческом  мышлении;  теория  познания пытается связать диалектику объективную и субъективную  с помощью принципа отражения.

  Принцип восхождения от абстрактного  к  конкретному  аккумулируют  в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики,  он  организует процесс познания. «Абстрактное» и  «конкретное»  имеют  несколько  значений.

Чаще  всего в повседневности абстрактное  понимают как  синоним  понятийности, в отличие от чувственности,  образности,  которая,  соответственно,  и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда  несущественных свойств и выделение основных. В  этом  смысле  познание  всегда  абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя  понятиями.

Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным,  есть  сама  объективная действительность,  где   существенное   и   несущественное   не   разделены. Абстрактное и конкретное как этапы  познавательного  процесса  имеют другой смысл. Конкретное  -  это отражение объективной действительности  в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства  проявлений,  свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей  связи,  общей логики развития   предмета,   воспроизведение   какой-то   одной   его   сторон   и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного –  научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения.  Познание происходит как движение от конкретного в действительности  и  конкретному в познании.

  Принцип  единства  логического   и  исторического  помогает  понять,   как конкретное в  действительности  трансформируется  в  конкретное  в  познании.

Логическое  – это теоретическое   воспроизведение  закономерностей  реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности  во  времени во всем многообразии  ее конкретных форм. Помимо тривиального  смысла  этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной  истории;  теория  – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи,  связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения  будущих событий, способом  существования общего  («логического»)   в нашей жизни.

Научный  анализ  избирает  путь,   противоположный   объективному   развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта  позволяет  судить  об  истоках  возникновения  этого  объекта,  «анатомия  человека  –   ключ   к   анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта –  это  достижение  полной выявленности  его структуры,  доступности,  «прозрачности»  его внутренних связей. Предмет как бы  сам «показывает»  себя,  открывает нам то  общее, «логическое»,  что является  законом его развития.  Для   своих   прошлых состояний  высшая  стадия  предмета  становится  своеобразной  «целью».  Для исследователя  предмет  как своеобразная   осуществленность   возможностей, заложенных в нем, как достижение  «цели»  становится  инструментом  изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое  помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика  развития  предмета  и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от  принципа  тождества бытия и мышления  в его гегелевской интерпретации:  общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на  определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической  диалектике этот  принцип лишь   указывает   пути   человеческому   познанию   истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот  принцип во  всем  объеме  своих смысловых оттенков, пришли к идее  объективного  существования логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков).  Другой  нетривиальный  вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность  диалектики  в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь»  -  человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем,  поскольку закономерности,  «логика»  его еще не  сформировалась,  она еще тонет в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить  можно только  о прошлом, когда мы  уже имеем путеводительную нить  в виде  результата  процесса, достигшего  своего  предельного смыслового  развития.  Попытка предвидения будущего на основе  наших знаний  еще не  развившегося  предмета,  еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления.  Такой  вывод никак не согласовался с пафосом обращенности  материалистической  диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая  система «притягивала» диалектику к себе,  не  давала  ей  возможности жить  жизнью материального мира. 

                                 Заключение 
 

    Диалектическое мышление как  реальный  познавательно-творческий  процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера  диалектичности  человеческого мышления   определяется   уровнем   развития   общественной    практики    и соответственно степенью  познания  диалектики  бытия,  адекватное  отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека  в мире и преобразования его в интересах людей. 

Соотношение формальной логики и  диалектики.   

Формальная  логика есть низшая ступень в развитии человеческого познания, снимаемая  диалектикой как «высшей формой мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, Введение). В свое время формальная логика была необходимой формой развития науки, стоявшей перед задачей овладеть отдельными вещами природы, открыть частные формы движения, разложить целое на части и познать их наиболее простые свойства.  В настоящее время формальная логика ни в какой мере не отвечает нынешней ступени развития человеческого познания и той ступени революционной классовой борьбы пролетариата за свержение изжившего себя капиталистического строя и за построение бесклассового социалистического общества. В руках контрреволюционной буржуазии формальная логика стала реакционным орудием отстаивания всего старого и отжившего, подобно тому как в руках революционного пролетариата материалистическая диалектика является революционным орудием познания и изменения мира. Формальная логика представляет собой теоретическое оружие наших классовых врагов. Формально-логические концепции характерны и для русских меньшевиков, и для международной социал-демократии, и для всякого рода оппортунистических уклонов внутри ВКП(б). У нас не может быть никаких компромиссов с формальной логикой. Еще Энгельс указывал, что «вся логика развивается лишь из… движущихся вперед противоположностей… основания и следствия, причины и действия, тождества и различия». (Маркс и Энгельс, Соч., том XIV, стр. 391 – 392), а это значит, что вся логика есть логика диалектическая. Ленин прямо ставит знак равенства между марксизмом и диалектической логикой. Он пишет: «марксизм, то-есть диалектическая логика» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 135).  
   Из этого нельзя конечно сделать того вывода, что формальная логика – просто чепуха. Она есть одностороннее раздувание некоторых относительных черт познания в абсолют. Ее изучение имеет для нас значение даже и теперь не только потому, что необходимо знать своего врага, но и потому, что с диалектической точки зрения очень важно знать предыдущие этапы мышления. Формальная логика, если взять ее чисто логическое содержание, есть логика низшей ступени мышления.  А для того, чтобы утвердиться на высшей ступени, для того, чтобы стать сознательным диалектиком, надо основательно изучить низшую ступень, понять ее недостатки и преодолеть ее. Поэтому Ленин и указывает, что для низших классов школы необходимо ограничиваться формальной логикой, но обязательно «с поправками»2  (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 134). Нельзя сразу стать диалектиком, ибо «искусство …оперировать понятиями не врожденно и не заключается в обыденном здравом смысле, но требует действительного мышления» (Энгельс, Анти-Дюринг, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 12), требует усвоения всех основных достижений исторического развития человеческого познания и всей общественно-исторической практики человечества. 

     5. Альтернативы диалектики

     Диалектика  является не единственной теорией о  развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

     К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

     Метафизика  является главной альтернативой  диалектики. Это объясняется тем, что:

  • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
  • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

     Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:

  1. по вопросу связей старого и нового – если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
  2. по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
  3. по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
  4. по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
  5. в системе мышления – если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или, «если не то, значит – это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  6. в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика – однообразно, по принципу «черное – белое»;
  7. в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства);
  8. согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;
  9. в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Информация о работе Основные принципы диалектики