Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:03, реферат
Краткое описание
Цель данной работы рассмотреть основные проблемы средневековой философии. Задачи работы: изучить проблему существования Бога и познания его сущности, проблему соотношения знания и веры, соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 Основная часть………………………………………………………………….. 5 1. Проблема существования Бога и познания его сущности…………….. 5 2. Проблема соотношения знания и веры…………………………………. 8 3. Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма………………………………………………………………11 Заключение………………………………………………………………………14 Список литературы…………………………………………………. ………….16
Борьба
религиозного интеллектуализма и религиозного
антиинтеллектуализма проходит красной
нитью через всю историю средневековой
философии. Однако на каждом конкретно-историческом
этапе истории эта борьба имела свои особенности.
В период становления христианской апологетики
она велась по вопросам отношения к античной
культуре вообще и к античной философии,
как теоретическому выражению этой культуры,
в частности; Представители антиинтеллектуализма
заняли по отношению к античной культуре
отрицательную позицию. Они стремились
опорочить ее в глазах своих приверженцев
как ложные, противоречивые по своей природе
воззрения, уводящие людей от их подлинного
назначения - «спасения своей души».
Негативная
позиция антиинтеллектуализма по отношению
к античной культуре отчасти объяснялась
и тем, что в христианских общинах на первом
этапе абсолютное большинство составляли
неграмотные, малообразованные люди. Положение
о том, что возвещенная в христианстве
истина - полная и окончательная, достаточная
для решения всех проблем человеческого
существования в известной мере удовлетворяла
его приверженцев и обеспечивала функционирование
христианства в обществе. Однако идеологи
христианства постоянно стремились к
расширению социальной базы новой религии.
Они хотели склонить на свою сторону образованные
слои римского общества: патрициев, интеллигенцию.
Решение этой задачи требовало изменения
политики по отношению к античной культуре,
перехода от конфронтации к ассимиляции.
Представители
интеллектуализма считали, что понятийно
рациональные средства воздействия не
следует отбрасывать в сторону, а тем более
оставлять в руках врагов. Их необходимо
поставить на службу христианству. Как
отмечает В. В, Соколов, уже у Юстина наметилась
примирительная линия по отношению к эллинистической
философии (см.: Соколов В. В. Средневековая
философия. -М., 1979. -С. 40).
Ориентация
на приобщение к античной культуре свое
высшее выражение находит в разработанной
Августином теории о гармонии веры и разума.
Августин выступает с требованием признания
двух путей приобщения людей к религии:
понятийно-рационального (логического
мышления, достижения наук и философии)
и нерационального (авторитета «Священного
писания» церкви, эмоций и чувств). Но эти
пути, с его точки зрения, неравноценны.
Августин отдает бесспорный приоритет
нерациональным средствам. «Не учением
человеческим, а внутренним светом, а также
силой высочайшей любви мог Христос обратить
людей к спасительной вере». Согласно
воззрениям Августина, религиозная вера
не предполагает рационального обоснования
в том смысле, что для принятия тех или
иных положений религии необходимо обязательно
знать, понимать, располагать доказательствами.
В сфере религиозной жизни следует просто
верить, не требуя никаких доказательств.
Вместе
с тем, Августин отчетливо сознает ту важную
роль, которую играют рациональные средства
воздействия. Поэтому он считает необходимым
усилить веру доказательствами разума,
ратует за внутреннюю связь веры и знания.
Врачевание души, по его словам, распадается
на авторитет и разум. Авторитет требует
веры и подготавливает человека к разуму.
Разум приводит к пониманию и знанию. Хотя
разум не составляет высшего авторитета,
познанная и, уясненная истина служит
высшим авторитетом. Послушный религии
разум и подкрепленная разумными доводами
вера - таков идеал августиновской апологетики.
Однако следует отметить, что представленная
Августином теория о гармонии веры и разума
не допускает и возможности, хотя бы в
какой-то степени, поставить веру в зависимость
от разума. Решающее значение в его системе,
без всякого сомнения, отдается откровению.
Августин
создавал свою теорию гармонии веры и
разума в IV-V вв. в ранний период христианской
истории. В XI-XII вв. в борьбе за идейное
господство в обществе начинает оказывать
все возрастающее влияние, зародившееся
в недрах феодальной культуры свободомыслие.
Появление средневекового свободомыслия
- связано с рядом объективных факторов:
выделение из крестьянского хозяйства
ремесла и развитие на этой основе городов,
которые постепенно становятся существенным
фактором средневековой жизни. В городах
начинает формироваться светская культура.
Одним из важнейших следствий этого фактора
является то, что церковь перестала быть
абсолютным носителем образования и образованности.
В связи с развитием ремесла и торговли
среди городского населения возрастает
потребность в знании права, медицины,
техники. Возникают частные юридические
школы, которые находятся под контролем
церкви, городского управления.
В
период упадка средневековой схоластики
возникает так называемая теория «двух
истин», согласно которой вера и разум
оказываются двумя независимыми областями,
различия между которыми столь радикальны,
что никогда не могут быть преодолены.
Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского
(ок. 1240 - 1281), Уильяма Оккама (ок. 1300 - ок.
1350), разграничение веры и разума является
фактически требованием эмансипации философии,
освобождения ее из-под контроля религии.
В
XI-XII вв. большинство схоластов были «реалистами»
- Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кенггерберийский
(1033 - 1109), Фома Аквинский. Будучи неоднородным,
данное направление проявлялось в ряде
концепций. Так, крайние реалисты придерживались
платоновского учения об идеях, суть которого
сводилась к тому, что есть общее (т. е.
Идеи), существующее до единичных вещей
и вне их. Например, сначала появляется
и существует идея стола, а потом уже создаются
конкретные столы; сначала идея добра,
а потом уже - конкретные добрые дела, и
т. п. К тому же до сотворения мира эти общие
идеи, или «универсалии», как их называли
средневековые авторы, находятся в Божественном
Разуме. Природа же, по их мнению, представляет
собой последовательность ступеней проявления
Бога, который по «универсалиям», как по
образцам, творит мир. В конечном счете,
первоначальным, подлинным бытием, с точки
зрения крайних реалистов, обладает не
реальный (физический) мир, а мир общих
понятий, идей.
3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ
Для
средневекового сознания весь смысл жизни
человека заключался в трех словах: жить,
умереть и быть судимым. Каких бы социальных
и имущественных высот человек ни достиг,
перед Богом он предстанет нагим. Поэтому
не о суете мира сего нужно заботиться,
а о спасении души. Средневековый человек
считал, что на протяжении всей жизни против
него накапливаются улики - грехи, которые
он совершил и в которых не исповедался
и не раскаялся. Исповедь же требует столь
характерной для Средневековья раздвоенности
- человек выступал одновременно в двух
ролях: в роли обвиняемого, ибо держал
ответ за свои дела, и в роли обвинителя,
поскольку сам должен был произвести анализ
своего поведения перед лицом представителя
Бога - исповедника. Свою завершенность
личность получала только тогда, когда
давалась окончательная оценка жизни
индивида и содеянного им на всем ее протяжении:
«Судебное
мышление» средневекового человека совершало
свою экспансию и за пределами земного
мира. Бога, Творца понимали как Судью.
Причем если на первых этапах Средневековья
Его наделяли чертами уравновешенной
суровой непреклонности и отцовской снисходительности,
то в конце данной эпохи это уже беспощадный
и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное
усиление проповеди страха перед грозным
Божеством философы позднего Средневековья
объясняли глубоким социально-психологическим
и религиозным кризисом переходного периода.
Божий
Суд имел двойственный характер, ибо один,
частный, суд происходил, когда кто-нибудь
умирал, другой. Всеобщий, должен состояться
в конце истории рода человеческого. Естественно,
что это вызывало огромный интерес философов
к постижению смысла истории.
Философия
истории
Самой
сложной проблемой, порой непонятной современному
сознанию, была проблема исторического
времени.
Средневековый
человек жил как бы вне времени, в постоянном
ощущении вечности. Он с охотой сносил
повседневную рутину, подмечая лишь смену
суток да времен года. Ему не нужно было
время, ибо оно, земное и суетное, отвлекало
от работы, которая сама по себе была лишь
отсрочкой перед главным событием - Божьим
Судом.
Теологи
утверждали, линейное течение исторического
времени. В концепции сакральной истории
(от лат. sacer - священный, связанный с религиозными
обрядами) время течет от акта Творения
через страсти Христовы к концу света
и Второму Пришествию. В соответствии
с этой схемой строились в XIII в. и концепции
земной истории (например, Винцента из
Бове).
Философы
пытались разрешить проблему исторического
времени и вечности. А проблема эта была
не проста, ибо, как и всему средневековому
сознанию, ей тоже свойственен определенный
дуализм: ожидание конца истории и одновременно
признание ее вечности. С одной стороны
- эсхатологическая установка (от греч.
eschatos - последний, конечный), то есть ожидание
конца света, с другой - история представлялась
как отражение сверхвременных, надысторических
«священных событий»: «Христос однажды
родился и больше родиться не может».
Большой
вклад в разработку этой проблемы внес
Августин Блаженный, которого нередко
называют одним из первых философов истории.
Он попытался объяснить такие категории
времени, как прошлое, настоящее и будущее.
По его мнению, действительно только настоящее,
прошлое связано с человеческой памятью,
а будущее заключено в надежде. Все вместе
раз и навсегда соединено в Боге как Абсолютной
Вечности. Такое понимание абсолютной
вечности Бога и реальной изменчивости
материального и человеческого мира надолго
стало основой христианского средневекового
мировоззрения.
Августин
занимается «судьбой человечества», руководствуясь,
однако, библейской историографией, утверждающей,
что предреченное пророками за много столетий
сбывается в установленные сроки. Отсюда
вытекало убеждение, что история, даже
при уникальности всех ее событий, принципиально
предсказуема, а, следовательно, наполнена
смыслом. Основание этой осмысленности
заключено в Божественном Промысле, провидении,
Божественной опеке человечества. Все,
что должно произойти, служит реализации
изначального Божественного плана:
наказанию
людей за первородный грех; испытанию
их способности сопротивляться человеческому
злу и испытанию их воли к добру; искуплению
первородного греха; призванию лучшей
части человечества к построению священного
сообщества праведников; отделению праведников
от грешников и окончательному воздаянию
каждому по его заслугам. В соответствии
с задачами этого плана история делится
на шесть периодов (эонов). Августин, как
правило, воздерживается говорить о временной
продолжительности каждого из периодов
и считает все библейские эсхатологические
сроки чисто символическими.
В
противоположность своим христианским
предшественникам и средневековым последователям
Августин больше интересуется не хронологией,
а логикой истории, чему и был посвящен
его главный труд - «De civitafe Dei» («О граде
Божьем»). В книге речь идет о всемирном
сообществе людей, сообществе не политическом,
а идеологическом, духовном.
Заключение
Средневековая
теологическая философия отличалась замкнутостью
на самой себе, традиционностью, повернутостью
в прошлое, оторванностью от реального
мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью,
учительством.
Можно
выделить следующие основные черты средневековой
теологической философии:
- теоцентризм
(главной причиной всего сущего, высшей
реальностью, основным предметом философских
исследований являлся Бог);
- изучению
самого по себе космоса, природы, явлений
окружающего мира уделялось мало внимания,
так как они считались творением Бога;
- господствовали
догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах)
о творении (всего Богом) и откровении
(Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается
противоречие между материализмом и идеализмом;
- человек
выделялся из природы и объявлялся творением
Бога, стоящим над природой (подчеркивалась
божественная сущность человека);
- провозглашался
принцип свободы воли человека в рамках
божественного предопределения;
- выдвигалась
идея о воскрешении человека из мертвых
(как души, так и тела) в будущем при богоугодном
поведении;
- выдвигался
догмат о спасении окружающего мира и
человечества путем воплощения Бога в
теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения)
и принятия Иисусом Христом на Себя грехов
всего человечества;
- мир
считался познаваемым через понятие Бога,
которое может быть осуществлено через
веру в Бога.
Значение
средневековой теологической философии
для последующего развития философии
в том, что она:
- стала
связующим звеном между античной философией
и философией эпохи Возрождения и нового
времени;
- сохранила
и развила ряд античных философских идей,
поскольку возникла на основе античной
философии христианского учения;
- способствовала
расчленению философии на новые сферы
(помимо онтологии – учения о бытии, полностью
сливавшегося с античной философией, выделилась
гносеология – самостоятельное учение
о познании);
- способствовала
разделению идеализма на объективный
и субъективный;
- положила
начало появлению в будущем эмпирического
(Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического
(Декарт) направлений философии как результатам
соответственно практики номиналистов
опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного
интереса к проблеме самосознания (Я –
концепция, рационализм);
- пробудила
интерес к осмыслению исторического процесса;
- выдвинула
идею оптимизма, выразившегося в вере
в победу добра над злом и в воскрешении.