Основные проблемы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:33, доклад

Краткое описание

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д[10].
дает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные проблемы философии.docx

— 15.01 Кб (Скачать файл)

Основные проблемы философии

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  специфических вопросов, которые  она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись  – это вопрос «что такое философия?»  В зависимости от его решения  философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет  стержневой, главный вопрос, раскрытие  которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов  это вопрос о первоосновах всего  существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени  – как возможно познание, для  современного позитивизма – в  чем суть «логики научного открытия»  и т. д[10].

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует  назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или  материальное? От его решения зависит  общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными  характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме  того, в зависимости от его решения  выделяются такие крупные философские  направления, как материализм и  идеализм. Формулируется целый ряд  категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Однако сказанное вовсе  не означает, что различным философским  концепциям не присуще общее. Можно  вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это[11]:

1. Исследование наиболее  общих вопросов бытия. При этом  сама проблема бытия понимается  в универсальном смысле. Бытие  и небытие; бытие материальное  и идеальное; бытие природы,  общества и человека. Философское  учение о бытии получило название  онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих  вопросов познания. Познаваем или  непознаваем мир; каковы возможности,  методы и цели познания; в чем  заключается сущность самого  познания и что есть истина; каков субъект и объект познания  и т. д. При этом философии  не интересны конкретные методы  познания (физические, химические, биологические  и т. д.), хотя она, в большинстве  случаев, не игнорирует их. Философское  учение о познании получило  название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих  вопросов функционирования и  развития общества. Формально эта  проблема, конечно, находит свое  место в учении о бытии. Но  поскольку именно общество оказывает  основное влияние на развитие  личности, формирует социальные  качества человека, постольку эту  проблему следует выделить в  отдельный раздел. Раздел философии,  который изучает общественную  жизнь, называется социальной  философией.

4. Исследование наиболее  общих и существенных проблем  человека. Этот раздел также представляется  одним из важнейших для философии,  поскольку именно человек является  исходным и конечным пунктом  философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек.  Философия человека называется  философской антропологией. 

Таким образом, философия  как наука охватывает собой широкий  круг вопросов относительно существования  человека, его окружения и его  смысла бытия. Если говорить об уникальности этих проблем, то ни одна другая наука  не занимается изучением столь глубоких вопросов существования человека. И  в то же время, изучаемы проблемы философии  являются достаточно универсальными, и в той или другой степени  рассматриваются отдельными науками. Отсюда и значение философского мышления – именно оно – стремление познать  неизведанное - является двигателем развития всей науки, в том числе и прикладных ее областей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической  функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


Информация о работе Основные проблемы философии