Основные разделы философского знания и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:51, реферат

Краткое описание

Философия - это форма общественного сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия исследует познавательное, ценностное этическое и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение философия неразрывно связана с классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой, активно воздействует на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей. Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее (противопоставление европейской и восточной философии)

Содержание

Основные разделы философского знания и их характеристика. – 2стр.
Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной цивилизации. – 6стр.
Список использованной литературы - 12 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 36.57 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Основные разделы философского знания и их характеристика. – 2стр.
  2. Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной цивилизации.                                                                                     – 6стр.
  3. Список использованной литературы                                              -  12 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные разделы философского знания и их характеристика.

Философия - это форма  общественного сознания, направленная на выработку мировоззрения, системы  идей, взглядов на мир и на место  в нем человека. Философия исследует  познавательное, ценностное этическое  и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение философия  неразрывно связана с классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой, активно воздействует на социальное бытие, способствует формированию новых  идеалов, норм и культурных ценностей. Философия зависит от культуры, представляет собой ее выражение и в то же время формирует ее (противопоставление европейской и восточной философии). Философия является выражением эпохи, что легло в основу общего деления  философии на древнюю, средневековую, философию Нового времени и современную (новейшую) философию.  
Основной вопрос философии - отношение мышления и бытия, сознания и материи, разделил философию на типы - материализм и идеализм. В материализме первично бытие, а в идеализме - сознание. 

Философия охватывает большой  комплекс вопросов, подчас далеко отстоящих  друг от друга. Она занимается огромным кругом проблем, также в достаточной  степени разнообразных и различных. Как следствие этого, философия, в значительной мере, упорядочена  и структурирована.

Основные разделы  философского знания:

1). Онтология (Метафизика). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире. Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности.

Онтология – учение о  бытии, раздел философии, изучающий  фундамент. принципы, наиболее общие  сущности и категории сущего. Бытие  – самое широкое (абстрактное) понятие, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования  многообразных вещей окружающего  мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние  на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория "ничто". У Демокрита  – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с  признанием единства мироздания. Человек  в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. 

2). Гносеология. Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством  таких проблем как интерпретация  субъекта и объекта познания, структура  познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о  познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой  схоластики проблематика Г. получает более  дифференцированное развитие, оформляются  многие компоненты категориального  аппарата классической гносеологии., а  попытки обосновать возможность  совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции  двойственной истины, фактически эксплицитно  формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной  множественности парадигм, а такие  направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного  процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа  достижения истинного знания, инспирировало  конституирование оппозиции «сенсуализм-рационализм», а, затем, и «эмпиризм-рационализм» (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает  проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как  заданная Кантом ориентация на выделение  субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике  метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло  проблему множественности оснований  познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая гносеология связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких предположениях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (»врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений гносеологии и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (»практика»), культурная норма (»парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий

3). Аксиология - это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей.. Выделение и конституирование предметной проблематики аксиологии, как самостоятельной области философской рефлексии было связано: 1) с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на “актуализированное реальное” и “желаемое и должное”, рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления; 3) с осознанием необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, того, что познание не является областью их монополии и доминирования, а также того, что оно также связано сложными отношениями с направленностью человеческой воли (для которой критериальное различение истины и неистины является далеко не единственным и не всегда определяющим среди иных критериев: добро-зло, прекрасное-безобразное, полезное-вредное и т.д.); 4) с обнаружением неустранимости из познания оценочного момента, разных модальностей и (позднее) типов организации мыслительной деятельности (логика, антропология, лингвистика, семантика и т.д., с которыми окажется связан новый поворот в развитии аксиологии.); 5) с постановкой под сомнение самых основополагающих ценностей христианской цивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с “открытым вызовом” им, брошенным Ницше; 6) с осознанием, с другой стороны, невозможности редукции понятия ценности к “благу” (традиция, идущая от Платона) или ее понимания как “стоимости”, экономической ценности (традиция утвердившаяся в классической политэкономии, существенно переосмысленная Марксом в “Капитале” и положенная затем в основу марксистской аксиологии, будучи соединена с разработками раннего Маркса и др. аксиологическими теориями). Таким образом, аксиология конституируется как философская дисциплина в специфических конкретно-исторических условиях философско-интеллектуальной жизни Европы, характеризующихся исчерпыванием импульсов, заданных Просвещением, осознанием (скорее, предчувствием) переломности эпохи и необходимости смены вектора развития. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология -  наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия. Невозможно более или менее точно определить время возникновения филос. антропологии как отдельной филос. дисциплины. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Др. Греции, и в последующем не было ни одной филос. школы или учения, в которых не поднимался бы вопрос о человеке: его происхождении, способностях, структуре сознания, смысле существования и т.п. 

4). Праксиология - раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утилитарными проблемами аксиологии. Ее вопросы – что такое человеческая деятельность? Какова ее природа? Какую роль играет она в развитии человека? 

5).Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни. Ее вопросы – какова природа общественных законов? Насколько они точны? Каково соотношение материальных и духовных факторов в жизни общества? В чем смысл истории? Существует ли общественный прогресс?  

6). Логика -  философская наука, анализирующая законы и особенности человеческого мышления. Ее вопросы – как возможно непротиворечивое знание о мире? Каковы основные законы человеческого мышления? Что необходимо для правильного мышления?  

7).Этика – философская наука о морали. Ее вопросы – почему и когда появляется нравственность? Что такое моральные законы? Насколько они вписываются в реальную жизнь? Что такое добро и зло? Каковы критерии добродетели?

8).Эстетика – философская наука о прекрасном. Ее вопросы – что такое красота? Каковы ее критерии? Что такое возвышенное и чем оно отличается от низменного? Что такое комичное? Что такое трагичное?

 

Указанные разделы являются основными, но не замыкают круг философского знания. В философию также входят особые отрасли знания, анализирующие  фундаментальные проблемы конкретных наук (напр. философия физики, философия  математики, философия истории, философия  биологии, философия химии, философия  техники, философия экономики, философия  политики).

 

  1. Особенности взаимодействия общества и природы в условиях современной цивилизации.

Проблемы взаимодействия общества и природы волновали  человечество с древнейших времен. Решались они достаточно трудно и, самое  главное, только в пользу человечества. Жизнь в согласии с природой - один из главных принципов жизни  на Земле.

Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно  утверждать, что на первых порах  оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим. На рубеже веков  кризисная ситуация в обществе связана  с переходом от индустриального  в постиндустриальное развитие, со сменой культур, ростом экологических  проблем, глобализацией социально-экономической  жизни, появлением новой философии  – экософии, связанной с новым  образом жизни и наличием здоровой среды жизни.

Благоприятное состояние  окружающей природной среды признается в нашем государстве элементом  материального благосостояния людей, рост которого, являясь высшей целью  общественного производства при  социализме, включает меры по охране окружающей человека среды, наряду с увеличением  производства материальных благ, строительством жилищ, развитием здравоохранения, улучшением условий труда, быта и  отдыха населения.

Таким образом, тема взаимодействия общества и природы и в начале нового тысячелетия остается наиболее актуальной проблемой научных изысканий. Поэтому так важно рассмотреть  концепции взаимодействия общества и природы.

Особенности взаимодействия общества и природы на современном  этапе.

 

Вся история человечества есть процесс развития взаимоотношений  между человеком и природой. Необходимо сознавать, что не зависящие от человека (внешние) изменения могут сыграть  основную роль в нарушении существующего  равновесия природных факторов. Изменение  орбиты Земли, извержения вулканов приводят к последствиям, превышающим все  мыслимые последствия от человеческой деятельности. Управлять этими событиями  и даже предвидеть их мы пока не в  состоянии.

В условиях научно-технической  революции все более усложняются  взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. НТР порождает  невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения. Природопреобразующая деятельность людей, явившаяся новой движущей силой развития природы, называется «антропогенным фактором».

Развивающееся промышленное производство оказывает большое  влияние на изменение природных  экологических систем. Преобразованные  экосистемы и возникшие новые  в результате сознательного воздействия  человека на природу называют «искусственными  экосистемами». Главными негативными  последствиями влияния антропогенного фактора на природную среду являются загрязнение воздуха, воды и поверхности  Земли, а также интенсивное истощение  ее минеральных ресурсов. В процессе трудовой деятельности происходит взаимное изменение природы и самого человека. В середине XX века загрязнение атмосферы  за счет хозяйственной деятельности повысилось на 20 %.

Современный этап воздействия  человека на природу является антропогенным  и характеризуется следующими особенностями:

1) в систему воздействия  человека на природу включается  новый элемент – его разум,  позволяющий осуществлять целенаправленную  эксплуатацию природы, вооружив  людей орудиями труда, которые  во много раз усиливают воздействие  человека на окружающую среду;

2) влияние антропогенного  фактора на окружающую среду  характеризуется постоянным ростом  давления на природу в меру  совершенствования средств труда  и пространственного расширения  деятельности человека: прямого  (экстенсивного) и по растущему  числу сфер (интенсивного);

3) исключительную значимость  в деятельности антропогенного  фактора играет все большее  ускорение развития человечества. В этих условиях природа не  успевает восстановить равновесие  экологических систем, нарушенное  вмешательством человека;

Информация о работе Основные разделы философского знания и их характеристика