Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 20:56, статья
В начале хотелось бы разобраться, что же представляет собой формальная и диалектическая логика.
Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Формальная логика. Формальная логика характеризуется структуризации мыслительного процесса при помощи специальных «символов и знаков». Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.
Данная логика строиться по формально-логическим законам. Разберем по подробней эти законы.
Закон тождества.
Основные различия двух типов логики: формальной и диалектической.
В начале хотелось бы разобраться, что же представляет собой формальная и диалектическая логика.
Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Формальная логика. Формальная логика характеризуется структуризации мыслительного процесса при помощи специальных «символов и знаков». Особенностью предмета формальной логики служит также анализ форм и законов мышления вне их возникновения и развития.
Данная логика строиться по формально-логическим законам. Разберем по подробней эти законы.
Закон тождества.
Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль тождественна сама себе, а есть а (или а=а), где а обозначает любую мысль. То есть нельзя отожествлять разные мысли, и нельзя принимать тождественные вещи за нетождественные. Но существует опасность нарушение данного закона. Отожествление различных мыслей в результате того, что разные люди, в меру особенности воспринимая окружающий мир, могут вкладывать разные мысли в одно и тоже понятие.
Следующий закон – закон непротиворечия.
Для того чтобы правильно познать действительность, наши суждения не должны быть противоречивыми. Противоречия делают мышление непоследовательным, бессвязным, они разрушают мысль, тормозят процесс познания. Этот закон указывает, что два противоположных мышления не могут быть истинными.
Пример: Если мы утверждаем, принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицаем, принадлежность этому же предметы другого признака, никакого противоречия не будет. Не будет противоречия между суждениями, если речь идет о разных предметах. Противоречия не будет и в том случае, если мы что-либо утверждали и то же самое отрицает относительно одного лица, но рассматриваемого в разное время. Наконец, один и тот же предмет нашей мысли может рассматриваться в разном отношении.
Из закона непротиворечий рождается третий закон – закон исключения третьего.
Закон исключение третьего говорит о том, что одно из двух суждений истинно, а другое ложно, третьего не дано и не следует искать.
Находя истину, мы находим достаточно основание – закон о достаточном основании. Имея непротиворечивающие суждения о предмете, и подтверждающие опыты, мы можем с полною увереностью сказать, что это истина.
Формальная логика имеет свой характер языка, который подразделяется на две группы терминов: дескриптивные и логические.
Дескриптивные термины (лат.descriptic- описание) - это имена предметов, предикаторы[1] и функциональные знаки.
С помощью данных выражений и формируется логическая система.
Логические принципы формальной логики строятся в независимости от воли людей, не созданы по их воли и желанию. Они показывают связи и отношение вещей данного мира.
Диалектическая логика. Диалектическая логика рассматривает все формы и закономерности развития « материальных и духовных вещей», то есть то, что нас окружает. В отличает от формальной логике, процесс мышление рассматривается в связи с действительностью. Диалектическая логика рассматривает предмет с объективностью и всесторонним рассмотрению. Существует методологический и мировоззренческий метод познания, которые тесно связаны между собой, одно вытекает из другого.
Как и формальная логика, диалектическая логика имеет свои законы.
Один из них является закон единства и борьбы противоположностей.
Сущность закона в том, что он раскрывает источник и движущиеся силы всякого развития. Действие данного закона можно охарактеризовать тем, что при решение противоречий появляется новый объект с новыми взаимодополняющими противоречиями. Сам процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон перехода количественных изменений в качественные характеризуется взаимодействием двух свойств – качества и количества.
Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка.
непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики рассмотрим колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, то есть он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.
Рассмотрев основные законы диалектической логики, заметим, что законы основаны на принципе противопоставления, нежели в формальной логике – подтверждения. Но, по-моему мнению, нельзя считать формальную и диалектическую логику противоположной. Как сказал Гегель: «Диалектическая логика дополняет формальную».
Молайчина Юлия Дасд-22.
[1] Педикаторы - это языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.