Основные религиозно философские учения Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Содержание

Введение……...……………………………………………………….2
Основные религиозно философские учения Древнего
Китая………........................................................................………….3
Зарождение философии в Китае……………………………………..3
Особенности развития философии в Китае…………………………5
Даосизм………………………………………………………………...7
Конфуцианство………………………………………………………..8
Искусство и наука Древнего Китая………………...……………….10
Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр………...10
Значение даосизма и конфуцианства для философии и культуры Древнего Китая……..................................................……………………………13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

фИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕ КИТАЯ.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

 

            Введение……...……………………………………………………….2

         Основные религиозно философские учения Древнего

         Китая………........................................................................………….3          

 Зарождение философии  в Китае……………………………………..3

               Особенности развития философии в Китае…………………………5    

              Даосизм………………………………………………………………...7                  

 Конфуцианство………………………………………………………..8

Искусство и наука Древнего Китая………………...……………….10      

 Влияние даосизма на  китайскую прозу, живопись, театр………...10

                  Значение даосизма и конфуцианства для философии и культуры           Древнего Китая……..................................................……………………………13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17  

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.         

 Китай - страна древней  истории, культуры, философии; уже  в середине второго тысячелетия  до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.         

 В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником.         

 Важнейшим элементом  древнекитайской религии был  культ предков, который строился  на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу потомков.          

 В глубокой древности,  когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла  собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и янь, которые занялись упорядочением мира.         

 Философия зарождалась  в недрах мифологических представлений,  использовала их материал.         

 Философия Древнего  Китая тесно связана с мифологией. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.               

 Наряду с появлением  космогонических концепций, в  основе которых лежали силы  ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.         

 Борьба за господство  между царствами привела во  второй половине III в. до н. э.  к уничтожению “Сражающихся царств”  и объединению Китая в централизованное  государство под эгидой сильнейшего  царства Цинь.         

 Глубокие политические  потрясения - распад древнего единого  государства и укрепление отдельных  царств, острая борьба между крупными  царствами за гегемонию - нашли  свое отражение в бурной идеологической  борьбе различных философско-политических  и этических школ. Этот период  характеризуется рассветом культуры  и философии.         

  Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

Основные религиозно философские  учения Древнего Китая.  

Зарождение философии  в Китае.

В эпоху Шань-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение.         

 Одной из отличительных  черт китайских мифов был зооморфный  характер действующих в них  богов и духов. Многие из  древнекитайских божеств имели  явное сходство с животными,  птицами или рыбами, были полуживотными – полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что “воля неба” постигается через гадания, а также предзнаменования. Религиозно-мифологические представления освящали систему господства родовой знати. Государь, правитель выступал перед своими подданными как сын неба.          

 Важнейшим элементом  древнекитайской религии был  культ предков, который строился  на признании влияния духов  умерших на жизнь и судьбу  потомков. В этот культ входило  также почитание мифических героев  древности. Мифы изображали их  великими благодетелями человечества. Почитание предков было также  приспособлено для укрепления  положения родовой знати. Для древнекитайской религии также было характерно жертвоприношение духам природы и предкам. Высшим посредником между духами и людьми являлся государь. Только он мог приносить жертвы духам неба и земли, на долю знатных людей оставались жертвоприношения предкам.         

 В мифологии существовало  и своё объяснение происхождения  мира, природы. В глубокой древности,  когда ещё не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла  собой мрачный бесформенный хаос. Согласно одному мифу, в бесформенном  мраке родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, а дух инь – землёй. По другому мифу, мифический первочеловек Пань-гу ударил топором по мраку, в результате чего всё легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. В мифах о происхождении Вселенной просматриваются зачатки натурфилософии.         

 Мифологическая форма  мышления просуществовала вплоть  до первого тысячелетия.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские  трактаты. Философы, жившие в V-III вв. до н. э., часто обращаются к мифам  для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления  и нормы правильного поведения  человека. Философия зарождалась  в недрах мифологических представлений, использовала их материалы.         

 Как и философии  других народов, древнекитайская  философия тесно связана с  мифологией. Однако эта связь  имела некоторые особенности,  вытекавшие из специфики мифологии  в Китае. Китайские мифы предстают  как исторические предания о  прошлых династиях, но они содержат  сравнительно мало материала,  отражающего взгляды китайцев  на становление мира и его  взаимосвязь с человеком. Поэтому  натурфилософские идеи не занимали  в китайской философии главного  места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе”-тайцзи,  о силах инь и ян и даже учение о Дао, ведут своё начало от мифологических построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.         

 Наряду с появлением  космогонических концепций, в  основе которых лежат силы инь и ян, возникают концепции, которые были связаны с “пятью первостихиями”. Живое созерцание природных явлений привело древнейших китайских мыслителей к принятию таких взаимосвязанных между собой первоначал, как вода, огонь, металл, земля, дерево.         

 В VII-III вв. до н. э.  в идейной жизни Древнего Китая  появляются новые явления, качественно  отличные оттого, что знала китайская  мысль предшествующего периода,  и что было обусловлено серьезными  социальными изменениями.

В этот период в Древнем  Китае происходят крупные экономические  и общественные изменения, обусловленные  появлением частной собственности  на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых орудий и инструментов в сельском хозяйстве и промышленности, улучшением самих способов обработки  почвы.         

 Указанный период китайской  истории характеризуется также  острой социальной борьбой внутри  выдвинувшихся своей экономической  и военной мощью царств, кровопролитной  войной между ними, уносившими, по  свидетельству источников, сотни  тысяч жизней. Единое Чжоуское государство фактически развалилось. Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.         

 Глубокие политические  потрясения – распад древнего  единого государства и укрепление  отдельных царств, острая борьба  между крупными царствами –  нашли своё отражение в бурной  идеологической борьбе различных  философско-политических и этических  школ. Этот период характеризуется  расцветом культуры и философии.          

 Наследственная рабовладельческо-родовая знать по прежнему цеплялась за религиозные идеи “неба”, “судьбы”’, правда, видоизменяя их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в “небо” или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, выработать новые правила взаимоотношения между различными социальными группами населения, определить место отдельного человек, страны в окружающем мире, определить отношения человека с природой, государством и другими людьми.          

 Именно в этот период  происходит формирование китайских  философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующие развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.  

Особенности развития философии в Китае.

В истории философии ярко раскрывается процесс освоения человеком  природы. Противостояние философских  идей отражало борьбу различных классов  в обществе. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений  в философии – материалистического  и идеалистического.         

 Специфика китайской  философии непосредственно связана  с её особой ролью в той  острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных  государствах Древнего Китая.  Развитие социальных отношений  в Китае не привело к четкому  разделению сфер деятельности  внутри господствующих классов.  В Китае своеобразное разделение  труда между политиками и философами  не было ярко выражено, что  обусловило прямую подчиненность  философии политической практике. Философы, первооснователи и распространители  разных школ, странствующие конфуцианские  проповедники, представлявшие весьма  влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками,  послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной,  отношений между различными классами  и социальными группами населения  в обществе, ,а также внутри господствующего класса, вопросы этики заняли господствующее место в китайской философии. Поэтому китайские мыслители  древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной.         

 Другая особенность  развития китайской философии  связана с тем, что естественнонаучные  наблюдения китайских ученых  не находили более или менее  адекватного выражения в философии,  так как философы не считали  нужным обращаться к материалам  естествознания. Единственным исключением  в этом роде являлась школа  моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили своё существование. Заложенные моистами традиции естественнонаучных наблюдений не получили дальнейшего развития. Канонизация конфуцианства, которое с самого начала в лице Конфуция выразило своё крайне пренебрежительное отношение ко всем естественнонаучным наблюдениям, которое считало основной задачей самосовершенствование нравственности человека, принизила общественный статус естественнонаучных наблюдений. 

Они молчаливо были признаны уделом людей низших, лишенных возвышенных  идей. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись  друг от друга.

Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила её предмет. В  силу этого натурфилософские концепции  объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы  человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Таковы некоторые особенности древнекитайской  философии.

Даосизм.

Основателем даосизма являлся  Лао-Цзы. Основным отличительным признаком  философии Лао-Цзы, характеризующим  последователей даосизма, является то, что Дао рассматривается как источник происхождения всего сущего.          

 Иероглиф Дао состоит из двух частей: шоу-голова и цзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-Цзы придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал, что Дао - это “корень неба и земли”, “мать всех вещей“, что Дао лежит в основе мира.         

 Так что же такое Дао в понимании Лао-Цзы?         

 В первом параграфе  его сочинения говорится: “Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао”. Дао не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой, одним словом, Дао – это “пустота” или “небытие”.         

 В четвертом параграфе  сказано: “Дао пусто, но при его использовании оно не переполняется”. “Пустота” – это то же, что и небытие, из которого Дао рождает всё сущее, что сформулировано в высказывании: “Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии”.         

 “Бытие” и “небытие”  - две основные категории в  философии Лао-Цзы, и Дао в его понимании возникло на основе этих категорий. Дао в философии Лао-Цзы – это абстрактное и гипертрофированное представление о “небытии”.         

Информация о работе Основные религиозно философские учения Древнего Китая