Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:11, реферат
Термин « эллинизм» обозначает греческий мир после Александра Македонского ( с конца 4 века до н.э.) до завоевания его римлянами( 2 век до н.э.). Это был период гибели греческого полиса и растерянности перед надвигавшейся опасности гибели грека как феномена человека, сформированного полисом. Все это вызвало к жизни новый тип философствования и способствовало созданию философии, получившей общее название эллинистический, отразивший изменившееся сознание людей.
Жизнь рациональная, жизнь в соответствии с разумом, по мнению стоиков
— жизнь естественная. Страсть — это ошибка, это пассивность, рациональность — это власть и это деятельность.
Действительно, считают стоики, натура, сущность всего есть разум (логос), жить в соответствии с натурой означает приспособиться к логосу. И долг мудрого, добродетельного человека состоит в том, чтобы жить по разуму, который требует в том случае, если человек оказывается в условиях, препятствующих разумному поведению, чтобы человек ушел добровольно из жизни, но не был вынужденным жить иррациональным образом.
Б. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему зеленый виноград: «Мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими, давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы ».
Считаемыми таковыми обыденным сознанием: радости и страдания, богатство и бедность среднего человека.
Несвободными стоики считают людей, неспособных мыслить, свободным считается человек, умеющий мыслить и быть адекватным всему происходящему. Свободен тот, кто понимает, кто живет, считая других подобными себе, кто устанавливает с другими рациональные отношения, кто создает все, уважая закон. Живя в согласии со своей природой, такой человек живет в согласии с природой вообще, в согласии с логосом. Отсюда понятно — в каком смысле все люди равны, все способны быть разумными, все братья и потому все граждане единого Государства, единого Города, который является «космосом».
Отсюда стоический космополитизм и мотивы естественного права: стоики отмечали, что принципы юстиции и права, их корни находятся не в «договоре», они происходят из разума (или природы), который руководит и запрещает, во всех действиях служит критерием справедливого и несправедливого. Таким образом стоиками было. сформулировано естественное право, полностью рациональное в качестве принципа как морального действия, так и политического порядка.
Абсолютный рационализм стоицизма, ригоризм его моральных принципов оказались очень привлекательными для римской государственности, и не случайно, что из всех философских школ Греции именно стоицизм получил самое широкое распространение и влияние в Римском государстве. Известен случай, когда одному из римских сенаторов во время заседания сообщили о гибели на поле брани его единственного сына, он сказал: «Я всегда знал, что породил смертного». Стоиками были некоторые римские императоры (Марк Аврелий) и многие политические деятели, аргументы стоицизма были предпочтительнее многих других при поддержке как обвинения, так и защиты в римских судах.