Основные формы бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка 1.docx

— 13.28 Кб (Скачать файл)

Основные формы бытия

Категория бытия допускает  любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном  многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые  объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия.

Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической  разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском  анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений  и процессов, в котором в  свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов  и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов  и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2)    Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3)    Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное  духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального: 

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и  состояний природы, или бытие  первой природы, существует до, вне  и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие  вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и  духа. Человек для самого себя и  первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии  человека нередко определяли как  «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной  из предпосылок возникновения и  общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического  существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального  функционирования в человеке его  духовно-психической структуры человек  как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.                  

Бытие каждого конкретного  индивида ограничено во времени  и пространстве. Но оно включено  в безграничную цепь человеческого  бытия и бытия природы и  является одним из звеньев  социально-исторического бытия.  Человеческое бытие в целом  - реальность, объективная по отношению  к сознанию отдельных людей  и поколений. Но, будучи единством  объективного и субъективного,  человек не просто существует  в структуре бытия. Обладая  способностью познавать бытие,  он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда  позитивно. Поэтому так важно  для каждого человека осознать  свое место и роль в единой  системе бытия, свою ответственность  за судьбы человеческой цивилизации.

 

 


Информация о работе Основные формы бытия