Основные формы материализма и идеализма в философии античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение основных форм мате-риализма и идеализма в философии античности, развитие диалектических идей и изучение философии Древней Греции.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………...……....3
1 Основные формы материализма и идеализма в философии антично-сти.......4
2 Развитие диалектических идей в античной филосо-фии……...………………8
3 Общая характеристика философии Древней Гре-ции………..........................11
Заключе-ние…………………………………………….…………………………15
Список использованной литерату-ры…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

План  работы

Стр.

Введение…………………………………………………………………...……....3

1 Основные формы материализма и идеализма в философии античности.......4

2 Развитие диалектических  идей в античной философии……...………………8

3 Общая характеристика философии Древней Греции………..........................11

Заключение…………………………………………….…………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

Введение

 

Античная философия  представляет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано, а черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачиналась наука о природе, развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Вавилон, Ливия, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей, ни в какой степени не умаляют их удивительной оригинальности.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. Тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяется личностными особенностями того или иного мыслителя.

Целью контрольной работы является изучение основных форм материализма и идеализма в философии античности, развитие диалектических идей и изучение философии Древней Греции.

Исходя из цели, формируются  задачи данной работы: дать определение  и показать основные формы материализма и идеализма, рассмотреть развитие диалектических идей в античной философии и изучить философию Древней Греции.

 

 

1 Основные  формы материализма и идеализма в философии античности

 

В античной философии  много веков до нашей эры возникло два основных типа философского мировоззрения - материализм и идеализм.

Материализм есть философское мировоззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия - материю. [6; 15]

Философский материализм  утверждает первичность материального  и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая познаваемость природы. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. Материализм в античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, позднее Эпикур.

Идеализм - есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. [6; 15]

Идеализм представляет собой теоретически развернутую  форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями. Основной познавательный исток идеализма - одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, гносеологическими корнями идеализма служит отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки которого коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне.

Выделяют объективный  идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма.

Материализм и идеализм - это противоположные друг другу философские воззрения. При этом материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм - сознание. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот.

Смена форм материализма и идеализма исторически происходила  в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики. Если материалистическая философия отражала и отражает интересы передовых социальных слоев общества, заинтересованных в его прогрессивном преобразовании, то идеализм являлся и является отражением взглядов консервативных слоев и классов, не заинтересованных в каких-либо преобразованиях. Многие формы идеалистической философии широко используют религию, которая сама является одной из форм идеализма. Античный материализм признает в качестве основы объективный материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. Он постулирует не только материю вообще, но определяется своими собственными законами и доступен человеческим ощущениям и восприятиям. Ранние античные материалисты признают в качестве материальной действительности живые материальные стихии, которые непосредственно воспринимаются обыкновенными органами чувств, а именно - землю, воду, воздух, огонь. Эти стихии продолжают нести в себе следы мифологического происхождения, они трактуются как живые, органические, способные рождаться, произрастать и умирать; они обладают душой и жизненным становлением. Например, логос Гераклита тождествен с мировым огнем.

Идея в материализме есть отражение тех отношений, которые существуют в материи, и в этом общем единстве идеи и материи основой является материя. Античный материализм слабо различает те логические категории, которые в самой материи создают систему всех наличных в ней отношений, а в качестве отражения в человеческом мышлении являются четко различимыми категориями, находящимися в своем собственном специфическом взаимоотношении, также он мало различает реальность материи и ее физические качества. Античные философы никогда не ставили перед собой задачу при помощи формул и законов переделывать материальную действительность. Античный материализм созерцателен и художествен.

Ярким представителем античного материализма является Аристотель. Философия у Аристотеля подразделялась на теоретическую (умозрительную), практическую (связанную с общением людей) и изобразительную. Для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность (субъективность), нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. В разрыве сущности индивидуальных вещей, в превращении сущностей в мир нематериальных идей он усматривал один из серьезных недостатков концепции идей Платона.

Платона является главным  представителем идеализма, направления  противоположного материализму. Центральное  место в философии Платона занимает проблема идеального (проблема идей). Важным свойством идей (идеального) является совершенство (идеальность), что выступает как образец, идеал, который существует сам по себе, но во всей полноте не реализуется в одном каком-то чувственно воспринимаемом явлении.

Каково бы ни было внутреннее содержание идеализма и материализма, борьба между ними наполняет всю историю философии. Исключить изучение этой борьбы в античной философии - значит убить впоследствии все живое и отказаться от понимания того, в чем заключался ее исторический процесс, периоды ее прогресса и регресса.

 

2 Развитие диалектических  идей в античной философии

 

Диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу) - умение вести спор, добиваясь истины путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях противника.

Греческие философы вкладывали разное содержание в понятие «диалектика», «диалектическое искусство», но оно мыслилось в единстве с диалогом и большей частью означало искусство ведения диалога, искусство спора и аргументации.

Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история. В античности первоначально этим термином обозначались:

- способность вести спор посредством вопросов и ответов;

- искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского, однако первым представителем диалектики принято считать Гераклита.

В философском мировоззрении древних  греков значительное место принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический подход к миру, который ярко проявился у Гераклита. [2; 64]

Все существующее, по Гераклиту, постоянно  переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга. [6; 30]

Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

После Гераклита наиболее известными диалектиками древности считаются Сократ, Платон, Аристотель.

Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа:

1. Дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Но стоит начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

2. Ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.

3. Рождение мысли, душа порождает истину. [4; 28]

Учеником Сократа был выдающийся мыслитель античности Платон.

Для Платона диалектика - это не только логика, хотя в ней есть и логический аспект; это не только учение о познании, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона - прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. [3; 152]

Платон под диалектикой  понимал не только разделение понятий  на четко обособленные роды, как  Сократ, и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. У Платона дается диалектика пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

В своем учении Аристотель продолжил развитие диалектический идей Платона. Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и присоединивший сюда учение о потенции и энергии, развил диалектику дальше. Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы. Следовательно, уже в рамках материалистической диалектики Аристотеля возникает вопрос о соотношении субъективной и объективной диалектики. При этом объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в сознании человека. Субъективная и объективная диалектика появилась намного позже благодаря немецкому философу Гегелю.

Развитие античной философии  и науки расширило сферу применения диалектики. Античная диалектика выступала как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах; как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях. Опыт античных философов-диалектиков о внутренней цели развития является ценнейшим вкладом в современное понятие диалектики, как науки.

 

3 Общая характеристика  философии Древней Греции

 

Философия Древней  Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой.

Греческая философия  античности явилась первой попыткой рационального постижения окружающего мира. Это культура общества, в котором ведущая роль принадлежала преимущественно рабскому труду.

Традиционно история античной философии подразделяется на три периода:

1. Архаический (философия  «ранней Греции»): VI - 1 пол. V вв. до н.э. В это время происходит распад традиционной родовой общины, и зарождаются первые греческие города-государстава - полисы.

Информация о работе Основные формы материализма и идеализма в философии античности