Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:09, реферат
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно
удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1:ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1:1Русская философия и ее способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
Отделение № 1
Основные черты русской философии
Реферат
Выполнила:
Фахрутдинова Олеся Николаевна
Специальность:
Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа ЗПНК-41
Преподаватель:
Котенко Марина Викторовна
Благовещенск, 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1:ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1:1Русская философия и ее способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ.
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача философии
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно
удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на
природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.
Православная догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.
Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского
существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.
1:1РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика, этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до большевистской революции. В более позднее время действительно русские философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии – науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости
внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к
спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –
профессионалов были позитивистами и материалистами.
В русской
философии стремление к
Ряд русских мыслителей
Русская философия, прежде
Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идеят божества, как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта «софийская» философия постепенно теряет свою религиозную
сущность. Еще в самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм».
Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической
архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство
основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного
отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных.
Русская философия содержит
религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы,
по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии – это
проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.
Интерес к истории
половине XIX века. Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца
XIX – начала
XX веков. Все сколько-нибудь
крупные представители
философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает
высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность
философов в рефлексии, в «оглядке» на свои собственные национально-
историческое традиции и идейные корни.
Отечественная философия долгое время оставалась для нас «белым
пятном», не признавалась и осуждалась как «белоэмигрантская». Долгое время
в нашей стране официально признавалась только марксиско-ленинская
философия, как единственно правильная и верная. И поэтому работы советских
философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо как
правило не касались целых пластов отечественной религиозной философской
мысли. Были существенно ограничены и историко-философские изыскания
больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались
имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеем доступ к трудам русских
философов без предварительной цензуры. Знакомство с их идеями будет
полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления
преемственности философской традиции.
Будем надеяться, что в скором времени появятся на свет другие работы
по исследованию разных проблем русской философии современных авторов. Такие
работы позволят углубить и обогатить нашу национальную культуру.
Дальнейшие исследования филосо
надеяться, позволит прояснить и некоторые сложные проблемы нынешнего
социального развития, будет способствовать духовному возрождению
современной России.
Список используемых источников.
1. Бердяев Н.А.
Истоки и смысл русского
2. Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии. 1991 № 12.
3. Галактионов А.А. Нипандров П.Ф. Русская философия IX-XIX в.1989
4. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.– Т.1. 1970.
5. Зеньковский
В.В. История русской
6. Ильин И.А. Наши задачи. – М. 1992
7. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева М. 1988 (Новое в жизни науки и
технике) Философия: № 8
8. Лосев А.Ф. Русская философия. Страсть к диалектике. - М., 1990.
9. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
9. О России и русской философской культуре. – М., 1990.
10. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. Вопросы
философии, № 6. 1990
11. Философия. Мифология. Культура. – М. 1991.
12. Хорутий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и
православия. Вопросы философии, № 5. 1991.
13. Шпетт Г.Г.
Очерки развития русской