Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:47, реферат
Несмотря на то, что философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.), период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления справедливо было бы датировать I—IV вв. В это время соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.
1.Основные черты средневековой философии ( теоцентризм, иерархичность, схоластика)...........................................................................................................3
2. Основные представители ( Августин, Аквинский, Абеляр)........................5
3. Схоластика. Номинализм и реализм..............................................................7
Список литературы
Отношение к природе в Средние века
В Средние века формируется новое воз- зрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное, как это по большей части было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, т. е. творить чудеса.
В христианском вероучении внутренне связаны между собой догмат о творении, вера в чудо и убеждение в том, что природа «сама для себя недостаточна» (выражение Августина) и что человек призван быть ее господином, «повелевать стихиями». В силу всего этого в Средние века меняется отношение к природе. Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности (за исключением некоторых учений, например софистов, Сократа и др.); основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души. Эта ситуация несколько меняется только в период позднего Средневековья — в XIV в. Во-вторых, если даже и
возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность и отсылающих к ней; а это — реальность религиозно-нравственная. Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывают здесь сами себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.
Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в первую очередь на Священном Писании и его толкованиях, был в высшей степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего Средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук, как астрономия, физика, биология.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-592 с.
2. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М., 2002.
3. История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 736 с.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
5. Философия. Учебник для вузов. /Под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 928 с.
6. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: А.Л. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.