Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:15, контрольная работа
Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В.В.Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути- <<не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…>> В ХIХ в.<< Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. >>Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична( хотя в ней сильное религиозное начало) и не космоцентрична( хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: <<она больше всего занята темой о человеке и его судьбе, и путях, о смысле и целях истории. >>
Основные этапы развития и национальные особенности русской философии.
Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В.В.Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути- <<не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…>> В ХIХ в.<< Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. >>Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична( хотя в ней сильное религиозное начало) и не космоцентрична( хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: <<она больше всего занята темой о человеке и его судьбе, и путях, о смысле и целях истории. >>
Несмотря на то , что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянно обращенная к историческим судьбам России. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.
Становление философской мысли в Древней Руси относится к Х- ХIIв. Времени глубоких социально – политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства- Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.
Начальный этап
в развитии философии связан с
появлением первых литературных произведений,
содержащих оригинальные философские
идеи и концепции. В этот период складывается
обусловленный типом
Следующий этап- охватывает ХIII-ХIVв.- время жесточайших испытаний, вызванных татаро- монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.
Новый этап развития охватывает период с конца XIVпо XVIв., характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры. Значительное воздействие на философию этого периода оказал исихазм- мистическое направление в православном богословии. Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров- Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая нравственно- политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно- нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природе. Главной проблемой стало государство , власть и право. Взгляд на Московское православное царство- Святую Русь- как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции<<Москва- третий Рим >>.Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Ф.Карпова и И. Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления. проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания византийского гуманиста- просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим достижением русской средневековой философии.
Заключительный этап развития
русской средневековой
Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры- Киевско- Могилянская и Славяно- греко- латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.
Начало XVIIIв. стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли.
При характеристике
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность.
С другой стороны- эти же условия
привели к такому ненормальному для самой
философии состоянию, когда при восприятии
философских учений политические установки
приобретали доминирующее значение и
сами эти учения оценивались прежде всего
с точки зрения их <<прогрессивности>>
или <<реакционности>>, <<полезности>>или<<
При характеристике
Самобытная русская философия
в своих новаторских исканиях
теснейшим образом была
Информация о работе Основные этапы развития и национальные особенности русской философии.