Основные этапы развития и национальные особенности русской философии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:15, контрольная работа

Краткое описание

Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В.В.Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути- <<не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…>> В ХIХ в.<< Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. >>Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична( хотя в ней сильное религиозное начало) и не космоцентрична( хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: <<она больше всего занята темой о человеке и его судьбе, и путях, о смысле и целях истории. >>

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 22.24 Кб (Скачать файл)

Основные этапы  развития и национальные особенности  русской философии.

Русская философская  мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В.В.Зеньковский отмечал, что философия нашла в России свои пути- <<не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами…>> В ХIХ в.<< Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. >>Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична( хотя в ней сильное религиозное начало) и не космоцентрична( хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике:  <<она больше всего занята темой о человеке и его судьбе, и путях, о смысле и целях истории. >>

Несмотря  на то , что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали ярко выраженная моральная установка, постоянно обращенная к историческим судьбам России. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Становление философской мысли в Древней  Руси относится к Х- ХIIв. Времени глубоких социально – политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древнерусского государства- Киевской Руси, влиянием византийской и болгарской культур, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благоприятные условия для зарождения древнерусской философии.

Начальный этап в развитии философии связан с  появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские  идеи и концепции. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой  вместе с христианством философской  традиции своеобразный способ философствования. К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести <<Слово о Законе и Благодати >> Илариона, <<Повесть временных лет >>Нестора, <<Послание к Фоме>>Климента Смолятича,<<Слово о  премудрости>> и <<Притча о человеческой душе и теле>> Кирилла Туровского,<<Поучение>>В.Мономаха,<<Послание Владимиру Мономаху>> Митрополита Никифора,<<Моление>> Даниила Заточника.

            Следующий этап- охватывает ХIII-ХIVв.- время жесточайших испытаний, вызванных татаро- монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

            Новый этап развития  охватывает  период с конца XIVпо XVIв., характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры. Значительное воздействие на философию этого периода оказал исихазм- мистическое направление в православном богословии. Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров- Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая нравственно- политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно- нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природе. Главной проблемой стало государство , власть и право. Взгляд на Московское православное царство- Святую Русь- как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции<<Москва- третий Рим >>.Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Ф.Карпова и И. Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления. проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания византийского гуманиста- просветителя Максима Грека, философское творчество которого стало величайшим  достижением русской средневековой философии.

             Заключительный этап развития  русской средневековой философии  характеризуется противоречивыми  процессами формирования основного  миропонимания, столкновением традиционной  духовной культуры с возрастающим  влиянием западноевропейской науки  и просвещения. Наиболее значительные  фигуры русской мысли этого  периода- протопоп Аввакум- продолжатель и строгий ревнитель духовных традиций древнерусской культуры и противостоящие ему Симеон полоцкий и Юрий Крижанич- проводники западноевропейской образованности и культуры. Важнейшими темами их размышлений был человек, его духовная сущность и нравственный долг, познание и место в нем философии, роблемы власти и роли различных социальных слоев в политической жизни общества.

Значительную  роль в распространении философских  знаний играли крупнейшие центры образования  и культуры- Киевско- Могилянская и Славяно- греко- латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

             Начало   XVIIIв. стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения  предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли.

              При характеристике особенностей  развития философии в России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которое по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские идеи свободно излагали И.Кант, В.Шеллинг,  Г.Гегель и др.мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского- Шихматова <<Польза философии не доказана, а вред возможен>>. Вплоть до второй половины XIXв. Философская  проблематика осваивалась в  России преимущественно в философско- литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

         С одной стороны, становление  русской  философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность.

          С другой стороны- эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их <<прогрессивности>> или <<реакционности>>, <<полезности>>или<<бесполезности>> для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые и отличались философской глубиной, но имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

           При характеристике особенностей  русской философии нужно учитывать  также культурно- исторический фон на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов проходит через всю историю русской философии. Что касается формы философствования, то ее специфика удачно определена А.Ф. Лосевым, который показал, что русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, этика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития. Другой темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно- практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к вопросам морали, а доминирование моральной установки при анализе многих   других проблем.

           Самобытная русская философия  в своих новаторских исканиях  теснейшим образом была связана  с религиозным миросозерцанием.  Говоря об этом, В.В. Зеньковский отмечает, что русская мысль всегда и навсегда осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой. В настоящее время бесценный духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные этапы развития и национальные особенности русской философии.