Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:13, реферат
В эпоху античности меняется не только система представлений, но и отношение к природе. Наличие у природных объектов "души" вовсе не означало для античного человека, что они являются субъектами, относятся к сфере "человеческого", равны в своей самоценности человеку. И, тем не менее, вторая черта экологического сознания этой эпохи заключается в том, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Такое противоречие связано с противоречивостью, двойственностью самого античного сознания: с одной стороны, для античности свойственно уже научно-логическое мышление, но с другой миф, мифологическое мышление не исчезают полностью, а становятся как бы "подтекстом" научно-логического, особенно в период заката античности.
Введение
1.Особенности античного мировоззрения
2.Представление о природе в античности
Заключение
Список использованной литературы
Поскольку и человек, и природа созданы богами, возникает своеобразное "равенство в отчужденности": человек и природа равны перед богами, но отчуждены друг от друга. Иными словами, складывается психологическая противопоставленность человека и природы. Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы. Природа стала объектом изучения, и хотя она при этом не лишалась "души" (например, Аристотель даже звезды считал одушевленными), но душа у нее менее "качественная", чем человеческая. Разделение Платоном "разумной" (человеческой) души и "чувственной" (животной) ярко демонстрирует противопоставленность человека и природы, его принципиальное превосходство над ней с точки зрения античного сознания. В эпоху античности меняется не только система представлений, но и отношение к природе. Наличие у природных объектов "души" вовсе не означало для античного человека, что они являются субъектами, относятся к сфере "человеческого", равны в своей самоценности человеку. И, тем не менее, вторая черта экологического сознания этой эпохи заключается в том, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Такое противоречие связано с противоречивостью, двойственностью самого античного сознания: с одной стороны, для античности свойственно уже научно-логическое мышление, но с другой миф, мифологическое мышление не исчезают полностью, а становятся как бы "подтекстом" научно-логического, особенно в период заката античности.
Наконец, третья черта сознания эпохи античности понимание ценности непрагматического взаимодействия с миром природы: для античного человека природа это не только материальная (вещественная, реальная), но еще и духовная (нравственная, интеллектуальная) ценность. Природа начинает выступать как образец, идеал гармонии, которой человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Красота, совершенство природы становятся одной из популярных тем античной литературы, да и всего античного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Особенности античного мировоззрения
2.Представление о природе в античности
Заключение
Список использованной литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеев П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин . - 4-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2008. - 588 с.
2. Аристотель. Метафизика IV(соч. в 4 – х томах). - М., 1975.
3. Богомолов В.С. - Античная философия. – М., 1988.
5. Кузьменко Г. Н. Введение в историю философии (мировоззренческий аспект) : учебное пособие / Г. Н. Кузьменко . - М. : Гардарики , 2005. - 141 с.
6. Лешкевич Т. Г. Философия : вводный курс / Т. Г. Лешкевич . - 2-е изд., доп . - М. : Эксперт. бюро-М , 1998. - 460 с.
7.Философия ( под. редакцией профессора В.Н. Лавриненко). – М., 2000.