Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:31, реферат
Переход от социально однородного родового общества к социально
дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не
просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни,
т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения.
ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Генезис философии: переход от мифа к логосу
Переход от социально однородного родового общества к социально
дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не
просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни,
т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения. В нём были слиты воедино самые разнородные
компоненты: общемировоззренческие установки, конкретные знания, религиозные
представления, этические нормы, эстетические идеалы. Впоследствии, при
распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные
формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство.
При переходе древних греков от родового патриархального общества к
цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в
систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера,
«Теогонии» Гесиода и др. Теогонические мифы отвечали фундаментальной
потребности человека понять каким образом произошел мир, как он устроен,
какое место в нем занимает человек. В пределах самой мифологии появились
мысли о рождении всего существующего. Гесиод в своей «Теогонии» описывает
этот процесс как
хаоса.
Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса,
описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов
символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними
представлялись в форме
явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с
соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила
системный и упорядоченный характер.
На примере теогонии
наглядно видны особенности
а именно:
V объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил,
их умысла и воли;
V отсутствие
грани между реальным и
V оценка всех явлений с точки зрения их полезности или вредности,
дружественности или враждебности по отношению к человеку;
V отсутствие
теоретического интереса к
представляют сами по себе.
Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а
представлениями, образами, которые носили многозначный,
расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на
основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения. В основе
мифологического генетизма лежала перенесение на всю действительность
отношений родовой общины, а именно – кровнородственных отношений.
Первой задачей философского мышления стала уяснение
противоположности между реальным, существующим по своим законам
миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между
объективным и субъективным в более поздней философской терминологии.
Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала
прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то
человек как разумное существо должен стремиться познать мир и
сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или
иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении
начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой
представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру
предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и
выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики
предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим,
растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем
мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не
просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а
переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым
содержанием.
Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось у древних
греков и отношение к усвоенным на Востоке зачаткам положительных
знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие из
практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались
обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического
освоения, без
сколько-нибудь детального
обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и
физических построениях V в. до н. э. обнаруживают поразительную
склонность к обоснованию выдвигаемых или используемых положений.
Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные
вавилонянами и египтянами как тезисы, обнаруживают у греков
тенденцию превращаться в доказываемые теоремы. Своеобразной чертой
античной философии была связь её учений с учениями о природе, из
которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия,
физика, биология. В VI и даже в V вв. до н. э. философия ещё не
существовала отдельно от познания природы, а знание о природе –
отдельно от философии. Однако особенность античной философии в том,
что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и
понятий научных
воззрений, относящихся к
многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только
первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные
представления
о мире вместе с тем
постановку и решение философских вопросов. И для науки древних
греков, и для античной философии характерно обилие почти
одновременно возникших научных гипотез и типов философских учений.
Объясняется это тем что при рано возникшей острой научной пытливости
древние греки могли удовлетворять её только в тех условиях и
границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти
полное отсутствие эксперимента. Для античного рабовладельческого
общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к
физическому труду.
Отношение это и сравнительная
рабочей силы
слабо стимулировали
обусловленного техникой научного эксперимента. Следствие этого
основными способами
научного исследования были
опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной
проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль
идет от действия к его причине, а одно и то же действие может
вызываться различными причинами, то в условиях невозможности
экспериментальной проверки в умах различных мыслителей,
принадлежавших к высокоодаренному народу, возникали различные
гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это
многообразие гипотез означало многообразие типов философского
объяснения мира. Так, уже в V в. до н. э. , после того как элейцы
обосновали мысль о вечности истинно- сущего бытия которое не может
ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические
гипотезы Эмпедокла,
Анаксагора и атомистов
которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых
выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных
частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие
возникавших в Древней Греции типов философских учений сделала
античную философию школой философского мышления для всех последующий
времен.
2. Рождение первых философских диалектических идей
Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже
поставленный до неё в мифологии, - о происхождении мира. Философия
сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти
принципиально
новое решение с помощью
Идея
первоначала была выдвинута
представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII – пер. пол.
VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в
до н. э.) и Гераклитом из Эфеса (544 или 540 – 480 гг. до н. э.).
Первоначало мыслилось
им как нечто единое с
а не что–то неприродное рассматривается ими как причина всего
сущего.
Указания
на первоначало означало
философскому
мышлению – выделялось
это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме:
Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит –
огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля,
вода, воздух, огонь)
были символами всеобщего. Они
вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса
– это философское переосмысление мифологического Океана, огонь
Гераклита – не просто огонь, а огнелогос – разумный, вечный и
божественный космический огонь.
Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является
причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего
сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец
теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом,
разумным словом, философским понятием.
> Всё последующее развитие античной философии было спором о
первоначале,
последовательным
Натурфилософское представление о первоначале было внутренне
противоречивым
и в дальнейшем тупиковым
возникали вопросы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение
тому или иному началу – воде, воздуху, огню или сразу четырём
стихиям, можно ли объяснить всю природу при помощи её части – ведь
природа не может быть и тем, что объясняется, и принципом
объяснения.
> В философском мировоззрении древних греков значительное место
принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как
единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический
подход к миру,
который наиболее ярко проявилс
Идея борьбы противоположных начал сочеталось у Гераклита с
мыслью о вечности
происходящих в мире изменений,
образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет, все
изменяется» и Кратило «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
давно вошли в философскую культуру.
Диалектика Гераклита ещё не была выражена в понятиях, а
строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно
достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень
философских проблем, но ещё не была философией в собственном смысле
слова, а протофилософией или предфилософией. Для нее было характерно
наличие многих образов мифологии, не разработанность собственной
философской терминологии,
отсутствие философской
3. От протофилософии к философии: единство и множественность
бытия
Труды философов Элейской школы (Элеатов), основателем которой
был Ксенофан (р.ок 570 г. до н. э.), а главными представителями –
Парменид (р.ок 540 г до н. э.) и Зенон (р.ок 480 – 430 гг. до н.