Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 11:37, реферат
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая.
* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
* расцвет эстетики;
* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;
* преобладание идеализма над материализмом;
* все более нередкое
объяснение явлений
* завышенное внимание
к проблеме погибели и
* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
* постепенное слияние
античной и христианской
досократический
2 Фалес
Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес, согласно утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: “познай самого себя”.
2.3 Анаксимандр
После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок. 610 — 546 гг. до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”, о содержании которой известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них — Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать, что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а признавая таковым апейрон — материю, рассматриваемую как обобщенное абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и включающее в себя существенные свойства природных элементов. Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению, первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.
2.4 Анаксимен
Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем высказывании греческого мыслителя: “Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание”. Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется, например, огонь.
Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров, считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал, что все небесные светила — Солнце, Луна, звезды, другие тела ведут свое происхождение от Земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим разрежением воздуха и степенью его удаления от Земли. Близкие звезды производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза, объясняющая затмение Солнца и Луны. Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным будет и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.
Гераклит Эфесский
Великим диалектиком античного мира является
Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 до н.э.). Он
принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный,
нелюдимый, он отказался от предложенного
ему высшего сана в государстве в пользу
своего брата (афинского царя Кодра), но
ходил в пурпуре со знаками царской власти[1].
Все существующее, по Гераклиту, постоянно
переходит из одного состояния в другое.
Ему принадлежат знаменитые слова: “Все
течет!” (можно ли переоценить эту гениальную
максиму?!), “В одну и ту же реку нельзя
войти дважды”, “В мире нет ничего неподвижного:
холодное теплеет, теплое холодеет, влажное
высыхает, сухое увлажняется”. Возникновение
и исчезновение, жизнь и смерть, рождение
и гибель — бытие и небытие — связаны
между собой, обусловливая и переходя
друг в друга.
Получается, что ничего нет, все лишь становится.
Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем
что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь
в абсолютной немоте. В ощущении остается
лишь одна текучая волна, за которую трудно
ухватиться щупальцами разума: она все
время ускользает. Это ведет к крайнему
скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя
утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке
что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного[2].
Согласно воззрениям Гераклита, переход
явления из одного состояния в другое
совершается через борьбу противоположностей,
которую он называл вечным всеобщим Логосом,
т.е. единым, общим для всего существования
законом: не мне, но Логосу внимая, мудро
признать, что все — едино. По Гераклиту,
огонь и Логос “эквивалентны”: “огонь
разумен и является причиной управления
всем”, а то, что “всем управляет через
все”, он считает разумом. Гераклит учит,
что мир, единый из всего, не создан никем
из богов и никем из людей, а был, есть и
будет вечно живым огнем, закономерно
воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Огонь — образ вечного движения. Огонь
как видимая форма процесса горения является
наиболее подходящим определением для
стихии, понимаемой как субстанция, для
которой характерно, что она есть вечный
процесс, “пылающая” динамика сущего.
Но это совсем не значит, что Гераклит
на место воды и воздуха поставил огонь.
Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита
Космос — это вечно полыхающий огонь,
но это живой огонь. Он тождествен божеству.
Гилозоистический пантеизм[3] обретает
у него наиболее совершенное выражение.
Огонь как душа Космоса предполагает разумность
и божественность. А ведь разум обладает
властной силой управления всем сущим:
он все направляет и всему дает форму.
Разум, т.е. Логос, правит всем через все.
При этом объективная ценность человеческого
разума определяется степенью его адекватности
Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита
считают ярким представителем религиозного
движения своего века. Он разделял идею
бессмертия души, считая смерть рождением
души для новой жизни.
Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия
бытия — изменение вещей, текучесть сущего.
Подвергая критике гераклитовское учение,
Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон
обратили внимание на другую сторону —
на устойчивость, сохранение вещей. Принято
считать, что греки вообще не были склонны
к умеренности ни в своих теориях, ни в
своей жизни. Если Гераклит утверждал,
что все изменяется, то Парменид — прямо
противоположное: ничто не изменяется.
Замечательно по силе обобщения утверждение
Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь
и нечто не может превратиться в ничто”.
Рассмотрим воззрения Ксенофана именно
в этом контексте потому, что Парменид
— центральная фигура этой школы — ученик
Ксенофана. Его учение и по времени, и по
существу предшествует учению Гераклита,
а учение последнего предшествует учению
Парменида.
Ксенофан из Колофона (ок. 565—473 до н.э.)
— столь же философ, сколь и поэт — изложил
свое учение стихами[4]. Всю жизнь (а прожил
он почти сто лет) был очень бедным, скитался
по различным городам Греции в качестве
рапсода, чем и добывал пропитание. Он
и не стремился к богатству, находя в самом
себе неистощимые сокровища: его дух был
постоянно и фанатично погружен в созерцание
великих идей и в поиски их наилучшего
поэтического выражения, окрыленный рвением
к знанию и мудрости. Он был безжалостен
к праздным, требовал от людей трезвой
деятельности согласно разуму и на пользу
себе и людям. Ксенофан не был равнодушен
к поэтическим красотам гомеровских творений,
но его возмущала их религиозная неправда
(в этом с ним единодушен Платон). Ксенофан
писал:
Всем Гесиод и Гомер бессмертных богов
наделили,
Что у люден укор вызывает и порицание;
Кражей, блудом, взаимным обманом их наделили.
Он выступал против антропоморфических
элементов в религии: он высмеивал богов
в человеческом виде и жестоко бичевал
поэтов, которые приписывают небожителям
желания и грехи человека. Он считал, что
бог ни телом, ни духом не походит на смертных.
Высказывая свою мысль в одной из сатир,
он ссылался на эфиопов, изображающих
своих богов плосконосыми, и на фракиян,
которые дают богам своим голубые глаза
и грубые очертания[5].
Ксенофан высказал ряд оригинальных для
своего времени мыслей, например о происхождении
Земли, полагая, что она появилась из моря.
В качестве аргументов он ссылался на
то, что в отдалении от моря (в горах) находят
раковины, а на камнях — отпечатки рыб
и растений. (Это уже не мифология, а строгая
логика научного порядка.)
Философские воззрения Ксенофана особо
значимы для нас потому, что он стоял во
главе монотеистов и во главе скептиков.
Именно из его уст вырвался крик отчаяния:
ничего нельзя знать достоверно! Секст
Эмпирик приводит такие слова Ксенофана:
“Ясно никто не постиг ничего и никто
не постигнет!” Нерешительность его тонкого
ума посеяла семена скептицизма, которые
прорастают на ниве всей последующей истории
философии. Состояние его ума метко описано
неким Тимоном, который вкладывает в уста
Ксенофана такие слова: “О, если бы я имел
ум глубокий, осторожный и в обе стороны
глядящий! Увы! Долго блуждал я, обольщенный,
по дороге заблуждений! Теперь убелен
я годами, но подвержен сомнению и разнообразному
томительному колебанию, ибо, куда ни обращусь,
я теряюсь в едином и всем”[6].
Впервые именно Ксенофан осуществил разделение
видов знания, сформулировав проблему
соотношения “знания по мнению” и “знания
по истине”. Показания чувств дают не
истинное знание, а лишь мнение, видимость:
“над всем царит мнение”, “людям не истина,
а лишь мнение доступно”, утверждает мыслитель.
Ксенофан, обуреваемый сомнениями, не
был удовлетворен взглядами Фалеса и Пифагора
на бытие. Состояние его души выражено
фразой Аристотеля: “Вперив свой взор
в беспредельное небо, он объявил, что
единое Бог”. Солнце и месяц неслись по
этому небу, звезды мерцали в его необъятном
пространстве; Земля беспрестанно рвалась
к нему в виде шара; души людей стремились
к нему каким-то неясным влечением. Это
— центр бытия, это само бытие, оно есть
Единое, недвижимое, в лоне его движения
Многое. (Трактовку Бога в виде небосвода
и шара следует понимать как метафору,
памятуя, что автор склонен к образному
мышлению.) Под Единым Богом Ксенофан вовсе
не разумел личного Бога, отдельного от
мира: Бог неотделим от мира, который суть
лишь его проявление. Ксенофан полагал,
что есть лишь одно Бытие во многих видах
и это одно — Бог. Ксенофана можно назвать
монотеистом пантеистического толка.
Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ
и политический деятель, центральная фигура
Элейской школы[7]. Он родился в знатной
семье и провел молодость в забавах и роскоши,
а когда пресыщение удовольствиями подсказало
ему о ничтожестве наслаждений, он стал
созерцать “ясный лик истины в тишине
сладкого учения”. Он принимал активное
участие в политических делах родного
города. Парменид был признан своими согражданами
одним из мудрых политических руководителей
Элеи. По утверждению Плутарха, “Парменид
же свое собственное отечество привел
в порядок отличнейшими законами, так
что власти ежегодно заставляли граждан
давать клятву оставаться верными законам
Парменида”[8].
Как было принято тогда, Парменид написал
поэму “О природе”, где образно представлен
путь познания в виде аллегорического
описания путешествия юноши к богине,
открывающей ему истину. В первых же стихах
поэмы Парменид провозглашает главенствующую
роль разума в познании и подсобную роль
чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном)
истину, основанную на рациональном познании,
и мнение, основанное на чувственных восприятиях,
которые знакомят нас лишь с видимостью
вещей, но не дают знания их истинной сущности.
Философию он разделил на философию истины
и философию мнения, назвав критерием
истины разум, в чувствах, говорил он, точности
нет: недоверните чувственным восприятиям,
не вращайте бесцельно глазами, не слушайте
ушами, в которых раздается только шум,
и не болтайте праздно языком, но разумом
исследуйте высказанные доказательства.
Центральной идеей Парменида является
бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление
всегда относится к чему-то, ибо без сущего,
о котором оно высказывается, мы не найдем
мысли. Попробуйте помыслить ни о чем!
И вы убедитесь, что это невозможно. Ничего
нет и ничего не будет, кроме сущего, да
и нет сущего, где было бы пусто от сущего.
Бытие не возникло: оно непреходяще. Гениальна
идея Парменида о том, что нет и не может
быть пустого пространства и времени вне
изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал
лишенным изменчивости и многообразия.
Парменид тем самым создал непроходимую
пропасть между миром, как он дан нам в
восприятии, полным движения, и миром единого
и неподвижного бытия, открывающегося
мышлению. Возникла драматическая ситуация
в развитии познания: одни расплавляли
мир в потоке воды и полыхании огня, а другие
как бы кристаллизовали его в неподвижном
камне. Ценна такая идея Парменида: только
бытие есть, небытия нет. Лишь у “пустоголового
племени” бытие и небытие признаются
тождественными. Небытие невозможно ни
познать, ни высказать: мыслимо только
сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия:
мысль без бытия — ничто.
Нужно отметить глубокую мудрость этой
идеи. И в самом деле: попробуйте помыслить
то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего
не получится. Ваша мысль будет метаться
в поисках небытия, при этом каждый раз
как бы “хватая” нечто сущее. Небытие
недоступно ни чувствам, ни мыслям. Тут
у Парменида выявляется исключительно
глубокая идея о предметной отнесенности
мысли; эта фундаментальная идея остается
непоколебимой в веках. Любопытна мысль
Парменида, считавшего, что Вселенная
не имеет недостатков. Характеризуя сущее
в его цельности, он говорит: сущее не может
быть “ни чуточку больше, ни чуточку меньше”.
Стало быть, нет и пустого пространства:
все наполняется бытием. Эта мысль полностью
верна — в духе А. Эйнштейна.
Особо подчеркнем, что Парменид увязывал
духовный мир человека с такими детерминантами,
как положение человека и уровень его
телесной организации: высшая степень
организации дает и высшую степень мышления.
А телесность и духовность совпадают в
мироздании в Боге.
Зенон Элейский (ок. 490—430 до н.э.) — философ
и политический деятель, любимый ученик
и последователь Парменида[9]. “Акме”
Зенона относят к 460 г. до н.э. Зенон пользовался
славой как талантливый учитель и оратор.
Молодость прожил в тихом уединенном учении,
высоко ценил превосходство умственных
наслаждений — единственных удовольствий,
никогда не
пресыщающих. От Парменида научился презирать
роскошь. Его наградой был голос собственного
сердца, ровно бившегося в сознании своей
правоты. Вся его жизнь — борьба за истину
и справедливость. Она кончилась трагически,
но велась не понапрасну[10]. Заслуги Зенона
как философа очень велики. Они вошли в
века. Он развивал логику как диалектику.
Обратимся к наиболее известному опровержению
возможности движения — знаменитым апориям
Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем
диалектики. Апории чрезвычайно глубоки
и вызывают интерес по сей день. Мы не можем
входить во все многочисленные стороны
зеноновских апорий (им посвящены книги),
и наше изложение по необходимости поверхностно.
Внутренние противоречия понятия о движении
ярко выявляются в знаменитой апории “Ахиллес”,
где анализируется положение, при котором
быстроногий Ахиллес никогда не может
догнать черепахи. Почему? Всякий раз,
при всей скорости своего бега и при всей
малости разделяющего их пространства,
как только он ступит на место, которое
перед тем занимала черепаха, она несколько
продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось
пространство между ними, оно ведь бесконечно
в своей делимости на промежутки и их надобно
все пройти, а для этого необходимо бесконечное
время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что
не только Ахиллес быстроногий, но и любой
хромоногий тут же догонит черепаху. Но
для философа вопрос ставился не в плоскости
эмпирического существования движения,
а в плане мыслимости его противоречивости
в системе понятий, в диалектике его соотношения
с пространством и временем.
Аналогично, в апории “Стрела” Зенон
доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый
данный момент времени занимает данное
место пространства. Так как каждое мгновение
неделимо (это что-то вроде точки во времени),
то в его пределах стрела не может изменить
своего положения. А если она неподвижна
в каждую данную единицу времени, она неподвижна
и в данный промежуток его. Движущееся
тело не движется ни в том месте, которое
оно занимает, ни в том, которое оно не
занимает. Поскольку время состоит из
отдельных моментов, постольку движение
стрелы должно складываться из суммы состояний
покоя. Это также делает невозможным движение.
Поскольку стрела в каждом пункте своего
пути занимает вполне определенное место,
равное своему объему, а движение невозможно,
если тело занимает равное себе место
(для движения предмет нуждается в пространстве,
большем себя), то в каждом месте тело покоится.
Словом, из того соображения, что стрела
постоянно находится в определенных, но
неразличимых “здесь” и “теперь”, вытекает,
что положения стрелы также неразличимы:
она покоится.
Апории Зенона связаны с диалектикой дробного
и непрерывного в движении (а также самом
пространстве-времени). Анализируя гипотетическое
соревнование Ахиллеса и черепахи, Зенон
представляет перемещение каждого из
них в виде совокупности отдельных конечных
перемещений: первоначального отрезка,
разделяющего черепаху , и Ахиллеса, того
отрезка, который проползет черепаха,
пока Ахиллес преодолевает исходный разрыв,
и т.п. В этом “пока” и заключена замена
непрерывного движения на отдельные “шажки”
— в реальности ни Ахиллес, ни черепаха
не ждут друг друга и движутся независимо
от условного разбиения их пути на воображаемые
отрезки. Тогда путь, который предстоит
преодолеть Ахиллесу, равен сумме бесконечного
числа слагаемых, откуда Зенон и заключает,
что на него не хватит никакого (конечного)
времени.
Если считать, что “время” измеряется
количеством отрезков, то заключение справедливо.
Обычно, однако, указывают, что Зенону
просто не было знакомо понятие суммы
бесконечного ряда, иначе он увидел бы,
что бесконечное число слагаемых дает
все же конечный путь, который Ахиллес,
двигаясь с постоянной скоростью, без
сомнения, преодолеет за надлежащее (конечное)
время.
Таким образом, элеатам не удалось доказать,
что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями
показали то, что едва ли кто из их современников
осмысливал, — что такое движение? Сами
они в своих размышлениях поднялись на
высокий уровень философских поисков
тайны движения. Однако они не смогли разорвать
путы исторической ограниченности развития
философских воззрений. Нужны были какие-то
особые ходы мысли. Эти ходы нащупывали
основоположники атомизма.
Апории Зенона “Ахиллес” и “Стрела”
обнажают глубокую загадку того, как из
неподвижности, видимого отсутствия измерений
(“стрела покоится в каждый момент”) рождается
движение.
Впоследствии Диоген-циник, для опровержения
довода Зенона, направленного против существования
движения, поднялся и стал ходить. А.С.
Пушкин выразил это так:
Движенья нет!
Сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал,
Но стал пред ним ходить.
Атомизм Левкиппа – Демокрита
Нобелевский лауреат, крупнейший физик
середины XX в., Р. Фейнман писал:
“Если бы в результате какой-то мировой
катастрофы все накопленные научные знания
оказались бы уничтоженными и к грядущим
поколениям живых существ перешла бы только
одна фраза, то какое утверждение, составленное
из наименьшего количества слов, принесло
бы наибольшую информацию? Я считаю, что
это — атомная гипотеза... все тела состоят
из атомов — маленьких телец, которые
находятся в беспрерывном движении, притягиваются
на небольшом расстоянии, но отталкиваются,
если одно из них плотнее прижать к другому.
В одной этой фразе... содержится невероятное
количество информации о мире, стоит лишь
приложить к ней немного воображения и
чуть соображения”[11].
Атомизм проявился как движение античной
мысли к философской унификации первооснов
бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая
Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом
(ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости),
связана с Древним Востоком[12].
Таким образом, первоначала других античных
мыслителей Демокрит и его последователи
сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля,
и огонь состоят из большого количества
атомов, различающихся по своей качественной
специфике, но по отдельности чувственно
не воспринимаемых. Атомисты рассматривали
мир как единое целое, состоящее из бесчисленного
множества мельчайших неделимых частичек
— атомов, движущихся в пустоте. В самом
понятии атома (неделимый) высвечивается
его элеатское происхождение. Атомы, согласно
Демокриту, неделимы вследствие своей
абсолютной плотности, отсутствия в них
пустых промежутков и исключительной
малости. Атомы и пустота — единственная
реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной
пустоте, не имеющей ни верха, ни низа,
ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь
и разъединяясь. Соединения атомов образуют
все многообразие природы. Атомы обладают
силой самодвижения: такова их извечная
природа. Стоит отметить, что и душа, согласно
древним атомистам, состояла из тончайших
круглых и особо подвижных атомов, т.е.
идеальное мыслилось наравне с материальным
— с единой субстанцией. Атомы складываются
в различные конфигурации, которые мы
воспринимаем в качестве отдельных вещей,
различность же структур этих конфигураций,
т.е. качественное разнообразие мира, зависит
от разных типов взаимодействий между
атомами. Так была создана существующая
более двух тысячелетий дискретная картина
мира, в котором бытие мыслится состоящим
из мельчайших и обособленных (дискретных)
частичек вещества, а отношения между
этими частичками (т.е. принцип взаимодействия)
считается не самим бытием, а лишь свойством
атомов.
Отмечая роль античного атомизма, Герцен
писал: “В атомах они видели повсюдную
средоточность вещества, бесконечную
индивидуализацию его, для себя бытие,
так сказать, каждой точки. Это один из
самых верных, существенных моментов понимания
природы: в ее понятии необходимо лежит
эта рассыпчатость и целость каждой части
так же, как непрерывность и единство”[13].
Следует, однако, подчеркнуть, что наше
изложение есть реконструкция, исходящая
из сравнительной ценности для современной
науки тех или иных построений древних.
Непосредственно в античности атомистическая
концепция не сыграла существенной роли.
Дело в том, что она входила в конфликт
с принципом бесконечной делимости материи,
а также с величайшими достижениями античной
математики: открытием несоизмеримости
диагонали квадрата с его стороной и т.п.
Геометрические фигуры, составленные
из “атомов” Демокрита, были бы угловатыми
и неровными, подобно египетским пирамидам,
если рассматривать их вблизи. Мы не можем
здесь вдаваться в математические тонкости,
укажем лишь, что Демокрит различал атомы
(неделимые) и амеры (не имеющие размера).
Преодоление трудностей древней атомистики
было бы возможным только вместе с введением
в античную науку элементов дифференциального
и интегрального исчислений, что позволило
бы решить еще, например, апорию Зенона
об Ахиллесе и черепахе и т.п. Существует
мнение, что Архимед, разработавший оригинальные
методы, предвосхищавшие математический
анализ Ньютона и Лейбница, опирался хотя
бы эвристически на атомизм.
Демокрит разработал научный метод познания,
основанный на опыте, наблюдении и теоретическом
обобщении фактического материала. Ощущения,
считал он, представляют хотя и недостаточный,
но необходимый источник и основу познания.
Свидетельства об окружающем нас мире,
которые дают ощущения, дополняются и
исправляются тонкой работой ума. Вселенная
Демокрита строго подчинена принципу
причинности: все возникает на каком-либо
основании и в силу причинности. Именно
в причинности Демокрит усматривал объяснительный
принцип в осмыслении сути вещей и событий.
Он с пафосом воскликнул: “Найти одно
причинное объяснение для меня лучше,
чем овладеть всем персидским царством!”
Согласно Демокриту, душа человека состоит
из мельчайших, круглых, огнеподобных,
постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней
энергийностью, она является причиной
движения живых существ. Он первым высказал
идею проэктивной объективации субъективного
образа: от вещи отделяются тончайшие
“пленки” (поверхности), втекающие в глаза,
уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают
своего рода флюиды, которые, попадая в
наше тело через органы чувств, порождают
у нас ощущения, восприятия, т.е. образы,
которые мы чувствуем не в нас, а там, где
находится воспринимаемый предмет: иначе
ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку,
скажем, с супом, а в свои глаза. При этом
визуальный образ формируется истечением,
исходящим из глаз, и из того, что видимо.
(Специально изучая этот вопрос (силу взгляда),
должен сказать: это чрезвычайно тонкое
прозрение гения.)
Демокрит колебался в вопросе о природе
богов, но был тверд в признании бытия
Бога. По Демокриту, боги состоят из атомов,
а Бог есть космический разум. В сочетании
атомов находится некая живая и духовная
сила, а начала разума находятся в мирах,
которые он наделяет божественностью:
мир создан божественным разумом и боги
помогают людям. Совокупность огненных
атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет
все и дает всему и вся Разум[14].
И в заключение: атомизм Левкиппа — Демокрита
не получил надлежащей оценки, между тем
как он составляет одно из величайших
учений, до которых дошло глубокомыслие
человечества. В отличие от всех выдвигавшихся
до сих пор идей первоначала, идея атома
содержит в себе, кроме всего прочего,
принцип предела делимости материи: атом
мыслился как наименьшая частица, которая
выступает как исходный в созидании и
последний в разложении вещественный
элемент сущего. А это — гениальный взлет
мысли на принципиально новый уровень
философского постижения сущего. И самое
понятие неделимости было введено атомистами
именно ради того, чтобы возможность бесконечного
деления данного тела не превратила его
в ничто и тем самым не превратила бы все
бытие в мираж
Сократический этап
В середине V века в Древней Греции полисная система достигает своего расцвета. В Афинах устанавливается демократическим форма государственности с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан в управлении государством. Это требует умения красиво и аргументировано Говорить, доказывать свое мнение в судах и народном собрании - высшем органе управления. Именно поэтому в данный период развиваются риторика (искусство красноречия), эристика (искусство спора) и логика (искусство правильного мышления). Навыкам риторики иэристики обучали первые платные учителя философии софисты (от греческого слова «софистэс», - мудрец, знаток). Софистов поддерживал Перикл, просвещенный правитель Афин, который на протяжении длительного времени избирался на высшие государственные должности. Однако уже в конце V века до н.э.слово «софист» приобретает негативный смысл.
Это было связано с тем, что софисты могли одинаково убедительно доказывать совершенно противоположные утверждения. В условиях стремительных изменений законов, традиций и обычаев, казавшихся ранее незыблемыми, софисты поставили под сомнение объективность государственных законов, религиозных и моральных принципов.
В центре внимания софистов оказывается конкретный, индивидуальный человек, с его желаниями и чувственными стремлениями. Для софистов человек является носителем мнения, знанием объективной истины он не обладает. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Ход рассуждений софистов таков: мир материален, но основное свойство материи - изменчивость. Все в мире постоянно меняется на противоположное, соответственно, о каждом предмете можно высказать два противоположных мнения. Из этого утверждения Протагор делает вывод: «Если о каждой вещи мира можно высказать два противоположных мнения, то все, что бы мы ни сказали, будет истинным. Отсюда - все истинно». Другой софист Горгий из этих посылок вывел обратный вывод, что все ложно. В своей работе «О природе или о несуществующем» Горгий доказывает невозможность и бессмысленность попыток познания природы.
Учитывая невозможность
Все объявления
ЯндексДирект
Стать партнёром
"Сократ". Бесплатно. Без регистрации! Полнометражная версия на IVI.RU
www.ivi.ru
Противоположным по духу философом этой эпохи был Сократ. Если софисты рассматривают человека с чувственной стороны, то для Сократа человек, в первую очередь, является носителем разума. Разум позволяет человеку познать различие между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий - справедливости, блага, мужества, которые являются определениями Бога. Бог Сократа предстает как космический разум, благо и истина. Он проявляется в разуме каждого человека. Особое место в философии Сократа занимает учение о душе как о нефизической идеальной сфере бытия. Забота о душе, ее воспитание и образование, становится главной целью бесед Сократа. Сократ был убежден, что человек не может усвоить знание внешним образом как информацию. Знание может быть лишь результатом собственных размышлений и волевых усилий, вследствие которых в душе формируются непоколебимые нравственные принципы. Отсюда проистекает известное изречение «Познай себя».
В своих беседах Сократ занимался поиском определений блага и одновременно стимулированием самостоятельного мышления собеседника, начиная с простых и понятных каждому тем и постепенно продвигаясь к более сложным вопросам. Метод ведения философской беседы Сократ называл «диалектикой», что означает «искусство разделять», то есть проводить различие между добром и злом и распределять понятия по категориям. Беседа предполагала, как правило, два этапа: этап иронии, на котором Сократ показывал собеседнику неопределенность и противоречивость его представлений, то есть требовал отказа от следования расхожим мнениям и предрассудкам, и этап «майевтики» (от греческого термина, обозначавшего искусство повивальной бабки) или «рождения истины», когда предпринималась попытка дать определение обсуждаемого понятия. Сам Сократ ничего не писал, о его беседах известно из произведений Платона и Ксенофонта Афинского. Последователями Сократа стали Платон и представители Сократических школ - кинической, киренской и мегарской.
В сократических школах, получивших распространение в IV III вв. до н.э., исчезает различие между философскими взглядами софистов и Сократа. Для представителей Киренской школы, основателем которой был Аристипп, как и для Сократа, цель жизни - благо или счастье, однако, в отличие от Сократа, счастье понимается ими как удовольствие и наслаждение. Подлинно счастливым может стать только человек мудрый, который на основе знания способен сделать выбор между ощущениями, ведущими к страданию, и ощущениями, приносящими наслаждение, между злом и добром. Представители Кинической школы, основанной Антисфеном, также считают целью жизни счастье, по понимают его как свободу, выражающуюся в независимости от собственных желаний. Киник стремится быть подобным богам, которые счастливы, ни в чем не нуждаются и ни от кого не зависят. Кинический мудрец - это аскет, который отказался от имущества, богатства, социальной и политической деятельности. Ярким представителем кинизма был Диоген Синопский, живший в глиняной бочке. Для Диогена такая жизнь была еще и способом возвращения к природе, к состоянию догосударственной жизни, которое киники рассматривали как «золотой век». Мегарская школа считает, что подлинное благо представляет собой единое и неизменное бытие, а все остальное, что не обладает единством, - зло. Мир единичных вещей - это противоположность блага, зло и небытие. Для обоснования этого тезиса мегарцы создавали остроумные логические аргументы.
Информация о работе Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность