Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:32, реферат
Философия Николая Бердяева самобытна: она свободна от схем, ее утверждения часто основываются не на фактах, а на интуитивных умозаключениях мыслителя. Это отмечают практически все исследователи творчества Н. Бердяева. Он творил как литератор, руководствуясь чувствами. Его позиции, как философские, так и политические, менялись и трансформировались. Постепенно создавался особый «бердяевский» стиль философии, который В.Розанов метко назвал стилем «высказывания», а не «доказывания». Все произведения философа – его личный духовный опыт, переложенный на бумагу. Поэтому не удивительно, что рассмотрение Бердяевым проблемы взаимодействия и взаимопроникновения Востока и Запада рассматривается им в работе, созданной в период русской революции и конца первой мировой войны.
Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева.
Философия Николая Бердяева
самобытна: она свободна от схем, ее
утверждения часто основываются
не на фактах, а на интуитивных умозаключениях
мыслителя. Это отмечают практически
все исследователи творчества Н.
Бердяева. Он творил как литератор,
руководствуясь чувствами. Его позиции,
как философские, так и политические,
менялись и трансформировались. Постепенно
создавался особый «бердяевский» стиль
философии, который В.Розанов метко
назвал стилем «высказывания», а не
«доказывания». Все произведения философа
– его личный духовный опыт, переложенный
на бумагу. Поэтому не удивительно,
что рассмотрение Бердяевым проблемы
взаимодействия и взаимопроникновения
Востока и Запада рассматривается
им в работе, созданной в период
русской революции и конца
первой мировой войны. Именно в этот
момент истории, считал Бердяев, совершается
космический процесс
В 1918 году появился сборник
бердяевских статей «Судьба России».
Вечная проблема отечественной мысли
- проблема взаимоотношения Востока
и Запада и объединяющей миссии России
(которая не вписывается ни в западную,
ни в восточную схемы
Проблему «Восток-Запад» Бердяев считал наиважнейшей в мировой истории, отправной точкой для тех, кто хочет понять мировую борьбу, рассматривая ее сквозь призму философии истории. «Проблема Востока и Запада, - писал Бердяев, - в сущности всегда была основной темой всемирной истории, ее осью».[10] Мировую войну в этом контексте он понимал как один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада. Именно мировая война, по мнению философа, привела Восток и Запад к невиданному доселе соприкосновению. То, чего не смог сделать «мир», смог сделать «раздор» - он вывел западного человека за границы европейской культуры, цивилизации и истории. Но это не говорит о том, что до сих пор Запад был равнодушен к Востоку, не стремился его познать.
Рассуждения Бердяева на тему
взаимодействия Востока и Запада
можно разделить на два вида: первые
носят социологический и
Н. Бердяев, пытаясь найти истоки начавшегося движения Востока и Запада друг другу, указывает на то, что равновесие западной культуры всегда было условным. Европа была замкнутыми миром на протяжении веков, но за ее пределами была «мировая ширь, уходящая далеко на Восток». Государственную и культурную жизнь Европы всегда «беспокоили» мировые пространства, неизведанность, таинственность Востока и его культуры. Даже империалистические стремления западных держав к экономическому господству Бердяев во многом объясняет стремлением преодолеть замкнутость европейской цивилизации. Здесь империализм – понятие не столько политическое и экономическое, сколько социокультурное. «Неведомая ширь земного шара притягивает к себе. Взоры обращаются к Азии и Африке, к древним колыбелям культуры. Обратное движение с Запада на Восток, по-видимому, является внутренно неизбежной диалектикой европейской культуры», - пишет Бердяев.
Как и подавляющее большинство русских философов «золотого века» русской философии, Бердяев в своих сочинениях так или иначе приходит к решению наиважнейшего вопроса о особой роли России в мировом историческом процессе. Мы коснемся этого аспекта его философии позже, но о нем не стоит забывать, рассматривая мнение этого мыслителя на проблему взаимодействия востока и Запада. Говоря о неизбежном стремлении западной культуры к возвращению в лоно Востока, в котором находятся ее исторические корни, Бердяев приходит к выводу, что наступают «сумерки Европы», то есть закат западной цивилизации и период формирования нового мирового общечеловеческого культурного центра. Именно в этом причина, по которой Восток и Запад идут навстречу друг другу: замкнутость и самодовольство западной культуры Европы приводит ее к иссяканию, предельному насыщению. Она неизбежно стремится выйти на неизведанные просторы Востока, расшириться и насытиться его далями, таинственными и непонятными для нее. Империализм западных держав с его колониальной политикой в этом контексте – только внешний признак этого неотвратимого движения истории.
Бердяев подчеркивает, анализируя причины первой мировой войны, что проблема «Восток-Запад» сыграла в этом процессе немаловажную роль. Пожар войны начался с Балкан. Оттуда, по его мнению, всегда шла угроза западному миру. Балканы – путь с Запада на восток. Константинополь – те ворота, через которые культура Западной Европы может пойти на Восток, в Азию и Африку. Образование Османской империи было шествием Востока на Запад. Разрушение Турции будет обратным движением Запада на Восток. Бердяев считает, что народы Запада всегда боялись этого движения, чувствуя себя неготовыми для него.
Признавая то, что проблема
взаимодействия Востока и Запада
существовала всегда, и не была рождена,
как империализм или
Мировая война, считал Бердяев, не просто сделает возможным огромный скачок Запада навстречу Востоку. Ее результатом будет расширение европейской культуры не только на восток, но и на запад – в Америку. Усиление Америки после войны неизбежно. Западная цивилизация, борясь, даже против своей воли, против воли ее народов, со своей замкнутостью, «провинциальностью», сделает это усиление крайнего Запада возможным и неизбежным. Будет преодолен страх не только перед Востоком, Россией, но и перед расширением границ Запада.
Русская философия, полярность которой
известна, часто в форме учений
своих представителей давала полностью
противоположные оценки западной (европейской)
культуры, цивилизации. Одной из основных
черт философских рассуждений
Главный недостаток западноевропейской
культуры Бердяев видит в ее провинциальности,
замкнутости, а, касаясь философии,
в материализме. Мировая катастрофа
войны должна перевернуть мир
и избавить Запад от провинциализма,
и, в тоже время, обогатить его
религиозным углублением
Бердяев не идеализирует Восток, так
же как и Запад. Логика его размышлений
о природе самобытности России приводит
нас к мысли, что Бердяев осуществляет
своеобразное деление Востока на
Темный и Светлый. Темный Восток –
это то негативное, что он видит
в России. Его проявления внешние,
они удерживают социальное развитие
на «элементарных стадиях». Определение
«Темный Восток» мы находим у
самого Бердяева,[12] черты же Светлого Востока философ
формулирует, не упоминая самого термина.
Философ пишет: «Не следует смешивать
дикого, темного, азиатского Востока с
древней культурой азиатского Востока,
представляющего самобытный тип, привлекающий
внимание самых культурных европейцев.
На Востоке – колыбель всех великих религий
и культур. И на вершинах европейской культуры
подлинно культурный европейский человек
не может чувствовать презрения к своим
древним истокам. Это презрение свойственно
лишь варвару, человеку некультурному.
Старинная культурная европейская душа
не может идолопоклонствовать перед европейской
культурой и не может презирать культуру
Востока».[13] Противоположност
Если Данилевский отвергает
борьбу Востока и Запада, отвергает
объективность существования их
вечного противодействия в
Россия и проблема «Восток-Запад» в трудах Н. Бердяева и Н.Я. Данилевского.
Проблема «Восток и
Запад» в русской философии конца
XIX – начала XX вв. всегда рассматривалась
с точки зрения ее влияния на судьбы
России. Полярность русской философии,
ее деление на два направления
– славянофильство и
В то же время, на примере анализа произведений этих авторов, тех их книг и статей, которые касаются вопроса «Восток-Запад» и роли России в этом взаимодействии, мы понимаем, что извечная полярность русской историософской мысли не исчезает. Сам Данилевский в своей книге «Россия и Европа» во взглядах на роль России в мировом историческом процессе выступает меньшим славянофилом, чем Николай Бердяев, никогда не относивший себя к этому направлению русской философии.
Н.Я. Данилевский выдвигает
новаторскую для
Деля человечество на несколько этнических групп, не зависимых от того, в каком регионе мира – на Востоке или на Западе - они развиваются и создают свои культуры, Данилевский считал, что одну из таких групп составляют «народы славянского семейства». Их оригинальная культура способна заменить собой дряхлеющую, умирающую культуру германо-романского Запада. Философ подчеркивает, что всякое стремление России подражать Западу или Востоку может привести только к одному – к потере славянами своего места в мировой истории. Этого допустить нельзя, и именно по этой причине всякая «европеизация» России или стремление отождествить ее культуру с Востоком, преступна и вредна.
Данилевский, создавая свою теорию культурно-исторических
типов, и проповедуя смену одной
цивилизации другой, не был националистом
и не считал, что только Россия может
«спасти» мир от отсутствия в нем
культурного центра после умирания
германо-романской цивилизации. Идеальным
положение вещей в мире он считал
тот, «когда бы все великие этнографические
группы, на которые разделено
В этом универсализме Данилевский крайне близок к Бердяеву, предрекающему в 1918 году рождение нового мироустройства основанного на взаимопроникновении культур Востока и Запада. Разница в их позициях по этому вопросу существует: первое – Данилевский хотя и считал, что существование в периоде расцвета всех основных этносов мира является идеальным, но в то же время полагал, что такое положение вещей нереально и даже вредно для конечного результата мирового исторического процесса; будучи убежден в том, что любая культура стремится в своем движении к смерти, как и любой другой организм, он полагал, что одновременный расцвет Востока и Запада приведет к одновременной смерти всех культурно-исторических типов; второе – Данилевский иначе, чем Н. Бердяев понимал роль России в этом процессе всеобщего расцвета всех этнических культур мира. В философии Данилевского Россия выступает как глава нового, очередного для истории человечества культурно-исторического типа, равноправного с другими, существовавшими до этого. Она только территориально соединяет Восток и Запад. Культура же ее должна формироваться самостоятельно. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа», - так сформулировал один из законов, созданных Данилевским, поклонник его творчества и, можно сказать, ученик К.Н. Бестужев-Рюмин.[15] Веря, как и подавляющее большинство русских философов конца XIX- начала XX вв., в историческую миссию России, Данилевский не ставит Россию выше Востока и Запада. Он делает ее первой среди равных именно на современном ему этапе исторического пути человечества.
Информация о работе Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева