Особенности казахской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:02, реферат

Краткое описание

Начиная с древнейших времен, основанием для самобытности культуры народа были имманентные формы духовности, являющиеся содержанием этой культуры. Поиск внутренней логики казахского самосознания предопределяет саму постановку общих проблем, познавательные подходы к ним и саму предметность этого сознания. Понимание самобытности культуры казахов выражает самостоятельность, качественную определенность общества, что основано на общности и своеобразии жизненных доминант его членов. Здесь слились воедино различные стороны общественного бытия, онтологические и гносеологические аспекты общественного сознания, непреходящие элементы существования и внутренние источники развития

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности казахской философии.docx

— 17.75 Кб (Скачать файл)

Особенности казахской философии

 

Начиная с древнейших времен, основанием для самобытности культуры народа были имманентные формы духовности, являющиеся содержанием этой культуры. Поиск внутренней логики казахского самосознания предопределяет саму постановку общих проблем, познавательные подходы к ним и саму предметность этого сознания. Понимание самобытности культуры казахов выражает самостоятельность, качественную определенность общества, что основано на общности и своеобразии жизненных доминант его членов. Здесь слились воедино различные стороны общественного бытия, онтологические и гносеологические аспекты общественного сознания, непреходящие элементы существования и внутренние источники развития. Самобытность оказывается одним из движущих принципов истории, жизненным ядром культуры, стержнем и динамическим принципом развития общества.

 

Понятие самобытности общества коррелируется с понима­нием  его специфики, своеобразия, которое  непосредственно вы­ражается в  области норм и обычаев, ценностей  и форм поведе­ния. Здесь зафиксированы  ценностно-духовные аспекты жизни  людей, отражающие независимую природу, собственные источ­ники развития. Это  основано на цивилизационной концепции, восточном универсализме, на изучении дальних и ближних кор­ней  генезиса общества, оценке преемственности  между прошлым и настоящим, диалоге  культур различного времени и  про­странства. На этом пути стали возможными исторические и смысловые параллели  в культуре народа разных времен, объ­единения сторонников единой культуры на основе идей твор­чества и патриотизма.

 

Казахская цивилизация здесь  предстает как крупномасштаб­ная  форма организации социальной жизни, имеющая большую устойчивость во времени и пространстве, основанная на всеоб­щей связи индивидов  и групп в материальном и духовном ас­пектах. Особенное значение приобретают  духовные формы об­щественной взаимосвязи, которые имеют всеобщую значимость и реализуются в необходимых  структурных компонентах. Со­циальными носителями этой цивилизации обеспечивается ее целостность, которая предстает  как единство духовных ценнос­тей, идей, знаний, ориентации, норм и символов. Именно ци­вилизация обеспечивает преемственность  в развитии общества, его связь  с будущим, подчиняет общество своей  динамике, что проявляется в различных  периодах формирования, расцвета и  застоя.

 

Казахское общество оказалось  основанным на базисности межличностных  отношений, стабильности наличных ценнос­тей и весомости духовной регуляции. Оно характеризуется фун­даментализмом  личностных отношений, которые явно переве­шивают экономические отношения. В этом обществе существуют некоторые  общие ценности, имеющие непреходящую значимость для его членов. Оно  пронизано особыми духовными  взаи­мосвязями, которые выглядят естественными  и составляют свое­образный код  общения, язык и способ коммуникации, а также форму трансляции символов, имеющих значение для этого об­щества. Цивилизационный подход позволяет  расценить каче­ственное своеобразие  общества, специфику его духовного  про­изводства, большую значимость в нем культуры по сравнению с  экономикой и политикой. Необходимые духовные связи об­вивают все здание этой цивилизации и приписывают ему кар­динальное отличие от других обществ.

 

Цивилизация понимается как  субстанция, пронизывающая вес области  и сферы общества, задающая все  формы культуры и составляющая духовную основу общества, имеющая опреде­ленный  механизм утверждения целостности. Все слои населе­ния в той или  иной форме оказываются приверженцами  тех ценностей и идеалов, которые  существуют в данном обществе и воспроизводятся, утверждаются постоянно имеющимся  механиз­мом целостности. Главной  оказывается наличная система ду­ховного производства, она более устойчива, чем преходящие факторы материального  производства, это позволяет сформу­лировать  самобытность общества, вычленить в  нем внутренние источники духовной эволюции, выявить специфику и  движущие силы. Уклон в проекцию культуры дает возможность на ее базе и с помощью ее специфических  средств зафиксировать постоянный, непреходящий тип социокультурного образования в его неповторимых красках и очертаниях.

 

Поиск всеобщего начала, присутствующего  во всех моди­фикациях развивающейся  целостности, приводит к тому, что  им оказываются принципы оформления межличностных от­ношений, существующие достаточно давно и сохранившиеся  в исторической памяти. Эти принципы межличностного об­щения на протяжении длительного времени претерпевают сложную эволюцию, однако сохраняют  свой исходный смысл, «концептуальное  ядро», а потому и веками оказывают  орга­низующее и регулирующее влияние  на все духовное произ­водство, в  том числе и на общественные отношения. Меж­личностные отношения фигурируют как основная предмет­ность сознания.

 

Духовный аспект цивилизации  в Казахстане оказался столь весомым  потому, что ни экономический, ни политический ра­курсы общества не могут исполнить  той роли хранителя и транс­лятора исторической памяти, каковую с успехом  выполняет ду­ховная структура. Она позволяет постоянно воспроизводить ис­торический опыт, формулирует  прецеденты, которым следует общество, является сосредоточием культурного  наследия. Ду­ховность задает образцы, «паттерны», которым необходимо сле­довать, в рамках которых только и можно  иметь надлежащую траекторию социального  поведения.

 

Казахская цивилизация занимает свое место в многообразии различных  типов социального развития, в  плюрализме путей эволюции, когда  общество на Востоке и Западе идет различны­ми путями. Эта непохожесть, уход от стереотипов говорят о  раз­личных динамиках развития обществ, о многовариантности по­тенций  развития, о независимой собственной  истории общества Востока, которая  выражена в культуре и философии  данного общества. Ранее, в отличие  от современной постановки пробле­мы, в мировой истории культуры господствовал  европоцент­ризм, гипостазировавший  решение вопроса на Западе и нега­тивно расценивающий восточные версии философии, рециди­вы чему существуют и поныне. Согласно этому на Востоке  су­ществовала единообразная философия, характерными чертами которой были пессимизм, интровертность, иррационализм, иде­ализм. Долгие века колониализма отмечены пренебрежитель­ным отношением к восточной мысли ввиду ее инертности и

 

пассивности, что было зарегистрировано в концепции Гегеля. С другой стороны, население Востока в ходе борьбы с колони­ализмом сформулировало различные  способы борьбы с «куль­турным империализмом», которые были обобщены в разных формах национализма.

 

Этот способ характерен для  Востока, ибо здесь не было уни­верситетского  типа философствования, зародившегося  в средние века, как не было и  других типов философствования рационали­стического толка. Как известно, философия при  осмыслении ми­ровоззренческих оснований  культуры творит новые смыслы, из­влекает эти универсалии из бессознательного, осмысливает их, создает слой философем, т. е. философских понятий и категорий. Однако на Востоке, в связи с преобладанием  нефилософских форм рассуждения, эти  понятия утопают в традиционных видах тек­стов, строящихся по типу художественных или религиозных. Это  вынуждает строить исследование философских систем в социо­культурном контексте, делает упор на вычленении философем в текстах мировоззренческого плана.


Информация о работе Особенности казахской философии