Особенности средневекового философского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:43, статья

Краткое описание

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом.
Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.

Вложенные файлы: 1 файл

Характерной особенностью средневекового философского мышления.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного  патристике, является то, что мыслители  в целях подтверждения своих  идей обращаются к самому авторитетному  и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом.

Патристика  является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей  после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией  философия первая по времени в  христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета.

 

Особенностью  сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

 

    теоцентризм — признание в  качестве источника всего сущего  Бога;

    креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;

    провиденциализм — признание  того, что Бог правит всем;

    персонализм — признание того, что человек — “персона”,  сотворен Богом по собственному  подобию и наделен совестью;

    ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

 

Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. На переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом

Существенной  здесь была проблема соотношения  знания и веры. Приоритет отдавался  вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, — это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога..

Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной  из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний.

Христианские мыслители не сомневаются  в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется  величие создателя.

 

 

Тертуллиан (150-225 гг.) был юристом и оратором. Он был первым автором, который заговорил о Боге как о Троице, как о трех личностях в единой сущности .

Примерно в 207 г. Тертуллиан присоединился  к монтанистам – раскольнической  группе, которая была отлучена от Церкви, поэтому Тертуллиан сильно критиковал Церквь.

Очевидно, Тертуллиан начал с бинитаризма (вера в двух личностей Божества), как и многие греческие апологеты. Его ранняя работа О молитве говорит  об Иисусе Христе как о "Духе Слова" и "Духе Бога" (1).

"Монтанизм научил Тертуллиана  больше думать об Утешителе как о личности, так что позднее он пришел к более метафизическому учению о Троице...

Более четко своё учение о триединстве  Тертуллиан изложил в работе Против Праксея. Бог есть "Троица", которая  состоит из "трех Личностей" –  Отца, Сына и Святого Духа (2). Бог является "только одной сущностью в трех согласующихся и нераздельных (Личностях)" (12). Таким образом, три "сущности" являются Богом, но Бог только один (13).

 

Тертуллиан подчеркивает, что Отец и Сын – "две отдельные Личности" (4), "две разные Сущности" (4), "отличающиеся, но неразделимые" (11). Сын "отличается" от Отца "Личностью, а не Сущностью – способом отличить, а не разделить" (12).

 

Хотя Тертуллиан и говорил об одной сущности, его примеры свидетельствуют  о том, что Сын находится в подчинении Отцу, а Дух Святой подчиняется Им обоим. Сын и Дух "занимают только второе и третье места, отведенные для них" Оба, как Сын, так и Отец, могут называться Богом, но когда обращаешься к Ним обоим, то Первого следует называть Богом, а Второго – Господом. Отец представляет собой полноту сущности, а Сын является частью целого... Отец... больше Сына" (9). Сын – просто "часть всего Божества" (26).

Отвечая модалистам, которые говорили, что его учение членит Божию сущность, Тертуллиан учил, что даже ангелы "являются естественными частицами сущности Отца". И если их существование не разрушает Божию цельность, то тем более её не разрушит существование Сына и Духа Святого (3). Эта позиция ставит Сына и Святого Духа в положение более низкое по отношению к Отцу и приводит к троебожию.

Тертуллиан учил троекратному погружению в воду с произнесением трех имен Троицы, таким образом став первым, кто применил слова из Евангелия  от Матфея 28:19 в качестве точной формулы  крещения и как доказательство учения о триединстве. Мы должны "крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а не в какого-то безличного Бога. И не единожды только, но три раза погружать, так чтобы каждое погружение было в одно лицо, названное по имени".


Информация о работе Особенности средневекового философского мышления