Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:14, доклад
1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое -- теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.
2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.
Теоцентризм средневековой философии был связан с идеей единого и единственного Бога как абсолютного бытия, высшей ценности и конечной цели всякого существования. Бог выступал как исходный и конечный пункт всех человеческих суждений и действий, как основание решения всех философских проблем, как руководящий принцип построения системы богословского и философского знания.
Согласно принципу креационизма, мироздание есть благое творение Бога, полное целесообразности. В нем господствует универсальная гармония и взаимосоотнесенность вещей. Строение космоса качественно неоднородно и подчинено строгой иерархии. Принцип креационизма предполагал наличие в природе божественной целесообразности, сообщенной всему тварному миру Богом, предопределяющим индивидуальное развитие каждого существа. В соответствии с учением Фомы Аквинского, все в мире расположено по ступеням иерархической лестницы, начинающейся в области неодушевленных вещей и возвышающейся – через человека – до ангелов, святых и, наконец, до самого Господа Бога. Каждая нижележащая ступень стремится к высшей, как к своей цели; вся же природа в целом устремлена к Богу.
Принцип супранатурализма означал, что Бог, обладающий сверхприродным бытием, абсолютно не зависим от природы и человека, природа же, как и человек, напротив, полностью зависят от Бога. Бог никогда не сливается с природой, превосходя ее во всем и пребывая вне природы, над миром.
Для средневекового был характерен крайний символизм. Согласно данному принципу, все видимые вещи способны воспроизводить вещи невидимые, хотя не все они в одинаковой мере прозрачны. Природа понималась как великая, таинственная Книга, в которой все зримое предстоит как совокупность символов незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога.
Развитие человеческого общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с принципами провиденциализма. История понималась как проявление воли Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Бог распространяет свою власть не только на природу и индивидуальную судьбу человека, но и на область человеческой истории. Все события и повороты истории соответствуют божественному Провидению.
Развитое Аврелием Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «Царству Божьему» составило краеугольный камень всей средневековой историографии. Главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы, автором которой является Бог. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе «грядущего мира» – вечности. Индивидуальное спасение рассматривалось как часть всемирной истории, поскольку наступление «будущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников. Ключевым событием мировой истории считалось рождение Христа.
Информация о работе Особенности стиля философского мышления средневековья