Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 23:45, контрольная работа
Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Судя по сохранившимся портретам Локка, он был по-своему красив, со строгими и изысканными чертами лица. Возможно, эта красота была компенсацией за его постоянно слабое здоровье. По-видимому, с детства он страдал астмой.
Обстановка дома, где выше всех добродетелей ценили труд, свободу искреннюю веру в Бога, оказала самое непосредственное влияние на формирование характера юного Локка. Наставлениям отца Локк обязан и своим рано пробудившимся интересом к вопросам религии, права, политики, исследованию которых он посвятил свою жизнь. Сам Локк был христианином и придерживался англиканства.
Жизнь и труды Локка.
Особенности теории познания Д. Локка.
Заключение.
Тема : Особенности теории познания Д. Локка
1
Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Судя по сохранившимся портретам Локка, он был по-своему красив, со строгими и изысканными чертами лица. Возможно, эта красота была компенсацией за его постоянно слабое здоровье. По-видимому, с детства он страдал астмой.
Обстановка дома, где выше всех добродетелей ценили труд, свободу искреннюю веру в Бога, оказала самое непосредственное влияние на формирование характера юного Локка. Наставлениям отца Локк обязан и своим рано пробудившимся интересом к вопросам религии, права, политики, исследованию которых он посвятил свою жизнь. Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос - Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.
В 1652 году Локк поступил в Оксфордский университет. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете, он начинает заниматься экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля. Его успехи на научном поприще не прошли незамеченными. В 1668 г. Локка избирают действительным членом Лондонского королевского общества, которое, по сути, являлось (и является до сих пор) национальной академией наук Соединенного Королевства.
В возрасте 34 года, он знакомится с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь - лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери. Благодаря знакомству Локк меняет род своей деятельности и начинает заниматься политикой. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя.
Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. В 1667 Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Год спустя Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении его в других областях.
Под крышей дома Шефтсбери Локк находит свое истинное призвание - он стал философом.
2
Локк приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е - в 1689 г., 2-е и 3-е - в 1692 г. (эти три - анонимно), 4-е - в 1706 г., уже после смерти Локка).
Карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери.
Вместе с Шефтсбери Джон Локк находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии.
С 1688-1689 наступает развязка, положившая конец скитаниям Локка.
Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г, находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние. в 1689 Локк решает вернутся на родину. Вернувшись, он пользуется большим почетом и занимает ряд государственных должностей. Не смотря на это, Локк все свое время посвящает философскому творчеству.
В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. «Мысли о воспитании», в 1695 г. «Разумность христианства».
В 1700 Локк отказывается от всех должностей и удаляется в Отс. Ему было 67 лет, его астма постепенно усиливалась. Он прожил в Отсе еще четыре года, где много писал на такие разнообразные темы, как веротерпимость, размер самых мелких монет королевства того времени, процентные ставки. 28 октября 1704 года Локк умирает, проводя ночь в одышке, на руках леди Мешэм.
Локк был похоронен в церкви деревни Хай-Лэвер, где и теперь можно увидеть его надгробие из красного кирпича, расположенное за изгородью напротив южной каменной стены.
2
Главное произведение Локка «Опыт о человеческом разуме» (1609) рассматривает вопрос о методе познания, тесно связанный с вопросами теории познания. Для Локка теория познания не есть второстепенный, а главный и даже исключительный предмет исследования. Поэтому его называют: «основателем теории познания, как самостоятельной дисциплины». «Опыт о человеческом разумении» - это результат его 16-летнего труда по разработке основ эмпирической
3
теории познания. В этой фундаментальной работе Локк впервые в истории мысли выражает личность через непрерывность сознания. Он также обосновывает, что разум является «чистой доской» (tabula rasa), т.е. вопреки философии Декарта утверждает, что люди рождаются без врожденных идей и что знание определено только опытом, полученным через чувственное восприятие. Надо отметить, что книга первая, опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа. Вторая книга посвящена вопросу о происхождении идей в уме человека. В третьей говорится о значении языка в познании. А в четвертой разбираются разные виды познания наряду с верою и мнением. Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: «простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас».
Говоря подробней, Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Единственным источником всех идей, по Локку, может быть только опыт (внешний и внутренний). Опытные источники наших идей: ощущение (возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас) и рефлексия (возникают, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души). Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей (первичные и вторичные). Например, его теория о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам относятся такие, которые неотделимы от тела, плотность, протяженность, фигура, движение или покой и число. Вторичные качества -все остальные: цвет, звуки, запахи так далее. Он утверждает, что первичные качества находятся фактически в телах; вторичные же качества, наоборот, существуют только в восприятиях. Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков и тому подобное. В пользу взглядов Локка относительно вторичных качеств имеются хорошие доказательства: желтуха, синие очки и так далее.
Т.е. от сюда, первичные качества производят свои
идеи. Он сводится к тому, что тела
вызывают в нас идеи. Очевидно, посредством толчка - единственно
4
возможного для нас способа представить себе воздействия тел. Если внешние предметы не связаны непосредственно с нашим умом, когда они вызывают в нем идеи, а мы все-таки воспринимаем эти первоначальные качества в тех предметах, которые поодиночке предстают перед нашими чувствами, то очевидно, что через посредство наших нервов, или жизненных духов, через посредство некоторых частей нашего тела некоторое движение должно передаваться от них мозгу, или местонахождению ощущений, чтобы в нашем уме вызвать отдельные идеи этих объектов. А так как протяженность, форма, число и движение тел заметной величины могут быть восприняты зрением на расстоянии, то ясно, что некоторые в отдельности незаметные тела должны исходить от них к глазам и посредством этого передавать мозгу некоторое движение, вызывающее в нас идеи о них.
Но в основном Локк считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. « ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции, а рефлексия - в том, что есть мыслящие субстанции»..
Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции - материи, которую он понимал как «плотную субстанцию». Идея субстанции - продукт воображения: люди представляют себе под вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. « Наша идея тела, на мой взгляд, есть протяженная плотная субстанция,
способная сообщать движение толчком, а наша идея души как нематериального духа есть идея субстанции мыслящей и обладающей силой возбуждать движение в теле волею или мыслью».
Таким образом, Локк постепенно сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Сам процесс познания, начинается от простых идей, и идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Джон Локк выделял три основных способа образования сложных идей:
5
1) идеи модуса - вещь, представляемая не существует сама по себе. Видоизменения мышления дают модусы: восприятия идеи, удержания ее, различения, сочетания, сравнения, называния и отвлечения.
2) идеи субстанции - вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека.
3) идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Идеи отношений бесчисленны; главнейшие между ними: тождества, различия, причинности.
Философия Локка, как это видно из изучения «Опыта о человеческом разуме», вся пронизана определенными достоинствами и определенными недостатками. И те и другие одинаково полезны: недостатки являются таковыми только с теоретической точки зрения.
Убеждение в нашем собственном существовании, существовании Бога и в истинности математики - вот те немногие несомненные истины, которые Локк унаследовал от предшественников. Но как бы ни отличалась его теория от теорий его предшественников, в ней он приходит к выводу, что истиной обладать трудно и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения. разум должен судить о том, есть ли это божественное откровение или нет: разум никогда не позволит отбросить большую очевидность в пользу меньшей или поддержать вероятность против знания и достоверности. Очевидность божественного происхождения какого-либо передающегося по традиции откровения в тех словах, как мы его получаем, и в том смысле, как мы его понимаем, никогда не может быть так ясна и так достоверна, как очевидность принципов разума. Поэтому ничто противное ясным и самоочевидным предписаниям разума и ничто несовместимое с ним не имеет права быть предложенным или быть признанным в качестве предмета веры (a matter of faith), с которым разум не имеет никакого дела. Все, что есть божественное откровение, должно быть сильнее всех наших мнений, предрассудков и интересов и имеет право на полное наше согласие. Такое подчинение нашего разума вере не уничтожает достижений знания, не потрясает основ разума, но оставляет нам такое применение наших способностей, для которого они были нам даны.
Не установив границ между верой и разумом, нельзя оспаривать в религии никакого фанатизма или нелепости. Если не разделить такими границами области веры и разума, то в деле религии вообще не
6
останется места для разума, и нелепые мнения и обряды в различных религиях мира не будут заслуживать осуждения.
8