Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:42, реферат
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю. Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые из окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы. Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас утопий. Это Остров Утопия англичанина Томаса Мора и Город Солнца итальянца Кампанеллы. Ниже мы посмотрим, как себе представляли идеальное общество эти два мыслителя, сравним и проанализируем их точки зрения. Возможно или невозможно построить идеальное общество Если да, то какое и как В чем ошибались социалисты-утописты.
Введение 3
Томас Мор Утопия 4
Книга, столь же полезная, сколь и забавная 4
Рабы при всеобщем равенстве 4
Утопия и религия 5
Власть равных над равными 5
Семья как базовая ячейка общества 5
Утопия и экономика 5
Винтики системы 6
Миролюбивые вояки 6
Томазо Кампанелла 6
Город Солнца 7
Мечты узника 7
Идеи социального равенства 7
Власть 8
Возможно ли изменить менталитет 8
Анализ идей Мора и Кампанеллы 9
Томас Мор и Томмазо Кампанелла 10
Идея всеобщего равенства 11
Реализуемо ли полное равенство 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Томазо тщательно
В сущности мы имеем перед
собой не диалог, а сплошной рассказ
от первого лица, в который вкраплены
бессодержательные реплики
Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. В Городе Солнца автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин.
Ведь уметь делать все нельзя. К тому же Кампанелла совершенно не учитывает индивидуальные особенности людей один может быть прирожденным воякой и плохим крестьянином, другой слабым физически и плохим воином. Всех этих людей Кампанелла кидает в одну кучу. Жители города Солнца марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер.
Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почетными. К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане независимо от их желания. Четырехчасового труда интересно, что делать в оставшееся время оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. Получается интересная вещь вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, сделав свою страну в 2 раза богаче, люди половину дня бездельничают. Получается, что страна, вместо того, чтобы процветать, пойдет на поводу лени людей и произведет в 2 раза меньше. Подобная идея есть и у Мора, где утопийцам запрещается работать больше 6 часов. Но, в принципе, если человек захочет помочь Родине произвести больше почему бы ему не позволить работать на благо страны сверх нормы? А-нет, тогда будет нарушен принцип всеобщего равенства.
Кампанелла пишет
Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в Городе Солнца не отвергалась. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца учителя и священники интеллигенция. Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии. Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора. Это власть народных избранников, превратившаяся в СССР во власть узкой группы людей. Кампанелла сам принадлежал к классу интеллигенции, за которым и закрепил власть в городе Солнца. Интеллигенция того времени была сравнительно образована, и кто как ни она могла разобраться во всех вопросах управления обществом. Возможно ли изменить менталитет Основная причина зла по Кампанелле в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних жить за счет других. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине. 4, 34 Ломать человеческую природу, по которой каждый человек в первую очередь думает о себе, а не о других, Кампанелла хочет тоже с помощью полицейского государства, при котором любое инакомыслие пресекается. Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию. С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе.
Основной метод для этого обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. Идея, кстати, это свежая и интересная. Да и город украшает, если художник хороший попадется. Начиная с 10 лет начинается практическое обучение детей, не по картинкам. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.
В оставшееся от 4 часов работы
время, предполагалось, что люди будут
развиваться душой и телом. Либо
изучать науки, либо заниматься физическими
упражнениями. Всю жизнь. Все. Можно
представить, как им это надоест.
Государство вмешивается и
Естественно, в 16 веке Томас Мор и в 17 Томмазо Кампанелла капитализм лишь набирал обороты, общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели предпосылки для этого перехода ни производительные силы, ни производственные отношения. Главный момент, за который социалисты критикуют Мора и Кампанеллу это непонимание невозможности мирного перехода к социализму, путем переговоров. Ведь Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для смены государственного строя, ведь правящие круги власть просто так не отдадут. Ошибкой Кампанеллы советские исследователи называли и чрезмерную регламентацию быта каждого члена общества. В СССР трудящимся все-таки не говорил, чем им заниматься в свободное время. Основными заслугами Кампанеллы и Мора коммунисты-исследователи считали отрицание частной собственности, эксплуатации хотя у Мора сохранялось рабство и введении всеобщего труда и равенства.
Идея всеобщего равенства В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет даже шансов выделиться все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает. Что дат государство людям взамен свободы Отсутствие заботы о завтрашнем дне, пропитание и образование. Не так уж и мало. Но готов ли человек потерять свою идентичность, стать ничем не примечательной серостью в обмен на сытую жизнь Зачем, собственно, тогда жить На благо своего общества Чтобы растить детей, которые тоже станут вечными рабами, без каких-либо перспектив развития и возможности изменить свою жизнь. Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией несправедливо. Но оно дат людям свободу. Если человек намерен чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается вершин. Те же, кто ничем не примечателен, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это серое большинство согласно на жизнь при утопии.
Это возвышает их статус, не позволяет другим насмехаться над их ничтожностью и быть высокомерным. Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. Им не нужна утопия. Но кому нужно мнение меньшинства, когда основная масса населения страдает В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой.
Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети родителей, младшие старших. Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора.
В каждый конкретный момент люди, стоящие у руля, уж никак не ниже по своему статусы, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле. Реализуемо ли полное равенство Да. На мой взгляд, оно уже реализовано. Причем на Западе Это равенство прав и возможностей, чего вполне достаточно. Не хочешь быть эксплуатируемым заработай денег и эксплуатируй за них других.
Каждый равен каждому, но это равенство не внешнее одинаковая одежда и распорядок дня у утопистов, не материальное отсутствие денег и частной собственности, а равенство в правах. В США права миллиардера ничем не отличаются от прав нищего. Закон беспристрастен по отношению к любому из них. Причем нищие находятся в привилегированном положении они получают дотацию от государства порядка 15-20 тысяч долларов в год, на которую можно безбедно жить, и, если захотеть, устроиться на работу и перейти из разряда бедного бездельника в богатого эксплуататора. Богатые же платят большие налоги, на которые содержатся нищие. Не в этом ли высшее равенство На Западе сегодня люди абсолютно равны в своих возможностях кто хочет жить хорошо, и готов для этого трудиться, тот так и живет.
У Мора и Кампанеллы же равенство
принудительное. Люди не могут ни в
чем отличаться от себе подобных. В
утопиях не только равенство прав
и возможностей, но и принудительное
материальное равенство. И все это
сочетается с тотальным контролем
и ограничением свобод. Этот контроль
и нужен для поддержания
А ведь это естественное стремление каждого. Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. Единица ноль, единица вздор Проблема социалистов-утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. В результате реализуется полное равенство, но это равенство несчастных людей.
Возможно ли счастье людей при утопии Счастье от чего От побед так они совершаются всеми в равной степени. От отсутствия эксплуатации Так при утопии она заменяется общественной эксплуатацией человек вынужден всю жизнь работать, но не на капиталиста и не на себя, а на общество. Причем эта общественная эксплуатация еще страшнее, так как тут у человека нет возможности выхода.
Если, работая на капиталиста, можно уволиться, то от общества скрыться невозможно. Да и переезжать куда-либо запрещено. Сложно назвать хотя бы одну свободу, которая соблюдается на Утопии. Нет свободы перемещения, нет свободы на выбор того, как жить. Человек, загнанный обществом в угол без права выбора, глубоко несчастен. У него нет никакой надежды на перемены. Он чувствует себя рабом, запертым в клетке.
Люди, как и певчие птицы, не могут жить в клетке. Начинается клаустрофобия, они хотят перемен. Но это невозможно. Общество утопийцев общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли. Поэтому следует признать, что те модели развития общества, которые нам предложили Мор и Кампанелла, казались идеальными лишь в 16-17 веках. В дальнейшем, с возрастанием внимания к личности, они потеряли всякий смысл реализации, ибо если и строить общество будущего, то это должно быть общество индивидуальностей, общество сильных личностей, а не посредственностей.
Заключение
В своих книгах Мор и Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество.
Размышления о наилучшем
государственном строе
И мысли Мора и Кампанеллы это лишь их гипотезы, видение идеала. Гипотезы спорные, но такова участь большей части любых гипотез. Мор и Кампанелла предложили новый государственный строй, строй всеобщего равенства. Правда, подобные идеи существовали еще с античности напр. Платон, Мор и Кампанелла же развили их и адаптировали к реалиям нового времени.
Идеи Мора и Кампанеллы, были, безусловно прогрессивны для своего времени, но они не учитывали одну важную деталь, без которых утопия - общество без будущего. Социалисты-утописты не учли психологию людей. Дело в том, что любая утопия, делая людей принудительно равными, отрицает возможность сделать их счастливыми. Ведь счастливый человек это чувствующий себя в чем-то лучшим, в чем-то превосходящим остальных.
Он может быть богаче, умнее, красивее, добрее. Утописты же отрицают любую возможность для такого человека выделиться. Он должен одеваться как все, учиться как все, иметь ровно столько имущества, сколько и все остальные. Но ведь человек по своей природе стремится быть лучше других. Что делать Социалисты-утописты предлагали карать любое отклонение от заданной государством нормы, параллельно пытаясь изменить менталитет человека. Сделать его неамбициозным, послушным роботом, винтиком системы.