Отражение как всеобщее свойство материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 22:27, реферат

Краткое описание

В первой главе идет речь о понятии материя. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Также приведены свойства материи, ее строение, формы, один из атрибутов материи - неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Приведен принцип неуничтожимости и несотворимости материи, имеющее большое методологическое значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Понятие материи…………………………………………………….4
Глава II. Понятие сознания…………………………………………………..8
Глава III. Отражение как всеобщее свойство материи…………………….15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Связь сознания с мозгом человека представляется очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. По этому поводу еще в XIX веке шли дискуссии, высказывались различные точки зрения.

Группа ученых в составе зоолога Карла Фогта (1817-1895), физиолога Якоба Молешотта (1820-1893) и медика Людвига Бюхнера (1822-1899), выступая против идеалистической разработки вопросов сознания, полагали, что мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. В своих «Физиологических письмах» К. Фогт утверждал, что «мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам». Такой подход, при котором сознание выступает как нечто материальное, получил наименование «вульгарного материализма».

На самом же деле сознание - это мир идеальных явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя - мозга человека. Ведь в коре мозга хирург или физиолог не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество. Вышеуказанные концепции противоречат доказанной наукой точке зрения, согласно которой сознание есть функция мозга.

Современная наука установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, которая состоит из миллиардов нервных клеток. Все они образуют невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств.

Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений. Однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен и по сей день.

Поэтому актуальным до сих пор остается высказывание известного естествоиспытателя XIX в. Томаса Гексли: «Что представляет собой сознание, мы не знаем, и каким образом в результате раздражения нервной ткани происходит такая удивительная вещь, как сознание, столь же непонятно, как и появление джинна из лампы Аладдина».

Однако в XX веке было сделано немало для раскрытия тайн человеческого мозга. Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. Было установлено, что зрение, например, связано с затылочными долями полушарий мозга, слух - с височными, а интеллектуальная деятельность - с лобными долями. Выяснена и различная роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики. Левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением. Оно «ведает» речью, логикой, счетом. Правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций.

Известно, что у каждого человека одно полушарие развито более, чем другое. Поэтому различают психотипы право- и левополушарников. «Правые» воспринимают мир сначала на эмоциональном уровне - в гармонии красок, звуков, запахов, - а уж потом осмысливают его. У «левых» же абстрактно-логическое мышление явно преобладает над чувственным.

Развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и общение посредством речи. Способность к усвоению языка и овладению вербальной речью (от латинского verbalis - словесный) коренным образом отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи.

Язык - это специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.

Язык мог возникнуть только в обществе, то есть он социально обусловлен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры.

Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. Возникновение этой деятельности, согласно социально-практической (трудовой) теории антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования Homo sapiens (человека разумного). Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека.

Человек не вступает в контакт с природой в одиночку. Уже на заре человеческой истории объединение трудовых усилий наших далеких предков было необходимым условием их выживания. Трудовая деятельность с самого начала не могла быть индивидуальной еще и потому, что ей необходимо учиться. Надо овладевать приемами, нормами деятельности других людей, чтобы получить возможность действовать самому. Это требует контакта, общения людей друг с другом. Наконец, коллективность человеческой деятельности предполагает не только кооперацию усилий в рамках одного поколения, но и передачу трудового опыта во времени, то есть от одного поколения к другому. Все это обусловило возникновение человеческого общества.

Из всего вышесказанного следует, что знание естественно физиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, то есть их «воспитания» вне социальной среды. Наблюдения за ними после их возвращения к людям показали, что речь, мышление, другие человеческие способности оказались недоступными человеку, выраставшему вне социальной среды.

Нельзя объяснить природу сознания, не вскрыв его общественно-исторической сущности. Сознание - продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной и другой деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Отражение как всеобщее свойство материи

Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия ввела в оборот понятие отражения. Оно позволяет объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций.

По мере эволюции материального мира возник целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям.

Отражение имеет место в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических, химический свойств и состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обретает активный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им характеристику.

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение имеет место в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени.

Сознание - это чувства, эмоции, память, воля, воображение, мышление. Первые пять составляющих образуют то, что называют психикой.

Чтобы понять, что такое сознание, необходимо рассмотреть его как способ отражения действительности, формирующийся в процессе биологической эволюции.

Отражение - всеобщее свойство материи. Это способность материального тела сохранять в своей структуре следы воздействия других тел (соответственно собственной природе, а также характера и силы этого воздействия). Простейшие формы отражения - след на песке, след ручки на листе бумаги и т.д. С возникновением живой материи свойство отражения приобретает новое качество.

Специфической для живой природы формой отражения, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей.

Возникновение такого отражения можно проиллюстрировать следующим примером. В ответ на прикосновение насекомого к растению «венерина мухоловка» в растении возникает химическая реакция, вызывающая свертывание листа, на который село насекомое. В ответ на попытку насекомого уползти в листе возникает другая химическая реакция, заставляющая покрывающие лист волоски изгибаться в сторону насекомого, лишая его возможности выбраться. В ответ на лихорадочные движения жертвы, старающейся вырваться, возникает еще одна химическая реакция: волоски выделяют жидкость, убивающую и переваривающую насекомое, а лист впитывает питательные вещества.

Отражение, которое возникает, передается, хранится, перерабатывается и используется в процессе управления, называется информацией. Живые организмы - это самоуправляющиеся системы, в которых отражение приобретает характер информации. Она передается от органов, воспринимающих внешние воздействия, в управляющую часть организма, где хранится и преобразуется в информацию о том, как организму необходимо отвечать на данное воздействие; последняя передается органам, реализующим этот ответ. Информация не только циркулирует внутри особи и между особями, часть ее передается от предков потомкам.

У организмов на допсихическом уровне - растений и низших животных, лишенных нервной системы, - по-видимому, нет ни ощущений, ни каких-либо других переживаний. Но в результате длительного естественного отбора способность организмов регулировать свои реакции на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец, произошел скачок: возник специальный аппарат этого регулирования - нервная система, а вместе с ней и новый фактор управления - психика (ощущения, восприятия, представления, чувства, память и т.д.).

Значение психики (переживаний) для самоуправления живых систем исключительно велико. Переработка нервной системой и ее центром - мозгом - поступающей от воспринимающих нервных окончаний информации позволяет несравненно точнее (чем у лишенных нервной системы существ) выбрать наиболее выгодный образ действий.

В рамках, психического отражения появляется и так называемое «опережающее» отражение, т.е. способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - наступление холода, приближение землетрясения и др. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов и т.п. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем.

Элементы психической деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использующих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией. Но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений в жизнедеятельности далеких предков человека.

Появление человека, его выделение из животного мира было связано с переходом от употребления готовых, данных природой предметов в качестве орудий деятельности (что свойственно уже некоторым животным) к более или менее систематическому изготовлению этих орудий, а с их помощью - и различных предметов потребления.

Значение отражения состоит прежде всего в том, что оно есть способ, механизм для передачи сведений и информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важной предпосылкой для приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Эта информация является одним из условий возможности выхода из-под власти мира и обретения свободы действий в нем.

Сознание - сложный информационно-регулятивный процесс, позволяющий человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, анализировать свое собственное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Новые открытия в естествознании (прежде всего, в физике) уже в начале XX века подтвердили правильность отказа от какого бы то ни было естественнонаучного истолкования материи и перехода к философскому ее пониманию. Крушение существовавших в XIX веке представлений об абсолютной неделимости атома, о постоянстве массы (была обнаружена зависимость массы электрона от его скорости), о неизменяемости химических элементов опровергло все прежние представления о материи, отождествлявшие ее то с неделимыми атомами, то с неизменной массой, то с веществом. В XX веке окончательно утвердилось философское понимание материи как объективной реальности. Это понимание не зависит от каких-либо существующих на данном историческом этапе представлений естествознания.

Сознание - самая загадочная вещь из всего, что известно человеку. Сознание дало возможность человеку познать окружающий мир, относиться к нему со знанием и тем самым подчинить себе могучие силы природы. Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже не существует, и предвидеть будущее. Но одновременно сознание - источник страхов, тревог, страданий. В отличие от животных человек знает о своей будущей смерти. Он ощущает свою слабость и бессилие, свою ничтожность в этом огромном мире.

Информация о работе Отражение как всеобщее свойство материи