Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:07, доклад
Сущность космоцентризма в Античности заключалась в том, что Античные люди, разумеется, почитали богов, поклонялись им и их боялись. Высоко ставился в Античности и человеческий фактор. Ведь многие чтили тезис Протагора, и никто не мог его опровергнуть: «Человек есть мера всех вещей». Однако и боги и люди считались неотъемлемыми частями гармонически организованной природы, т. е. космоса. У древних греков и римлян и мысли не возникало о противопоставлении божеского и природного начал, равно как и о том, что природные условия существования чем-то могут не удовлетворять человека. Конечно, в природе много злого и трагического, но естественным противовесом им служит изобилие в природе благого и возвышенного. Динамическое равновесие добра и зла составной частью входит в общую гармонию космоса.
От космоцентризма и теоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм как мировоззрение.
Если сосредоточиться на средиземноморской культуре, то ее историю, как известно, принято делить на три периода: Античность ( конец VII, начало VI в. до н. э., - IV в. н. э., ), Средневековье ( IV в. н. э. - XIII в., ) и Новое время вкупе с Ренессансом ( XIV в.- настоящее время ).
Сущность космоцентризма в Античности заключалась в том, что Античные люди, разумеется, почитали богов, поклонялись им и их боялись. Высоко ставился в Античности и человеческий фактор. Ведь многие чтили тезис Протагора, и никто не мог его опровергнуть: «Человек есть мера всех вещей». Однако и боги и люди считались неотъемлемыми частями гармонически организованной природы, т. е. космоса. У древних греков и римлян и мысли не возникало о противопоставлении божеского и природного начал, равно как и о том, что природные условия существования чем-то могут не удовлетворять человека. Конечно, в природе много злого и трагического, но естественным противовесом им служит изобилие в природе благого и возвышенного. Динамическое равновесие добра и зла составной частью входит в общую гармонию космоса. В глазах античных мыслителей космос был единым целым и не имел никакой альтернативы. Космосом управляет Ананкэ — необходимость, или судьба. Ей подчинены и взаимные трансформации природных элементов, и круговращения небесных сфер. От нее в равной степени зависит участь как людей, так и богов. Ясно, конечно, что участь эта неодинакова: одним достается жизнь счастливая и беззаботная, а другим — трудная и даже трагическая. Однако распределение жребиев находится в руках Ананкэ, и против ее решений бессмысленно протестовать: ведь все они призваны обеспечить всеобщую гармонию космоса.Таков античный космоцентризм.
Для людей Античности природа,
гармонически организованная в виде космоса,
— доминирующая реалия. Однако в глазах
христиан природа вовсе не является гармонически
организованной. Точнее сказать, вначале,
согласно сказанному в Священном Писании,
природа была таковой. Библейский Бог,
сотворивший мир в течение шести дней,
сотворил его в высшей степени гармоничным.
Но потом, по словам Писания, в сотворенном
Богом мире произошел роковой несчастный
случай: и природа и человек подверглись
порче. Вернее сказать, порче подвергся
в первую очередь человек, а через его
посредство — и природа. Дело в том, что
человек в лице Адама совершил то, что
в Писании называется «первородным грехом»,
причем совершил он это добровольно. В
результате такого поступка Адама зло
стало преобладать и в нем самом, и во всей
природе. Таким образом, человек, став
греховным, внес порчу и в природу, и стали
справедливыми слова: «мир во зле лежит».
Поэтому после грехопадения над человеком
стала тяготеть вина в том, что он погубил
и себя, и природу. На него легла вся ответственность
за то, что мир стал миром, лежащим во зле.
Главным делом христианства
стало спасение падшего человека и падшей
по его вине природы. Для этого надо было
каким-то образом искупить Адамов грех.
В роду человеческом время от времени
стали появляться праведники, угодники
Божьи, которые всеми силами старались
способствовать решению этой задачи. Однако
человеческих сил недостаточно для искупления
первородного греха. Тогда, согласно христианской
доктрине, на помощь пришел сам Бог. В лице
Иисуса Христа Его сыновняя Ипостась сошла
с неба на землю, тем самым освятив — или,
лучше сказать, обо-жив — человеческую плоть. Крестная
смерть Христа стала искуплением первородного
Адамова греха. Свидетельством тому явилось
то, что своей смертью Иисус победил смерть
как таковую, ибо в третий день Он воскрес
и, пробыв тридцать дней на земле, во плоти
вознесся на небо.
Свидетельство о победе
Христа над смертью является центральным
местом христианской доктрины; можно сказать,
что оно — сама суть христианства.
Христианская доктрина приобретает,
таким образом, эсхатологический характер:
все верующие чают наступления конца света.
Иначе говоря, они ожидают прекращения
существования падшего, несовершенного,
лежащего во зле мира и прихода ему на
смену нового мира — спасенного, совершенного,
организованного так, как этого хотел
Творец. Этот новый мир будет Царством
Божиим, и ему не будет конца. Замена одного
мира другим должна произойти в день Страшного
суда, в день второго пришествия Иисуса
Христа и воскресения всех мертвых.
Вера в приближение Страшного
суда и обусловливала теоцентризм
средневековой христианской культуры.
Важно было жить, веруя в Бога и угождая
Ему. Ведь кроме искупленного Христом
первородного греха существуют и грехи,
так сказать, «текущие». У каждого человека
в течение его жизни накапливаются разного
рода личные прегрешения. Поэтому средневековым
людям необходимо было всегда помнить
о Боге и вести себя так, чтобы Он эти прегрешения
простил. В силу этого внимание средневековых
людей почти полностью было сосредоточено
на Боге. Именно Бог, а не Природа и не Человек
являлся для них доминирующей реалией.
Перейдем к эпохе Ренессанса и Нового времени. В эту эпоху люди утратили надежду на то, что второе пришествие произойдет в ближайшее время. Однако желание переделать мир так, чтобы жить в нем стало лучше и удобнее, у них сохранилось и даже усилилось. Вера в Бога не исчезла, но постепенно распространилось мнение, что не нужно надеяться только на Него и пассивно ждать второго пришествия, а нужно попробовать самим позаботиться о себе. Более того, стало набирать силу убеждение в том, что Богу как раз угодно, чтобы люди сами принялись за переделку природы: ведь Он дал им для этого и способности, и возможности. Эти находящиеся в рамках благочестия соображения подтолкнули людей Ренессанса и Нового времени к тому, чтобы заняться самостоятельным, не опирающимся непосредственно на тексты Священного Писания, исследованием природы. Данные исследования привели, в конечном счете, к созданию светских, никак не связанных с богословием, наук, таких как физика, математика, механика, астрономия, химия, биология, психология и т. п.
Случилось так, что многие данные
светских наук пришли в противоречие с
объяснениями устроения природы, содержащимися
в Священном Писании. В результате возникло
подозрение: не все то, что говорится в
нем, является истинным. Тем самым было
подорвано доверие к Священному Писанию:
ведь если оно действительно священное,
то ни в одном его слове не должно содержаться
повода для сомнения. И поскольку пошатнулся
авторитет Священного Писания, постольку
пошатнулась и вера в Бога. Появились атеисты;
постепенно вся наука Нового времени сделалась
преимущественно атеистической. Конечно,
не все ученые были атеистами, но с некоторых
пор наука Нового времени стала развиваться,
не интересуясь, существует Бог или нет.
Атеизм проник не только
в науку, но и в общественную жизнь Запада.
Нельзя сказать, что вера в Бога совсем
исчезла, но она отошла на задний план.
Интерес людей Ренессанса и Нового времени
обратился к настоящему; заботы о жизни
века будущего, характерные для Средневековья,
перестали быть для них преобладающими.
Интересоваться жизнью своего века означало
интересоваться жизнью простых смертных,
а не жизнью людей, обретших после второго
пришествия бессмертные тела. И поскольку
вопрос о втором пришествии был вынесен
за скобки постольку люди Ренессанса и
Нового времени поставили вопрос о том,
у что представляет собой человек сам
по себе, существующий независимо от того,
есть Бог или нет. Они поставили вопрос
о том, как человек должен вести себя не
перед лицом Бога, а в ситуации отсутствия
каких бы то ни было требований с Его стороны.
Наконец, они поставили вопрос о том, как
может человек собственными силами улучшить
условия своего природного, существования.
Так теоцентризм Средневековья уступил
место антропоцентризму
Ренессанса и Нового времени.
Энтузиазм людей Ренессанса
и Нового времени, с которым они принялись
перестраивать природу, чтобы в ней стало
удобнее жить, имел под собой реальную
почву. Переставшая оглядываться на Писание
и ставшая абсолютно светской наука совершила
невиданный скачок в своем развитии. И
она не оставалась чисто теоретической;
ученые активно внедряли свои открытия
и достижения в практику. Это привело к
возникновению того, что теперь называется
техникой, или технологией. В Античности
и в Средневековье люди пользовались,
конечно, орудиями труда; в их распоряжении
были такие инструменты, как лопата, топор,
плуг, телега и т. п. Однако все подобного
рода приспособления были крайне элементарны,
и их совокупность не может идти ни в какое
сравнение с техникой, возникшей начиная
с Ренессанса и Нового времени и продолжающей
развиваться и усложняться в настоящее
время. Наличие высокоразвитой техники
сделало возможным появление промышленности,
которой тоже не существовало в Античности
и в Средние века, но которая почти полностью
определяет материальное существование
людей Нового времени.
Итак, для Античности характерен космоцентризм, для Средневековья
— теоцентризм, для Ренессанса и Нового
времени — антропоцентризм. Таким образом, каждый
из этих периодов развития западной культуры
имеет свое лицо, т. е. свое мировоззрение,
свой способ осмысления действительности,
свою идеологию.