От философии Гегеля к диалектическому материализму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:00, реферат

Краткое описание

Философская система Гегеля.
Антропоцентризм Фейербаха.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Лекция 8 От Гегеля к диалектическому материализму.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

От философии  Гегеля к диалектическому материализму.

  1. Философская система Гегеля.
  2. Антропоцентризм Фейербаха.
  3. Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770 – 1831). Гегель учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Ф. Гельдерлином и Шеллингом. Позднее стал профессором философии в университетах Гейдельберга и Берлина. Энгельс считал, что никто до Гегеля, с тех пор как люди мыслят, не создавал такой всеобъемлющей системы. По словам русского философа Владимира Соловьева, он «может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все».

Гегель довольно поздно окончил  университет с примечательной характеристикой: «одарён хорошими способностями и характером… не обладает большим даром слова… совершенно безразличен к философии…». Лишь в 31 год он решил испытать себя в качестве преподавателя философии. В то время он ещё пребывает в тени славы Шеллинга. Поначалу как лектор Гегель успехом не пользовался, о нём говорили «деревянный Гегель», т.к. он то и дело перелистывал свои тетради, отыскивая нужное место, нюхал табак, чихал и кашлял, говорил негромко, с трудом подыскивая слова, а главное – не заботился о доступности изложения. Но он искал свой путь в философии, свой варрант решения её проблем. Временно он покинул университет, став редактором газеты в Бамберге, а затем 8 лет служил директором гимназии, где преподавал философию.

  У других мыслителей философия есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других - природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства.

Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Гегель понимал диалектику как закономерность, лежащую в основе природы мышления и самой действительности, ибо каждый тезис уже таит в себе свой антитезис, и оба «снимаются» в синтезе. Диалектика показывает противоречия (например, жизнь-смерть) как моменты перехода или становления в рамках целого, каждое последнее состояние которого превосходит оба предшествующих, не отрекаясь от присущего им смысла. Гегель сформулировал и раскрыл содержание трёх основных законов диалектики: отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количественных изменений в коренные качественные и обратно.

В работе «Феноменология духа» Гегель обосновывает важнейший принцип  своей философии – тождество бытия и мышления. Мышление – это не только субъективная (человеческая) деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Это некое духовное начало, основа всех природных и общественных явлений, - Абсолют, который можно назвать «Мировой разум», «Мировой дух», «Абсолютная идея». Абсолют существует изначально до реального мира, природы и общества. Мышление «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления (Абсолютной идеи). Абсолютная идея – не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. Абсолют проходит три стадии: Идея – Природа – Дух. Высшую ступень развития «Абсолютной идеи» Гегель называет «Абсолютный дух». Это – само человечество, его история.          

Произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы», «Философия духа»), «Философия права», «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии религии».

Как критик идеалистической традиции вошел  в историю философии Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Он поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета, после чего отправился слушать Гегеля в Берлин, который производит на него неизгладимое впечатление, и Фейербах оставляет богословский факультет, всецело посвятив себя философии. После защиты диссертации в 25 лет, начинает читать курс гегелевской философии. Через год выходит его первая работа «Мысли о смерти и бессмертии», за что его лишили права преподавания, т.к. церковники (а религия оставалась доминирующей формой сознания) конфисковали её. 24 года Фейербах проводит безвыездно в деревне Брукберг, оторванный от науки. После революции в Германии в 1848 году студенты Гейдельбергского университета в письме «Час твоего действия пробил!», просят его вернуться к преподаванию. Он начинает читать курс лекций «О сущности религии». Но начинается разочарование в революции, и после её поражения философ возвращается в деревню. Отшельник поневоле, он изгоняется и из своего последнего пристанища, где была организована колония для малолетних преступников. Обосновавшись в каморке под крышей, он чувствует себя как цветок без цветочного горшка. Наступает настоящая нищета. В 1872 г. он скончался.

Его философию называют антропологический  материализм. «Новая философия»», «Философия будущего» - так называл свое учение он сам. Фейербах исходит из того, что реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же, в свою очередь, - продукт природы. «Новая философия» делает человека, включая и природу как базис человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Понятия «бытие», «природа», «материя», «действительность», «реальность» для Фейербаха обозначают одно и то же. Природа вечна и бесконечна в пространстве. Пространство и время – основные условия всякого бытия. Нет никакой реальности вне их. Познание реального мира возможно благодаря чувственным восприятиям. Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать данные чувств.

Важнейшим делом своей жизни  Фейербах считал критику религии. В человеке нет каких-либо врождённых религиозных чувств, иначе пришлось бы признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености. Но в нём нет ничего подобного. Бог, по его мнению, рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог есть то, чем человек хочет быть. Именно поэтому религия обладает реальным жизненным содержанием, а не является просто иллюзией или бессмыслицей. Бог – абстракция человеческой сущности. Человек смертен; он протестует против своей смертности, против преходящей индивидуальности. Реально он не может ничего изменить. Но он создаёт, хотя бы в фантазии бессмертного Бога. Человек слаб и он не может преодолеть своей слабости. Но в фантазии он создаёт себе всесильного Бога. Человек мало знает и этого своего недостатка он преодолеть не может. Но он может создать всезнающего Бога. Бог, таким образом, создан по образу и подобию человека.

 Фейербах обосновывает новую  религию, провозглашает, что любовь  человека к человеку, в особенности же половая любовь, есть религиозное чувство, поскольку любовь – истинная сущность религии. Основные произведения Фейербаха: «Сущность христианства», «История философии».    

Марксизм – учение не только философское, но и экономическое. Основатели его Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – талантливые и разносторонне одаренные личности. Выходец из еврейской семьи Маркс как человек был крайне непривлекательной личностью, хотя обладал огромной силой воздействия на людей, почти гипнотической. Маркс начинал как поэт-романтик. Его женой стала немецкая аристократка Жени фон Вестфален, которой он постоянно изменял с горничными, умножая число незаконнорожденных детей. Своих родителей Маркс ненавидел. Когда умерла одна из подруг Энгельса, он высказался, что гораздо лучше было бы, если бы умерла его собственная мать. Всю свою жизнь он критиковал капиталистическую эксплуатацию, но это не мешало ему жить на доходы от фабрики, принадлежащей Энгельсу, который драл с рабочих три шкуры. В философии вообще редко бывает, чтобы сами мыслители жили в соответствии с тем учением, которое они проповедуют. В советское время марксизм, измененный Лениным и Сталиным, признавался в нашей стране официальной идеологией. После падения Советской власти марксизм подвергся острой, подчас не совсем справедливой критике. Парадокс, но в СССР и странах «реального социализма» подлинный марксизм был фактически под запретом. Допускалась лишь одна форма его существования - ленинско-сталинская. Марксизм же представляется гораздо более сложным и глубоким учением, нежели его отечественная интерпретация. Маркс был один, а марксистов - несчетное количество. Закрывать глаза на гуманистическую составляющую в марксизме было бы глупо. Лучше лозунга «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» в социальных теориях современности, на наш взгляд, не было создано. Недаром по поводу марксизма Ж. П. Сартр оставил следующее афористичное высказывание: «Тот, кто претендует на преодоление марксизма, в худшем случае вернется к домарксовой теории, а в лучшем - вновь откроет для себя мысли, которые содержатся в философии, которую он надеялся превзойти».

Маркс принял точку зрения Гегеля на историю как на процесс, который  ведет к свободе. Но в то время  как Гегель думал об интеллектуальной свободе, Маркс имел в виду свободу экономическую и политическую. Маркс был материалистом и считал, что бытие людей определяет их сознание. Человеческая история, по Марксу, состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов – общественно-экономических формаций, каждая из которых состоит из базиса (экономики) и надстройки (идеологии, политики, культуры и т. д.). Когда производительные силы общества перестают соответствовать производственным отношениям, наступает смена формаций. По Марксу, общественно-экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (две стадии: социализм и собственно коммунизм). При социализме, главной максимой которого является принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», исчезает эксплуатация человека человеком. При коммунизме все блага жизни должны политься полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого по способностям, каждому – по труду». Именно на осуществление этого красивого идеала и были направлены энергия и сила очень многих достойных людей в различных странах мира. Но результат их стремлений был далек от планировавшегося. И, что самое главное, - средства, которые использовались для достижения прекраснодушных идеалов, порой были противны самой природе человеческой. 

Маркс, прежде всего, был талантливый  экономист. Вершиной среди его работ по экономике является «Капитал» - грандиозный труд, второй и третий тома которого были созданы Энгельсом из оставшихся после Маркса материалов и изданы благодаря его кропотливому труду. Энгельс вообще часто незаслуженно остается в тени своего гениального друга, хотя именно как философ он, на наш взгляд, выглядит более выигрышно. Стиль трудов Маркса и Энгельса блестящ и полемичен, сам Маркс справедливо и без ложной скромности охарактеризовал его: «наша бойкая и веселая проза». Работы «Святое семейство», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» заслуживают и сегодня самого пристального внимания и изучения.      




Информация о работе От философии Гегеля к диалектическому материализму