О понятии духовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:22, статья

Краткое описание

С детства я привык к тому, что чем возвышеннее, многозначнее и неопределеннее используется терминология, тем больше шансов, что за ней прячутся ханжество, неискренность, а возможно, и прямой обман. Примерно такие ощущения у меня вызывает ставшее модным и часто употребляемым различными СМИ слово «духовность». В процессе подготовки этой статьи я провел опрос довольно значительного числа людей, и почти никто из них не смог связно определить, что же именно подразумевается под словом «духовность». Общий смысл высказываний сводился к тому, что это некое неопределенно возвышенное качество человека, связанное с верой в бога и практически являющееся синонимом «хорошего человека».

Вложенные файлы: 1 файл

Лемберг К.В. - О понятии духовности.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Константин Лемберг

О понятии духовности

 

С детства я привык к тому, что  чем возвышеннее, многозначнее и  неопределеннее используется терминология, тем больше шансов, что за ней  прячутся ханжество, неискренность, а  возможно, и прямой обман. Примерно такие ощущения у меня вызывает ставшее модным и часто употребляемым различными СМИ слово «духовность». В процессе подготовки этой статьи я провел опрос довольно значительного числа людей, и почти никто из них не смог связно определить, что же именно подразумевается под словом «духовность». Общий смысл высказываний сводился к тому, что это некое неопределенно возвышенное качество человека, связанное с верой в бога и практически являющееся синонимом «хорошего человека».

Попытаюсь дать простое и точное определение духовности. Мне кажется, что человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей  различен. Вера в бога, например, может  в него и не входить. (Вообще, в моем понимании 
«верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: 
мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода – в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт – в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Но сами по себе духовные потребности  не делают человека лучше или хуже, более или менее нравственным. Кого мы чаще всего называем «хорошим человеком»? Человека, качества личности которого совпадают с требуемыми обществом и его непосредственным окружением. 
Человека, способного в процессе общения создавать ощущение комфорта у окружающих. Эти качества и способности могут никак не быть связанными со степенью сложности личности, с ее культурным, социальным и интеллектуальным уровнем.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность.






Информация о работе О понятии духовности