Первая научная революция. Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV-XVI веков, ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания.

Содержание

Введение
Глава 1. Гелиоцентризм в Древней Греции
Глава 2. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника
Глава 3. Небесные сферы в рукописи Николая Коперника
Глава 4. Значение гелиоцентризма в истории науки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Коперник-философия.docx

— 606.52 Кб (Скачать файл)

Учение Коперника подрывало  опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную  картину мира. Последняя исходила из признания центрального положения  Земли, что давало основание объявлять  находящегося на ней человека центром  и высшей целью мироздания. Кроме  того, религиозное учение о природе  противопоставляло земную материю, объявляемую тленной, преходящей —  небесной, которая считалась вечной и неизменной. Однако в свете идей Коперника трудно было представить, почему, будучи «рядовой» планетой, Земля должна принципиально отличаться от других планет.

Католическая церковь  не могла согласиться с этими  выводами, затрагивающими основы ее мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты  гонениям. Сам Коперник избежал преследования  со стороны католической церкви ввиду  своей смерти, случившейся в том  же году, в котором был опубликован  его главный труд «Об обращениях небесных сфер». В 1616 году этот труд был  занесен в папский «Индекс» запрещенных  книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 году.

Существенным недостатком  взглядов Коперника было то, что  он разделял господствовавшее до него убеждение в конечности мироздания. И хотя он утверждал, что видимое  небо неизмеримо велико по сравнению  с Землей, он все же полагал, что  Вселенная где-то заканчивается  твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Нелепость такого взгляда на Вселенную, противоречащего  картине мира, основы которой были заложены самим Коперником, обнаружилась в расчетах, проведенных датским  астрономом Тихо Браге (1546-1601). В 1577 году он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам получалось, что эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающей Вселенную, если бы таковая существовала.

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский  мыслитель Джордано Бруно (1548-1600). Но он пошел дальше Коперника, отрицая  наличие центра Вселенной вообще и отстаивая тезис о бесконечности  Вселенной. Бруно говорил о существовании  во Вселенной множества тел, подобных Солнцу, и окружающих его планетах. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению  с Землей, «если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже»7.

Инквизиция имела серьезные  причины бояться распространения  образа мыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение  восьми лет находился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны  инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на костре на Площади  цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная  акция не могла остановить прогресса  познания человеком мира. На научном  небосводе уже взошла звезда Галилея.

 

 

Заключение

Гелиоцентрическая система Коперника, изложенная в  1543 г. в его знаменитом труде “Об обращениях небесных сфер”, явилась важным этапом в развитии человеческой мысли. С публикацией этой работы началась новая эра в астрономии.

Создавая  свое учение о движении Земли, Коперник объяснял ее кажущуюся неподвижность  относительностью движения и покоя: ”Так при движении корабля в тихую  погоду всё находящееся вне, представляется мореплавателям движущимся, как бы отражая движение корабля, а сами наблюдатели, наоборот, считают себя в покое со всем с ними находящимися. Это же, без сомнения может происходить и при движении Земли, так что мы думаем, будто вокруг неё вращается вся Вселенная”.

Теория Коперника – возможно, наиболее важная научная теория за всю историю человечества, поскольку она в корне изменила представление человека о его месте в мире. До Коперника человек считал Землю и себя центром мироздания. Его низвергла Землю с её главенствующего положения, неподвижного положения в центре Солнечной системы. После выхода труда Коперника человек осознал, что он лишь крохотная частичка, затерянная в бескрайних просторах Вселенной.

В настоящее время учение Коперника  о движении Земли имеет не чисто  академический интерес. Запуская космические  ракеты, осуществляя полеты космонавтов, приходится учитывать собственное  вращение нашей планеты и её орбитальное  движение вокруг Солнца.

 

Список использованной литературы

  1. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ТК Велби, Издательство проспект.- 2006.
  2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос.-2001.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.– М.: Центр.- 1997.
  4. Белый Ю.А., Веселовский И.А. //Николай Коперник (1473–1543) – М.: “Наука”, 1974.
  5. Замечательные ученые.- Под ред. С.П. Капицы – М.: “Наука”, 1980.

 


Информация о работе Первая научная революция. Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника