Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:26, реферат
Равновесие в мифологической вселенной достигается тем, что верховный бог личной властью раздает уделы другим богам и следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий. Когда в мире главенствуют боги, тогда материальные процессы и взаимодействия существуют как бы на втором плане, не имеют самостоятельного значения.
Если в мире есть бог, то все материальное для человека на втором плане, а на первом божественная воля. Чтобы материальные процессы попали в поле зрения познающего человека, из мира необходимо убрать волю бога. Бог должен уйти на второй план, превратиться в мировой закон, определяющий постоянство и закономерность совершающихся процессов.
Первые философы начинают эту работу по изменению картины мира, создают такой образ мира, где бог ? всеобщий закон, равновесие, гармония мира. Мир становится божественным космосом, целостной структурой, которую можно представить в виде пространственной модели и описать математически.
Философия, возникающая в VI веке
до н.э. в Греции, сохраняет двойственное
отношение к мифологии. Она ее отрицает,
сохраняя в то же время многие ее образы
и используя миф для разъяснения своих
представлений о мире. Философия начинается
в Милете, греческом городе, расположенном
на малоазийском побережье. Первые философы
? милетцы: Фалес (625-547 г. до н.э.), Анаксимандр
(ок. 610-546 г. до н.э.), Анаксимен (588-525г. до
н.э.). Это, как правило, выходцы из средних
слоев полиса, которые живут на перекрестье
торговых путей, где встречаются различные
культуры. Они сами путешествуют и знакомятся
с достижениями развитых цивилизаций
(Египет, Вавилон), занимаются математикой,
астрономией и другими науками. Аристотель
называет первых философов «физиками»
(фисис-природа, производное от глагола
«рождать»), которые решали проблему «начала»
всех вещей, из чего все вещи возникают
и во что они в конечном счете превращаются.
Согласно Аристотелю, Фалес считал таким
«началом» воду, Анаксимсн ? воздух, Анаксимандр
? особое вещество «апейрон».
В поиске «начала», из чего все
возникло - определенное сходство рождающейся
философии с мифологией, которая в своих
космогониях рассказывала о рождении
мира из хаоса. Но мифологические повествования
о рождении мира ? это сказания о рождении
богов, их борьбе за верховную власть и
триумфе верховного божества. Порядок
в мире рассматривается как результат
победы бога над своими соперниками, различными
чудовищами и установление верховной
власти над миром.
Миф отвечает на вопрос: кто
господствует над миром, кто верховный
бог. Сам же мир предстает как результат
физиологической деятельности богов,
рождающих друг друга. Вселенная мифа
? сообщество богов, господствующих над
различными сферами и находящихся в соподчинении.
Она аналогична человеческому обществу
во главе с монархом и описывается по принципу
«кто главный?» и «кто за что отвечает?»
Вселенная не может быть изображена в
виде пространственной схемы, геометрического
чертежа, выражающего положение, расстояние,
движение. Равновесие в мифологической
вселенной достигается тем, что верховный
бог личной властью раздает уделы другим
богам и следит за тем, чтобы они не превышали
своих полномочий. Когда в мире главенствуют
боги, тогда материальные процессы и взаимодействия
существуют как бы на втором плане, не
имеют самостоятельного значения.
Если в мире есть бог, то все
материальное для человека на втором плане,
а на первом божественная воля. Чтобы материальные
процессы попали в поле зрения познающего
человека, из мира необходимо убрать волю
бога. Бог должен уйти на второй план, превратиться
в мировой закон, определяющий постоянство
и закономерность совершающихся процессов.
Первые философы начинают эту
работу по изменению картины мира, создают
такой образ мира, где бог ? всеобщий закон,
равновесие, гармония мира. Мир становится
божественным космосом, целостной структурой,
которую можно представить в виде пространственной
модели и описать математически.
Анаксимандр, по сообщениям
некоторых авторов древности, сооружал
механическую модель вселенной в виде
сферы. Он помещал землю в центре мира
и объяснял, что она не нуждается в опоре,
поскольку равноудалена от всех точек
в пространстве. Анаксимандр, тем самым,
помещает космос в материальном однородном
пространстве, где отношения чисто геометрические.
Первые философы ? разрушители
традиционных представлений о мире и человеке.
Но, разрушая мифологические представления,
философия указывала человеку и обществу
новый идеал ? гармонично устроенный, упорядоченный,
подчиняющийся всеобщему закону космос.
Она указывала также новую опору для человека
? его разум. Это был путь к разумному и
ответственному за свои поступки индивиду.
Человек больше не хочет быть «куклой
Богов», он сам пытается стать подобным
богу через свой разум, утверждая, что
разум и Бог тождественны. Но сделав разум
своей единственной опорой, человек довольно
скоро понял слабость и шаткость этой
опоры перед лицом человеческих страстей
и человеческой воли. Он понял, как трудно
быть Богом. И тогда место античной философии
занимает христианство. Но пока еще философия
только в начале пути.