Перспективы развития человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экологическое сознание и самосохранение человека. 5
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 13
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 15
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 15
3.2 Экологическая проблема. 17
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 19
3.4 Энергетическая проблема. 22
Глава 4. Перспективы развития человечества. 23
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 24
4.2 Подлинная человечность. 26
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Далее трюизм: разумеется “низкоэнергетическая цивилизация” несовместима не только с гонкой вооружений, но вообще с  существовании на Земле бронетранспортеров с солдатами.

Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке  энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д.. И  если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии.

Так же необходимо все более интенсивнее  сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становиться экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.

   4.2 Подлинная человечность.

Даже  если мы все сегодня за несколько  лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о  себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.

Никакими  решениями невозможно приостановить  рост населения. Всю проблематику “альтернативной  цивилизации” надо рассматривать в  органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором, при любых нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего. “Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные изменения.

Один  из определяющих параметров — структура  занятости — выглядит следующим  образом:

2% —  3% общего числа занятых (фермеры)  в условиях комплексной автоматизации  и частичной компьютеризации  сельского хозяйства полностью  обеспечивают свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.

15% —  20% трудящихся в условиях комплексной  автоматизации, а также частично  начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.

При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве  большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.

Хотя  там и накопилось больше половины занятых, но  именно там преобладает  ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном супермаркете и универсаме.

Особого разговора требует сферы здравоохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя(а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива.

Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-финансовых и т. п. учреждениях, в организационном  обеспечении производства. Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих, четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это — знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников — ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.

Массовый  “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна стать  наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко отличающейся от существующей.

Аналогичное положение складывается и в сфере  здравоохранения. Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.

В сфере  досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг как и труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам.

Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и умелые, заботливые руки.

Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего времени всего общества, в котором основными станут воспитание и образование, здравоохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.

 

Заключение

Наша планета  серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти “само собой” , то следующий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди поглощенные погоней за сверх прибылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не задумываясь о том, что за все придется платить не только будущим, но и живущим сегодня, молодым поколениям.

Причины такого поведения кроются прежде всего  в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают  от требования современного уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В результате человечество сталкивается с группой проблем  нерешенность которых может привести к его гибели.

Разработка программы  действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков. 
Список литературы

    1. Введение в философию /Под ред. И. Т. Фролова, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Астафьева и др. — М.: Политиздат, 1989. — с.599.
    2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Мысль, 1991. — с.105, 173.
    3. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред. А. И. Ракитова. — М.: Политиздат, 1990. — с. 348.
    4. Назаркин Ю. Н. Конверсия: некоторые международные аспекты // Международная жизнь, — 1992, № 5 — с. 23.
    5. Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994. —  № 5. — с. 60.
    6. Приходько О. В. В поисках ответа на новые вызовы: глобальная система защиты // Международная жизнь. — 1995. —  № 3. — с. 82.
    7. Брезгун С. Т. Размышления ядерного инженера // Международная жизнь. — 1994. —  № 5. — с. 61.
    8. Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 1995. — № 6. — с.151.
    9. Лесков Л. В. Неизвестная Вселенная // Вестник Московского университета. — 1994. — № 2. — с. 3.
    10. Медведев Ж. Н. Экологические лимиты индустриальной экономики // ЭКО. — 1995. — № 6. — с.152.
    11. Никитин Д. П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. НТП, природа и человек. — М.: Наука, 1977. — с. 130.
    12. Колошин М. И. Глобальные измерения экологии // Международная жизнь. — 1995. — № 3. — с. 105.
    13. Робертс Ален. Как спасти землю: Всемирная стратегия охраны природы. — М. : Мысль, 1983. — с. 14.
    14. Бакланов А. Г. Сломать механизм гонки вооружений // Международная жизнь. — 1992. — № 5. — с. 76.

Информация о работе Перспективы развития человечества