Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:10, доклад
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ (2 февраля 1463, Мирандола, - 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ДЖОВАННИ (2 февраля 1463, Мирандола, - 17
ноября 1494, Флоренция), итальянский философ
и гуманист эпохи Возрождения. Современники
называли Пико "божественным", видели
в нем воплощение высоких устремлений
гуманистической культуры. Его личность
и его труды были известны всей образованной
Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико
прославился княжеской щедростью, счастливой
наружностью, но всего более - необыкновенным
разнообразием способностей, интересов,
познаний.
Пико происходил из семьи
графов Мирандола и сеньоров Конкордии,
родственными узами был связан со многими
владетельными домами Италии. Четырнадцати
лет поступил в Болонский университет,
затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии
(1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю
словесность, философию, богословие. Он
изучал новые и древние языки (помимо латинского
и греческого, также еврейский, арабский,
халдейский), стремясь охватить все самое
важное и сокровенное из того, что накоплено
духовным опытом разных времен и народов.
Джованни Пико Делла Мирандола
верил в магию, изучал Каббалу; знал древнееврейский,
арабский, халдейский и латинский языки.
Мыслитель считал учение Каббалы совместимым
с христианством и стремился придать ему
такую интерпретацию, при которой оно
стало бы органическим дополнением к христианскому
учению. Каббала основывалась на положении
о сакральности (священности) древнееврейского
языка; это учение утверждало, что в этом
языке содержится десять имен Бога, которые
в совокупности дают Его единственное
великое имя.
Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения».
Рассматривая различные философские доктрины как аспекты единой Истины, Пико. поддержал начатую Фичино выработку единого «общечеловеческого» философско-религиозного миросозерцания, но перевел интерес из сферы религиозной истории в область собственно метафизики. Пытаясь синтезировать христианство с каббалой и аверроизмом, он подготовил и послал в Рим «Философские, теологические и каббалистические выводы», содержащие 900 тезисов «обо всем, что познаваемо» (отчасти заимствованные, отчасти самостоятельные) , которые собирался защищать в диспуте с христианскими учеными «всей Европы». Папская курия признала их еретическими, диспут не состоялся. Известным для широких кругов своих современников Пико стал благодаря «Речи о достоинстве человека», замысленной как преамбула к готовившейся дискуссии.
Философия Пико с одной стороны, интегрирует основные понятия возрожденческого неоплатонизма, с другой - содержит идеи, выходящие за рамки платоновской (идеалистической) традиции как таковой, близкие волюнтаризму и персонализму. Человек, по Пико представляет особый мир в созданном Богом универсуме. Бог творит бытие для человека и ставит его в «центре» мира. Человек - существо «срединно-подвижное», он способен опускаться до уровня животных и даже растений (пифагорейские «метаморфозы» Пико трактовал буквально) и подниматься к ангелам и Богу, оставаясь при этом тождественным самому себе – «неиным». Это возможно, ибо человек - создание «неопределенного образа», в которое Отец вложил «зародыши» всех тварей. Таков замысел творца, который создает человека существом «не смертным, но и не бессмертным, не небесным, но и не только земным, дабы тот, чуждый каких-либо стеснений, сам сделал себя творцом и выковал свой окончательный образ».
Для его трудов (многие из них остались незаконченными) характерны две основные идеи:
1) Все религии
и философские учения являются
частным выявлением единой
2) Человек занимает в мироздании особое положение в силу того, что он соединяет в себе земное (животное) и небесное (божественное) начала. Более того - существование человека не предрешено полностью Богом и человек - сам творец своей судьбы...
В 1486 году, 23-летний Пико делла Мирандола, возвестив о своём намерении защитить 900 различных тезисов, заимствованных из греческих, латинских, древнееврейских и арабских авторов, пригласил в Рим для публичного диспута учёных со всей Европы и сочинил к этому событию знаменитую «Речь о достоинстве человека». В ней Пико описал сотворение мира, взяв в качестве источника «Книгу Бытия» и платоновского «Тимея»; однако он затем переходит к тому моменту, когда, завершив сотворение мира - этого священного храма собственной божественной мудрости, - Бог наконец приступил к сотворению человека, чьё предназначение должно было заключаться в том, чтобы размышлять о неизмеримом величии Божьего творения, восхищаться Им и любить Его. Однако Бог обнаружил, что у Него больше не осталось архетипов, по которым Он мог бы создать человека, и поэтому Он обратился к своему последнему творению с такими словами: «Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты, сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Можно утверждать,
что каббала оказала большое влияние на
формирование ренессансной концепции
микрокосма и макрокосма, что отразилось
не только в работах Мирандолы, но впоследствии
в трудах Парацельса и Агриппы Ностесгеймского.
Гармония микрокосма и макрокосма возможна
только как активное взаимодействие Бога
и человека.