Платон и Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:18, реферат

Краткое описание

На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античных философов Платона и Аристотеля, живших в эпоху великих потрясений. Мир Платона и Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

Содержание

1. Введение...................................................................................2
2. Платон:
- жизнь платона........................................................................4
- платон о государстве и обществе.............................5
3. Аристотель:
- жизнь аристотеля..............................................................11
- аристотель о государстве и обществе.................12
4. Заключение.........................................................................17
5. Список литературы..........................................

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

    Содержание: 
 

    1. Введение...................................................................................2

    2. Платон:

        - жизнь платона........................................................................4

        - платон  о государстве и обществе.............................5

    3. Аристотель:

         - жизнь аристотеля..............................................................11

         - аристотель о государстве и обществе.................12

    4. Заключение.........................................................................17

    5. Список литературы....................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Введение

    Усилиями  древнегреческих исследователей был  совершён переход от мифологического  восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

    Развитию  политико-правовой мысли в V веке в  значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа  проблем общества, государства, политики и права.

    На  пороге  XXI  века  наше  общество  находится  на  этапе  глубоких  социально-экономических  преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление  людьми  окружающего  мира,  возрождение  старых  и  становление  новых  философских  учений,  поэтому  представляет  интерес  рассмотрение  творчества античных философов Платона и  Аристотеля, живших  в  эпоху великих потрясений. Мир  Платона  и  Аристотеля – это  мир  крушения  системы  греческих  городов-полисов  и  возникновения  империи  Александра  Македонского.

    С  этой  точки  зрения  было  бы  интересно,  изучая  политические  взгляды Платона и Аристотеля, проследить за  тем,  как бурные  события общественной  жизни той эпохи находили  свое  отражение в становлении их  политических  взглядов. Тем более что свойственный  этим  двум  философам,  а особенно  Платону,  антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов   позволяет   не  только  ознакомиться  с конечными результатами  их  творческих исканий,  но  и проследить  за  ходом    мыслей  и рассуждений.

    Интерес  к  творчеству  этих  двух философов не ослабевает, и, быть может,  даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших  две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

    Несомненно,  рассказывать об Аристотеле и  Платоне, как ученых, очень непросто  в  том  смысле,  что  слишком  большой  промежуток  времени  отделяет  их от  нас.  Быть может, что-то в их взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным. Конечно,  для своего времени  они  были крупнейшими учеными,  но  следует  учитывать, что представления  о  мире  мыслителей,  живших  в IV в. до н.э.,  сильно  отличаются  от  нашего мнения.  

    Мы  видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

    Интерес к древнегреческим  философам  Платону и Аристотелю, к их творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон или Аристотель.

    "... Платон и Аристотель - одни из учителей человечества.  Не  будь их книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал В.Ф.  Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Платон

    жизнь платона

    В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

    Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

    В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым  сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу  Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

    Вернувшись  в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил  в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал  свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

    В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана  Дионисия Младшего.

    В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    платон  о государстве и обществе

    Античная  политическая мысль характеризуется  пристальным вниманием к исследованию форм государственного устройства, выявлению  достоинств и недостатков, существующих или имевших место в прошлом типов правления, попытками определить наилучший вариант организации политической власти и управления обществом. В рамках классификации политических систем, анализа их видов и постановки проблемы о лучшем из них античные мыслители обращаются к рассмотрению методов и средств политического действия, форм, в которых происходят политические изменения. Именно в таком контексте возникает у них идея реформы, которую в содержательном плане можно рассматривать как пролог возникновения теории реформы как формы общественно-политических преобразований, свойственной политической мысли Нового времени.

    Ряд существенных черт преобразований, в  последствии получивших наименование реформистских, были определены в политической философии Платона, в центре которой  находится концепция «идеального государства». Ее особенностью является то, что традиционная антитеза «лучшее – худшее» устройство государства помещается Платоном в координаты «должное – сущее». «Идеальное государство» - это проект «окончательного решения», не выявление лучшего из существующих образцов, а конструирование совершенного образца, достижение которого означает в философском плане максимальное приближение к идее блага – венцу платоновской модели мира, неподвижному и вневременному.

      Свое «идеальное государство» Платон противопоставляет его несовершенным, порочным типам. В произведениях Платона их количество колеблется. Наиболее проработанный вариант – в «Государстве», где он описывает четыре реально существующие формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Ни одна из них Платона не устраивает. Все они – извращенные формы, а посему по критерию «лучше – хуже» могут рассматриваться только относительно друг друга, поскольку их противопоставление «идеальному государству» носит абсолютный характер.

    В платоновской теории проект совершенного государства все же имеет не чисто  спекулятивный характер. Проецируя  на общество мир идей, Платон одновременно пытается найти хоть какую-то опору  и в мире вещей, таком, каким он его понимает в рамках мифологизированной историософии. Для Платона его воззрения на государство в плане долженствования отнюдь не были утопическими. Картина мира, который он понимал как мир удвоенный, соответствует реальности, причем умопостигаемый мир идей есть подлинный мир, отражением и искажением которого является мир вещей, в том числе и мир политики. «Идеальное государство» не только будущее воплощение первообраза. Оно опирается на прошлое, которое у Платона, надо заметить, довольно туманно.

    «Идеальному государству» имеется историко-мифологический прототип. Рассматривая в «Государстве» пять видов государства: образцовое и четыре отрицательных, Платон предполагает, что в первом случае власть может принадлежать одному, либо нескольким, т.е. быть как царской, так и аристократической. Далее в тексте «идеальное государство» и полагается в качестве довольно неопределенной реальности прошлого в рамках анализа разложения аристократии  и превращения ее в тимократию, примером которой называется крито-лакедемонское устройство.

    В «Законах» он более определенен на этот счет. Именно в связи с понятием «идеального государства» Платон говорит о счастливом времени Кроноса. Этому строю люди должны подражать в устройстве государства. В позднем и незаконченном диалоге «Критий» Платон, говоря о древнем обществе, идеализирует старину, отстоящую на девять тысяч лет назад от своего времени – устройство древних Афин и мифологической Атлантиды как наиболее совершенного, достойного подражания. Некоторые черты этого афинского государства, каким его представляет философ, соответствуют требованиям «идеального государства»: наличие благородных мужей, в умы которых боги вложили «понятие о государственном устройстве», сословное деление («божественные мужи», воины и «разного звания граждане, занимавшиеся ремеслами и землепашеством»), общность имуществ у высшего сословия. При этом в своем рассказе Платон прямо указывает на связь с предполагаемым «идеальным государством», модель которого была им изложена ранее. Таким образом, государство давних, эпических времен становится историко-мифологическим аналогом–эталоном «идеального государства». Здесь Платон утверждает эмпирическую возможность «идеального государства».

    Историко-космический  переворот, положивший конец одному мировому циклу и давший начало другому, историческому времени, в котором живет современное Платону общество, одновременно положил начало процессам деградации государства. Преодоление порочной практики смены одних форм извращенного устройства государства другими выступает у Платона как своеобразная сверхзадача теории и практики, решаемая в рамках умственной модели «идеального государства» и ее актуализации.

    В картине смены тимократии олигархией, олигархии – демократией, последней  – тиранией, нарисованной в «Государстве», попытке исторического экскурса, предпринятой в «Законах», просматривается какая-то заданность, предопределенность последовательного распада форм государства, хотя Платон в полной мере учитывает политические страсти, разыгрывающиеся в обществе, борьбу в нем худших и лучших начал. Этому совершенно негативному процессу он противопоставляет гармонизированное и статичное общество – «идеальное государство», строящееся на принципах высшей справедливости, а постольку избавляющее людей от раздоров.

    Концепция «идеального государства» имеет  солидный этический фундамент, связанный с идеей справедливости как цели «идеального государства». Его схема, изложенная в «Государстве», хорошо известна. Наряду с философами-правителями оно включает еще два сословия – стражей и ремесленников, землепашцев, торговцев. Каждое из сословий соответствует одному из начал души – разумному, яростному и вожделеющему, и должно заниматься своим делом, что и есть проявление справедливости.

    В «Законах» Платон вносит коррективы в модель совершенного государственного устройства. В нем допускаются рабство и частная собственность у всех сословий при ограничении богатств, вводится имущественный ценз, предполагаются выборы, предельно жестко, детально, даже мелочно, регламентируются все стороны жизни людей и общества. «Идеальное государство» «Законов» более статичное, максимально изолированное от внешних влияний. Но при всем том философские опоры платоновской политической концепции остаются, в общем, теми же самыми, что и в «Государстве»: возможность «идеального государства» и оно само связаны с силой разума, способностью к познанию и обретению знания человеком, его стремлением к добродетели, справедливости как высшему этическому началу, вытекающими методологически и теоретически из онтологии Платона, его архитектуры мироздания, поскольку образец «идеального государства» - на небе.

Информация о работе Платон и Аристотель