Платон о сущности философа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Религия выполняет культуротворческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования, Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

Содержание

Введение
1. Сущность философии.
2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.
3. Платон о сущности философа.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия2.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

     Введение 

     1. Сущность философии.

     2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

     3. Платон о сущности философа.

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Культура  — область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).

     Первичная сфера духовной деятельности человека — мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.

     В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры. Наука рассматривает религию как один из элементов культуры, специфическую духовную деятельность, направленную на сверхъестественные объекты. В различные эпохи религия охватывала различные области культуры.

     Религия выполняет культуротворческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования, Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому. 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность философии. 

     Философия (с греч.- любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания;  учение  об  общих  принципах  бытия  и  познания,  об   отношении человека к миру,  наука о всеобщих  законах  развития  природы,  общества  и мышления1.  Философия вырабатывает   обобщенную  систему  взглядов  на  мир, место человека в нем; она  исследует  познавательные  ценности,   социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

     Предметом философии являются всеобщие  свойства  и  связи  (отношения) действительности    -    природы,    человека,     отношения     объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального,  бытия  и мышления. Где всеобщее  -  это  свойства,  связи,  отношения,  присущие  как объективной   действительности,   так   и  субъективному   миру   человека.

     Количественная  и  качественная  определенность,  структурные  и   причинно-следственные  связи  и  др.  свойства,  связи  относятся  ко   всем   сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии  необходимо  отличать от  проблем  философии,  т.к.  проблемы  философии  существуют   объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи  (производство  и  время, количество  и  качество)  существовали,  когда  науки  философии  еще  и  не существовало как таковой.

     Основными  функциями философии являются:   1)   синтез    знаний    и создание   единой   картины    мира,  соответствующей  определенному  уровню развития  науки,   культуры   и   исторического   опыта;   2)   обоснование, оправдание  и  анализ  мировоззрения;  3)   разработка   общей   методологии познания и деятельности человека в окружающем  мире.  Каждая  наука  изучает свой круг  проблем.  Для  этого  вырабатывает  собственные понятия,  которые применяются  в  строго  определенной  области   для    более    или    менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из  наук,  кроме  философии  не занимается специальным вопросом, что такое  «необходимость»,  «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие  понятия   являются предельно широкими, всеобщими и универсальными.  Они   отражают   всеобщие связи,  взаимодействия  и условия существования  любых  вещей  и  называются категориями. Основные задачи  или  проблемы  касаются  выяснения   отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением  и  окружающим нас бытием.

     Как правило, к философии относятся  как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но  хотя многие люди и думают о ней как  о  не  связанной  с  обычными  интересами  и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы  себе  в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно  и  то, что  хотя  большинство  людей  весьма  смутно  представляет,  что же  такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

     Слово «философия» произошло от древнегреческого слова,  обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им  в  повседневной  жизни,  мы  часто вкладываем в него другой смысл.

     Иногда  под  философией  мы  понимаем  отношение  к  определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе  к  чему-то,  когда имеем в  виду  долгосрочное,  как  бы  отстраненное  рассмотрение  некоторой сиюминутной  проблемы.  Когда кто-нибудь  расстраивается   по   поводу   не осуществившихся  планов,  мы  ему  советуем   относиться   к   этому   более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать  значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе.  Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под  философией попытку оценить или растолковать то, что  же  является  или  имеет  смысл  в жизни.

     Вообще  говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем  стремление увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной  умственной  работы. «…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве  с  неизвестным. Когда человек входит в пограничные области или заходит за них,  он  попадает из науки в сферу  умозрения.  Его  умозрительная  деятельность  –  тоже  вид изучения, и это помимо всего прочего, есть  философия» (Б.  Рассел).  Есть много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в  какой-то  момент  и  на которые наука не может предложить  ответа.  Те,  кто  пытается  мыслить,  не желают  принимать  на  веру  готовые  ответы  пророков.   Задача   философии –стремясь  охватить  мир в его единстве,   изучать эти вопросы   и   по возможности объяснять их.

     Каждый  человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми  в  философии. Как устроен мир? Развивается ли мир?  Кто  или  что  определяет  эти  законы развития?   Какое  место  занимает  закономерность,  а   какое   -   случай? Положение человека в мире:   смертен или бессмертен?  Как может человек понять свое предназначение.   Каковы  познавательные  возможности  человека? Что есть истина и как ее отличить от  лжи?  Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,  справедливость,  добро  и  зло.  Эти   вопросы поставлены  самой  жизнью.  Тот  или  иной  вопрос  определяет   направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли  у мира  цель?   Ведет  ли  куда-нибудь  развитие  истории?  Действительно   ли природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю?  Каков способ  их  сосуществования?  Что  такое  человек:  частичка   пыли?   Набор химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе?  Имеет  ли  значение, как мы  живем:  праведно  или  нет?  Есть  ли  высшая  мудрость?   Философия призвана  правильно  решить  эти  вопросы,  помочь  преобразовать   стихийно сложившиеся  взгляды  в   миропонимании,    что   является   необходимым   в становлении личности. Эти проблемы  нашли решение задолго до философии  -  в мифологии, религии и других науках.

     По  своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что  следует говорить скорее о содержании философии, а  не  о  предмете)  философия  есть стремление к всеохватности и единству. Если другие  науки  делают  предметом изучения  какой-то   отдельный  срез  реальности,  то  философия   стремится охватить  всю  реальность  в   ее   единстве.   Для   философии   характерно представление о том, что мир  обладает  внутренним  единством,  несмотря  на внешнюю  разрозненность  частей.  Реальность  мира  как  целого   -   таково содержание философии.

     Мы  часто представляем философа как  кого-то, кто сидит, размышляя  над вопросами высшего назначения человеческой жизни,  в  то  время  как  у всех остальных едва хватает времени, или сил, чтобы просто  существовать.  Иногда, в основном благодаря  средствам  массовой  информации,  у  нас  складывается впечатление, что эти  люди  посвятили  себя  созерцанию  мировых  проблем  и созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих,  которые,  быть может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.

     Наряду  с этим представлением о том, кто  такие  философы  и  чем  они пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот, кто целиком и  полностью  отвечает  за  общие  идеи  и  идеалы  определенных обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители  как  г-н  Маркс  &  г-н Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов,  другие  же  –  например, Томас  Джеферсон,  Джон  Локк  и  Джон  Стюарт  Милль  разработали   теории, доминирующие в демократическом мире.

     Независимо  от  этих  различных  представлений  о  роли  философа   и независимо от того, насколько связанной мы представляем его  деятельность  с нашими  непосредственными  интересами,  философ  вовлечен   в   рассмотрение проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем  тщательной критической проверки  этот  человек  пытается  оценить  состоятельность  тех данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной  целиком  и  о  мире людей. В результате этого исследования  философ  пытается  выработать  некое общее,  систематизированное,  согласованное  и  стройное  представление  обо всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы  при помощи  наук узнаем  о  мире  больше  и  больше,  требуется  рассматривать  и  все  новые интерпретации  вырабатываемых  представлений.  «Каков  мир  в  самых   общих чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась,  не занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел)2.

     С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней Греции  среди  серьезных   мыслителей,   вовлекавшихся   в   этот   процесс, существовало убеждение  в  необходимости  тщательной  проверки  рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий  мир  и  нас  самих,  которые  мы принимаем. Все  мы  воспринимаем  массу  информации  и  множество  мнений  о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие  из нас  когда-либо  задумываются,  насколько  достоверны  или  существенны  эти данные. Обычно мы склонны без  сомнений  принимать  сообщения  об  открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия  воззрения,  основанные на личном опыте. Так же и философ  настаивает  на  скрупулезной  критической проверке всего этого, чтобы установить,  основываются  ли  эти  верования  и воззрения на достаточных основаниях  и  следует  ли  мыслящему  человеку  их принимать.

     По  своему  методу  философия  есть  рациональный  способ  объяснения действительности.  Она  не  довольствуется   эмоциональными   символами,   а стремится  к  логической  аргументированности  и  обоснованности.  Философия стремится к построению системы, основанной на  разуме,  а  не  на  вере  или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

     Цель  философии – знание, свободное  от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил:  «Все  другие  науки  более необходимы, а лучше нет ни одной».

     В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке).

     Во  все исторические  эпохи  философия  и  наука  шли  рука  об  руку, дополняя  друг  друга.  Многие  идеалы  науки,  такие  как  доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были  первоначально  выработаны в философии. В  философии,  как  и  в  науке,  исследуют,  размышляют,  одни высказывания  обосновываются  другими.  Но  там,   где   наука   разъединяет (значение имеет только то, что относится в сфере данной  науки),  философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы  бытия человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс  обмена  идеями  между философией и наукой, что породило  пограничные  между  наукой  и  философией области  знания   (философские   вопросы   физики,   математики,   биологии, социологии;    например,    идея    относительности,     несамостоятельности пространства и времени, которая сначала обсуждалась в  философии  Лейбницем, Махом,  затем  в  математике  Лобачевским,  Пуанкаре,   позднее   в   физике Эйнштейном). Никогда ранее философия не  была  столь  научно  ориентирована, как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить  к научной  ориентации  философии  все  ее  достоинства.  Первые  ученые   были убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны  природы, они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом  ее общественного  влияния  происходит  вытеснение  наукой  всех   других   форм культуры – религии, философии, искусства. (Об  этом  написал  И.С.  Тургенев свой роман «Отцы и дети»). Такая установка  грозит  полностью  вытеснить  из человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг  к  другу.

Информация о работе Платон о сущности философа