Подходы к определению предмета философии в течение веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

Вложенные файлы: 1 файл

предмет философии, ее структура и специфика.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Подходы к определению  предмета философии  в течение веков.

    1. Предмет философии в античности.

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

Выделяют следующие  периоды:

    • Натурфилософский 
 

Натурфилософия   (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное

истолкование  природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между

натурфилософией и естествознанием, ее место в  философии исторически

менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия

явилась первой исторической формой философии и  фактически сливалась с

естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней  Греции). В дальнейшем

натурфилософия  в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе.

  Главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала.

    • Гуманистический( школа софистов, Сократ)(смена проблематики от природы к человеку и обществу).
 

Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократическогостроя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами (от греческого «софос» – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. 
В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приёмы доказательств и ораторского искусства. Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологическими установками демократии: поскольку знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов на государственные должности, постольку главное место в обучении должна была занять подготовка слушателя к политической деятельности, к выступлениям в народном собрании и суде.

Главная проблема - человек

    • Классический (Аристотель, Платон)). Создание первых философских систем  — весь круг философских проблем. 

Точно так же, как и Платон, Аристотель считал, что природа – не единственный род сущего. По мнению Аристотеля, должен существовать также сверхприродный род сущего. И если физика должна изучать подвижные предметы и чувственно воспринимаемые сущности и материю, то собственно философия, «первая философия» должна изучать вечные неподвижные сверхчувственные сущности. Сам философ говорит об этом так: "Главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет"1  "Вопрос идет о том, существует ли, помимо чувственных сущностей, какая-нибудь неподвижная и вечная, или же нет, и если существует, то в чем она"2Такие сущности, по мнению Аристотеля, существуют, ибо если бы их не было, то тогда и науки никакой бы не было и быть не могло. Если были бы только чувственно воспринимаемые сущности, то тогда все знание воспринималось бы непосредственно органами чувств, и никакая наука, которая основана на разуме, была бы не нужна.

Предметом философии, по мнению Аристотеля, являются также высшие причины (первоначала сущего, бытия). Одним из этих начал является бог как перводвигатель. Поэтому философия Аристотеля – это в т.ч и теология (тео - бог). Кроме того, «первая философия» является также «началом для всех других аксиом», поскольку форма мышления есть суть формы бытия.

Главная проблема – бытие, нравственное просвещение человека, а также общий круг проблем 

    • Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. (Школы Эпикураскептиковстоиков)

Главная проблемапознание природы, счастье человека

    • Религиозный (развитие неоплатонизма).

Главная проблема – проблема религии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Подходы к предмету философии  в Средневековье.
 

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. основная функция философии— истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Основные периоды  Средневекой философии – патристика и схоластика.

  1. Патристика( II – VII вв) – единое учение отцов о Боге, мире, человеке. Главные представители – Гим Флафий Климент, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Василий Великий, Квин Тертуллиан. Начальный период патристики связан с именем Оригена (185 - 253). Сотворение мира Богом Ориген понимал как вечно длящийся процесс: до этого мира и после него были и будут другие миры. В учении о конечных судьбах мира и человека (эсхатологии) Ориген высказал мысль об апокалипсисе, т.е. О "конце света", о борьбе между Иисусом Христом и антихристом, "страшном суде", "тысячилетнем царстве божьем". Мир сотворен Богом из нечего. Однако сам процесс творения является вечным. Иначе Бога до до сотворения мира нельзя признать Творцом.

Высшей точки  патристика достигает в деятельности каппадокииского кружка в лице Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Заканчивается этот период деятельностью Иоанна Дамаскина, заложившего основы схоластики.

Главные проблемы – сущность Бога и его тройственность, отношение веры, разума, души и тела, свобода воли человека и возможность спасения его души, происхождение зла в мире.

  1. Схоластика( VIII – XV вв) – продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием, период обоснования и систематизации теологии. Основные догмы уже разработаны, они шлифуются, уточняются. Сам термин обозначает «школьную, учебную» философию. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Имея в виду путём такого применения сделать доступным разуму содержание веры, патристика и схоластика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержанием служило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией — тогда как для патристики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Основные представители – Фома Аквинский, Р. Бэкон, А. Кентерберийский. Черты: авторитаризм – подчинение мысли авторитету церкви, догматизм

Главные проблемы – доказательство бытия Бога, отношение веры и разума, сущности и существования, общее и единичное (проблема универсалий). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Предмет философии  в эпохи Возрождения  и Нового времени

Философское мышление периода Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения  индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения  огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ  человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Основные представители периода – Т.Мор, Д. Бруно, Н. Кузанский, М. Люттер и др.

Таким образом, главные проблемы эпохи Возрождения – гуманизм(идея блага человека – главная цель общества и культурного развития), проблема уникальной индивидуальности, проблема личности, антропоцентризм( человек как высшая ценность).

Философия Нового времени - это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течение которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса. Поскольку монополией на него обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Философия пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию. В литературе этот период называют иногда "эпохой модерна". Черты философии Нового времени: 

    • Преобладание гносеологической проблематики над онтологической. 
    • Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания. 
    • Рационализм и антропоцентризм как основания философствования. 
    • Просветительская направленность. 
    • Критика религии и теологии. 

Основные  представители – Ф.Бэкон(идея достижения счастья посредством гуманности), Т.Гоббс( отрицание свободы воли, учение о знаках), Р.Декарта(разум- сосредоточение истины), Л. Витгенштейн.

Л.Витгенштейн высказался о философии следующим образом: «Философия не является одной из наук... Цель философии - логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии не "философские предложения", а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми»3.

Главные проблемы периода - условия и границы обыденного, научного и философского познания; проблема истины в познании, чувственное и рациональное познание, их соотношение; природа методов научного познания; классификация наук; соотношение единого и многого в субстанции; природа государства и права; влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Предмет философии как науки в целом

 

Следует отметить, что в философии предмет и объект совпадают(предмет сторона объекта).

 По определению Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия –  форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия.  Таким образом, предмет изучения философии  – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Информация о работе Подходы к определению предмета философии в течение веков