Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:07, доклад
Крах программы позитивизма произошел в связи с возникновением кризиса классической науки, классического естествознания. Дело в том, что в конце 19 – начале 20 вв возникает ряд так называемых аномалий, то есть результатов теоретического характера и эмпирических фактов, которые оказались необъяснимы с позиций классической науки. Например, для описания явлений микромира была создана теория квантовой механики. (материальный мир принято делить на три уровня: микромир (до размера больших молекул включительно), макромир (привычные нам объекты), мегамир (мир от размеров планеты включительно и до бесконечности)). Эта теория принципиально отличалась от естественнонаучной теорий тем, что в ряде важных случаев она неустранимым образом давала вероятностные результаты и предсказания
Крах программы позитивизма
произошел в связи с
Было экспериментально установлено, что разделение материи на 2 вида – на вещество, состоящее из корпускул (частиц) и физические поля, имеющие волновую природу – такое деление не является абсолютным. Что некоторые элементарные частицы обнаруживают волновые свойства, а волновые процессы обнаруживают свойства корпускул. (Корпускулярно-волновой дуализм)…
Был абсолютно точно
Все вышеперечисленные результаты,
а также многие другие привели
к возникновению кризиса
Неопозитивизм
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».
«Логический позитивизм зародился
в так называемом «Венском кружке»,
который образовался в начале
20-х гг. под руководством М. Шлика
(1882 — 1936), в который входили Л. Витгенштейн,
Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др.
Наряду с «Венским кружком» и берлинским
«обществом эмпирической философии» (Г.
Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа
«аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская
школа в Польше
(К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).
Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).
Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.
Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.
Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата».
В нем мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.
Необычному толкованию в этом сочинении было подвергнуто понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.
Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.
Постпозитивизм
Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее
значимыми для логико-
И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род.
в 1924), уточняют теорию развития знания.
В противоположность логическому позитивизму,
принимавшему в качестве критерия научности
принцип верификации(Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения), К. Поппер выдвигает принцип
фальсифицируемости(Фальсифици́
Абсолютизируя фактор относительной
истинности знания, Поппер выдвигает
положение о том, что научными
считаются лишь те теории, которые
в принципе могут быть опровергнуты,
и что опровергаемость —
Взгляды Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем: 1) неопозитивисты источником познания считали данные чувственного опыта, для Поппера равноправны любые источники познания; Поппер не различает, как это делают неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания; 2) неопозитивисты в качестве критерия размежевания между истинным и ложным знанием выдвигали верифицируемость, т. е. проверяемость, а Поппер фальсифи-цируемость, т. е. опровергаемость; 4) в качестве основного метода науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер — метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения.
Вторая форма позитивизма: эмпириокритицизм
"Второй" позитивизм, главной
формой которого стал
В центр философского анализа
эмпириокритицизм поставил вопросы
гносеологии. Основоположниками
Выдвинутый Авенариусом термин "эмпириокритицизм" переводится как "критика опыта". В качестве важнейшей задачи философии определялось "очищение" опыта от всякого намека его связи с объективной реальностью. Что же собой представляет процесс "очищения опыта"? Положительный опыт должен быть очищен от ценностных представлений, включая интеллектуальные представления о существовании объективной необходимости бытия. Однако введение понятия опыта в теорию познания предполагает его связь с категориями "субъект" и "объект" познания. Эту связь Авенариус осуществляет через учение о "принципиальной координации" субъекта и объекта познания. Суть этого положения состоит в утверждении, что «нет объекта без субъекта, как и нет субъекта без объекта». " Учение об "элементах опыта" разрабатывалось еще Авенариусом. Мах добавил к ним понятие "нейтральные". В чем суть этой концепции? Махизм утверждает, что ощущение является начальным моментом человеческого познания. Все, что нам известно о мире, есть совокупность ощущений, которые следуют одни за другими или группируются одни рядом с другими. Ощущения и есть те элементы опыта, которые представляют собой все многообразие мира. С точки зрения эмпириокритиков, эти "элементы" не являются ни физическими, ни психическими, они "нейтральны". Именно таким образом махизм пытается преодолеть противоречия между идеалистической и материалистической линиями философии, встать над борьбой этих двух философским направлений.
Экономия мышления рассматривается как основная характеристика познания и выводится из биологической потребности самосохранения, присущей любому организму. У Авенариуса он получил название "принцип наименьшей траты сил". Принцип экономии мышления требует в науке избавляться от лишнего, например, понятий причинности, необходимости. Мах предложил заменить этот принцип понятием функциональных зависимостей признаков явлений. Экономнее мыслить не о вещах и их ощущениях, а об элементах мира, из которых состоит все, поэтому назовем ощущения элементами. Экономнее мыслить, что нет психического и физического, поэтому пусть будут элементы нейтральными.