Позитивизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:07, доклад

Краткое описание

Крах программы позитивизма произошел в связи с возникновением кризиса классической науки, классического естествознания. Дело в том, что в конце 19 – начале 20 вв возникает ряд так называемых аномалий, то есть результатов теоретического характера и эмпирических фактов, которые оказались необъяснимы с позиций классической науки. Например, для описания явлений микромира была создана теория квантовой механики. (материальный мир принято делить на три уровня: микромир (до размера больших молекул включительно), макромир (привычные нам объекты), мегамир (мир от размеров планеты включительно и до бесконечности)). Эта теория принципиально отличалась от естественнонаучной теорий тем, что в ряде важных случаев она неустранимым образом давала вероятностные результаты и предсказания

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Крах программы позитивизма  произошел в связи с возникновением кризиса классической науки, классического  естествознания. Дело в том, что в  конце 19 – начале 20 вв возникает ряд так называемых аномалий, то есть результатов теоретического характера и эмпирических фактов, которые оказались необъяснимы с позиций классической науки. Например, для описания явлений микромира была создана теория квантовой механики. (материальный мир принято делить на три уровня: микромир (до размера больших молекул включительно), макромир (привычные нам объекты), мегамир (мир от размеров планеты включительно и до бесконечности)). Эта теория принципиально отличалась от естественнонаучной теорий тем, что в ряде важных случаев она неустранимым образом давала вероятностные результаты и предсказания. В классический период науки считалось, что подтвержденная обоснованная научная теория является абсолютно адекватным отражением действительности, которую она описывает (такая установка – крайний гностицизм). И кроме этого считалось, что в материальном мире отсутствует случайность, вероятность, вариативность (это механистический детерминизм). Поэтому было принято считать, что теория, содержащая вероятностные результаты предсказания неполна, т.е. не учитывает каких-то существенных закономерностей, принципов изучаемых объектов и явлений.( Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука)

Было экспериментально установлено, что разделение материи на 2 вида – на вещество, состоящее из корпускул (частиц) и физические поля, имеющие  волновую природу – такое деление  не является абсолютным. Что некоторые  элементарные частицы обнаруживают волновые свойства, а волновые процессы обнаруживают свойства корпускул. (Корпускулярно-волновой дуализм)…

Был абсолютно точно экспериментально установлен принцип постоянства  скорости света.

Все вышеперечисленные результаты, а также многие другие привели  к возникновению кризиса классической науки, кризиса естествознания и  ясно указали на необходимость пересмотра фил. оснований научного знания, а именно представлений о действительности и о процессе познания. Было признано, что научные теории не являются полным и адекватным отражением действительности, что это лишь приближенные модели, которые эволюционируют, совершенствуются, никогда не достигая абсолюта. В связи с этим, а также с тем, что было признано наличие вариативности, случайности в матер мире большую значимость в 20 веке приобретает вероятностные теории, в которых предлагается вариативное описание процессов, вариативные прогнозы и результаты и дается математическая оценка вероятности этих вариантов.

 

 

Неопозитивизм


Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

«Логический позитивизм зародился  в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика (1882 — 1936), в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа «аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская школа в Польше  
(К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).

Б. Рассел, будучи крупным  математиком, вложил большой вклад  в дело применения логического анализа  к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно  уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Следует отметить, что как  философ Б. Рассел не ограничивал  круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад  в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата».

В нем мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Необычному толкованию в  этом сочинении было подвергнуто  понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.

Другие представители  неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.

Постпозитивизм


Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции  постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (род. в 1922),  
И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (род. в 1924), уточняют теорию развития знания. В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации(Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения), К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости(Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году.). Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых протокольные (т. е. базисные, первичные) предложения теории ложны, то теория опровержима.

Абсолютизируя фактор относительной  истинности знания, Поппер выдвигает  положение о том, что научными считаются лишь те теории, которые  в принципе могут быть опровергнуты, и что опровергаемость — фундаментальное  свойство научного знания.

Взгляды Поппера на познание имеют различия с теми, которые свойственны сторонникам неопозитивизма. Эти различия заключаются в следующем: 1) неопозитивисты источником познания считали данные чувственного опыта, для Поппера равноправны любые источники познания; Поппер не различает, как это делают неопозитивисты, термины эмпирического и теоретического познания; 2) неопозитивисты в качестве критерия размежевания между истинным и ложным знанием выдвигали верифицируемость, т. е. проверяемость, а Поппер фальсифи-цируемость, т. е. опровергаемость;  4) в качестве основного метода науки логические позитивисты выделяли индукцию, а Поппер — метод проб и ошибок, включающий только дедуктивные рассуждения.

Вторая форма позитивизма: эмпириокритицизм

"Второй" позитивизм, главной  формой которого стал эмпириокритицизм, обратил внимание на факт относительности  научного знания и сделал вывод  о том, что наука не дает  достоверной картины мира, а позволяет  лишь получить некие символы,  знаки для практики. Тем самым  "второй" позитивизм отказался  от признания объективной реальности, что означало дальнейшую эволюцию  позитивизма в сторону агностицизма  и субъективного идеализма.( Агностицизм  философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности.)

В центр философского анализа  эмпириокритицизм поставил вопросы  гносеологии. Основоположниками эмпириокритицизма  принято считать Рихарда Авенариуса (1843-1896) и Эрнста Маха (1838-1916). Оба мыслителя были не только философами, но и крупными учеными-естествоиспытателями. Мах был известным физиком, автором работ по оптике, механике и акустике. Авенариус занимался исследованием в области психофизиологии. Основные положения своей философской концепции они формулируют уже в 70-80-х гг. XIX в. К ним относятся: 1. программа "очищения опыта"; 2. теория "нейтральных элементов опыта; 3. принцип "экономии мышления".

Выдвинутый Авенариусом термин "эмпириокритицизм" переводится как "критика опыта". В качестве важнейшей задачи философии определялось "очищение" опыта от всякого намека его связи с объективной реальностью. Что же собой представляет процесс "очищения опыта"? Положительный опыт должен быть очищен от ценностных представлений, включая интеллектуальные представления о существовании объективной необходимости бытия. Однако введение понятия опыта в теорию познания предполагает его связь с категориями "субъект" и "объект" познания. Эту связь Авенариус осуществляет через учение о "принципиальной координации" субъекта и объекта познания. Суть этого положения состоит в утверждении, что «нет объекта без субъекта, как и нет субъекта без объекта». " Учение об "элементах опыта" разрабатывалось еще Авенариусом. Мах добавил к ним понятие "нейтральные". В чем суть этой концепции? Махизм утверждает, что ощущение является начальным моментом человеческого познания. Все, что нам известно о мире, есть совокупность ощущений, которые следуют одни за другими или группируются одни рядом с другими. Ощущения и есть те элементы опыта, которые представляют собой все многообразие мира. С точки зрения эмпириокритиков, эти "элементы" не являются ни физическими, ни психическими, они "нейтральны". Именно таким образом махизм пытается преодолеть противоречия между идеалистической и материалистической линиями философии, встать над борьбой этих двух философским направлений.

Экономия мышления рассматривается  как основная характеристика познания и выводится из биологической  потребности самосохранения, присущей любому организму. У Авенариуса он получил название "принцип наименьшей траты сил". Принцип экономии мышления требует в науке избавляться от лишнего, например, понятий причинности, необходимости. Мах предложил заменить этот принцип понятием функциональных зависимостей признаков явлений. Экономнее мыслить не о вещах и их ощущениях, а об элементах мира, из которых состоит все, поэтому назовем ощущения элементами. Экономнее мыслить, что нет психического и физического, поэтому пусть будут элементы нейтральными.


Информация о работе Позитивизм