Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:31, реферат
В 30–40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798– 1857). Она получила название философии позитивизма.
В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как философское. Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал он, предстоит построить систему «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты.
ПОЗИТИВИЗМ
В 30–40 гг. XIX в. возникает и широко
распространяется философия французского
мыслителя Огюста Конта (1798– 1857). Она получила
название философии позитивизма.
В первоначальном толковании Конта позитивизм
означал требование к философам исследовать
позитивное (положительное) научное знание
как философское. Конт считал необходимым
выработать такое философское знание,
которое было бы ни материалистическим,
ни идеалистическим. В этих целях, отмечал
он, предстоит построить систему «положительного»
знания, которое должно быть бесспорным
и точным, опирающимся исключительно на
факты. Построение такой системы возможно
лишь, считал Конт, при создании научного
метода познания, позволяющего находить
и создавать систему этого положительного
философского знания.
Возникновение позитивизма было теснейшим
образом связано с успехами различных
наук – математики, физики, химии, биологии.
Наука становилась все более популярной,
оказывала огромное влияние на людей.
К тому же в это время началось развитие
науки как специфического нового социального
института: она почти полностью освободилась
из под опеки церкви, ее идеи получали
все большее общественное признание.
Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных
данных, сам эксперимент требовали не
просто своей оценки, но и оценки тех философских
систем, которые считали научной истину,
не связанную с эмпирическим опытом. Например,
философия Гегеля все больше подвергалась
критике с этих позиций. Классической
немецкой философии с ее умозрительными
системами и доказательствами получения
истинного знания позитивизм противопоставляет
непосредственное, «полезное», «удобное»
для применения знание. Не удовлетворяли
новую позитивистскую философию и принципы,
которые в свое время были предложены
Ф. Бэконом, для которого индукция была
наипервейшей среди них. Позитивизм и
индуктивные умозаключения считал слишком
«умозрительными».
Философы-позитивисты предприняли попытку
осмысления пути постижения истины на
основе точного, экспериментального знания.
Такие усилия были обусловлены борьбой
с философским и «научным» агностицизмом.
Таким образом, позитивисты объявили себя
противниками агностицизма. Например,
Конт выдвинул такую идею: «Знать – чтобы
предвидеть, предвидеть – чтобы обладать
силой. Позитивизм выступает с требованием
«чистого опыта», т.е. исследования явлений
без философии и какого-либо оценочного
знания.
Иногда позитивизм воспринимался естествоиспытателями
как такая философия, которая отсекает
от науки любые спекуляции, избавляет
ее от агностицизма, помогает творчеству,
серьезной исследовательской работе.
Одной из причин привлекательности позитивизма
и его большой жизненной силы является
тот факт, что его последователями оказались
многие известные ученые и великие мыслители.
Кроме того, позитивизм выступает под
флагом борьбы со схоластикой, за единство
философии и науки, хотя на деле позитивизмом
делаются попытки упразднения философии,
растворения ее в отдельных конкретных
науках.
Вместе с тем естествознание не может
существовать без методологического обоснования,
поэтому борьба позитивизма против самостоятельного
существования философии является беспочвенной.
Основоположник позитивизма и автор термина
«позитивизм» французский философ Огюст
Конт одно время был секретарем великого
утописта-социалиста А. Сен-Симона. Однако
он позаимствовал не социалистические
идеи Сен-Симона, а идеи об определяющей
роли техники, науки и промышленности
в общественном и научном прогрессе. Совершенно
самостоятельно он разработал принципы
позитивной философии и социологии.
Для обоснования идеи, что время метафизики
(философии как самостоятельной науки)
закончилось и наступило время «положительного»
знания, О. Конт формулирует три закона:
1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного
подчинения воображения наблюдению; 3)
энциклопедический закон, выражающийся
в классификации наук.
Конт полагал, что в обществе действует
закон двойственной эволюции: интеллектуальной
и технической. Он писал, что человечество
проходит три стадии своего интеллектуального
развития: теологическую, метафизическую
и позитивную. Но человечество проходит
и три стадии своего технического развития:
традиционное общество, доиндустриальное
и индустриальное. Первое определяется
теологией, второе – метафизикой, а третье
– наукой. Поэтому в законе «трех стадий»,
или «двойственной эволюции», содержится
очень ценная идея взаимосвязи знаний
и социально-экономического развития
общества.
Конт полагал, что позитивная
философия должна представлять окончательное
состояние человеческого ума, т.к.
наблюдение – это универсальный метод
приобретения знаний. Позитивизм предложил
совокупность познавательных средств,
методов, приемов для лингвистики и семантики,
социологии и биологии, физики и информатики.
Конт, Милль и Спенсер дали свое видение
научного знания. Так, классификации наук,
данные Контом и Спенсером, показывают,
что познание мира науками осуществляется
с разной степенью абстрактности.
Среди проблем, которые рассматривает
позитивизм, – прежде всего, проблема собственно
философской методологии и ее роль в научном
познании. Позитивизм шел к решению данной
проблемы в рамках логики развития самой
науки, ее методов познания: описания и
анализа этапов научного исследования,
языка науки, исследовательских принципов,
подходов и концепций, выявления сферы
применимости отдельных процедур и методов.
Кроме того, позитивизм содействовал развитию
философии науки, которая подчеркивает,
что философия вовсе не обладает исключительным
правом на истину и ее надо рассматривать
на равных основаниях с наукой.
Методология позитивизма оказала сильное
влияние на развитие не только естественно-научных,
но и социальных исследований.
Крах программы позитивизма
произошел в связи с