Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:25, реферат
Огюст Конт (1789—1857) предположил, что эпоха метафизики после Гегеля закончилась. Гегель следовал Декарту и Канту, сделав мышление предметом философии. Но мышление у него в процессе самодвижения далеко отходит от чувств. Критика системы Гегеля способствовала нарастанию неверия в разум как гарант высшей истины. Эпоха Просвещения, поднявшая самодеятельный разум на недосягаемую высоту, закончилась вместеXVIII.
Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)
Огюст Конт (1789—1857) предположил,
что эпоха метафизики после
Гегеля закончилась. Гегель
Позитивизм О. Конта продолжил традиции эмпиризма, по¬лагая, что идеи могут быть сведены к чувственному восприятию. В соответствии с присущей XIX в. историчностью он рассматри¬вал эволюцию человеческой культуры как проходящую три по¬следовательных стадии: религиозную, метафизическую и пози¬тивную — стадию науки, основанной на эксперименте. Сначала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопости-гаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения Новое время мышление стало научным (позитивным) и де¬лает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.
Такое мышление утверждается в исследовании природы, за¬тем в изучении общества. Вначале возникли естественные нау¬ки — астрономия, физика, химия, биология, затем должна поя¬виться наука, изучающая общество. Для нее Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».
Позитивизм Конта отражал реальный факт превращения науки в господствующую отрасль культуры в Новое время, но его излишняя категоричность не вполне соответствует действи¬тельности, в которой сохраняют свое значение и философия и религия.
Г. Спенсер нашел прогресс и в природе. Он хотел примирить адиционный английский эмпиризм, модный в то время позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией Канта. По Канту, формы созерцания и мышления существуют с самого появления человека и не могут быть результатом постепен¬ных изменений. Спенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не есть результат индивидуального опыта, а есть врожденная и унаследованная способность.
Эволюционная концепция базируется на естественно-науч¬ных данных. Под эволюционизмом понимается учение о посте¬пенном развитии всех живых существ, общественных учрежде¬ний и верований. Научную основу его составила теория Дарви¬на. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: во¬инственное и сменяющее его промышленное. Борьба за сущест¬вование в человеческом обществе, по Спенсеру, затухает по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.
Историческая и эволюционная концепции подают хорошую надежду на будущее. Но вместе с тем такие взгляды ведут к пас¬сивности людей, думающих, что объективные законы, олице¬творением и исполнителем которых выступают знающие их пра¬вители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно ис¬полнять идущие сверху приказы.
XIX век доверился историзму и XX век пожинает плоды его доверчивости. Если в истории все происходит с железной необ¬ходимостью, то к чему индивидуальные нравственные усилия? Духовное оскудение вело к нигилизму и к тому, что Къеркегор назвал «отчаянием» как «смертельной болезнью» эпохи.
Милль (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон, — 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Сын Джеймса Милля, под руководством которого получил всестороннее образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865—68 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.
Мировоззрение М. складывалось
под влиянием политической
Основные сочинения М. «Система логики» (т 1—2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследования причинной зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах познания, о заблуждениях, о логике «нравственных наук».
В этике («Утилитарианизм», 1863, последний рус. пер. 1900) М. также исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно которой ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. Развитое нравственное чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению не максимума личного счастья, а «наибольшей суммы общего счастья».
Информация о работе Позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер)