Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 14:26, контрольная работа
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в.почти одновременно в Англии, Франции и Германии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Задача философии должна ограничиваться объединением главных результатов положительных наук.
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт(1798 -1857), его философия связана с философией Просвещения ХVIII в. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой можно применить научные методы мышления.
Позитивизм ХIХ в. (О. Конт, Г. Спенсер)
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в.почти одновременно в Англии, Франции и Германии. Основной тезис позитивизма состоял в том, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Задача философии должна ограничиваться объединением главных результатов положительных наук.
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт(1798 -1857), его философия связана с философией Просвещения ХVIII в. Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой можно применить научные методы мышления.
Наука должна, в принципе, ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос, как протекают явления, а не на вопрос, что такое они в своей сущности и почему они происходят так, а не иначе. Но описание структуры явлений позволяет вывести законы, формирующие наблюдаемые отношения между элементами системы, что может послужить вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь».
Чтобы подчеркнуть значение науки для человечества, Конт попытался рассмотреть движение истории. Она имеет три стадии развития, которые есть по сути три эпохи разных «состояний» человеческого духа. Первая – «теологическая» (фиктивная) с господствующим религиозным миросозерцанием. Вторая – «метафизическая», люди больше обращались к философии. Третья – «позитивная», научная, люди, разочаровавшись в философии, обращаются к науке. Те же самые три стадии развития имеют место в истории каждого индивидуального сознания.
Этот же принцип применяет Конт и при создании новой науки –социологии. Она представлялась ему наукой, описывающей динамическое изменение идей под влиянием опять-таки идей. Она должна быть построена дедуктивно, так, чтобы изучение частных (индивидуальных) явлений основывалось на предшествующем познании общих (коллективных) процессов.
Согласно учению о трех стадиях Конт полагал, что после образования первоначального элемента общества – семьи – общественное развитие осуществляется по схеме: образование феодальных монархий (теологическая стадия), подъем средних классов и власть права (метафизическая стадия), власть философов-позитивистов (позитивная стадия). Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской истории – военно-завоевательная, оборонительная и научно-промышленная. На последней стадии возникает «позитивное общество», где действуют «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».
В этическом же отношении позитивизм провозглашает, что человек, как индивид, или человечество должны быть единственной целью нравственного поступка уже потому, что по ту сторону общего понятия человечества ничего не может быть познано. В этом смысле Конт даже набросал план новой религии, в которой «верховною сущностью» является человечество.
Позитивистские взгляды Конта разделял и Г. Спенсер (1820-1903). Одной из задач своей философии Спенсер считал примирение науки и религии. Источником динамически изменяющегося мира он полагал некуютаинственную Силу, непознаваемую для нас. Наука может исследовать проявления этого источника – материю, движение, – но сам он остается закрытым для научного поиска.
Цели научного познания Спенсер понимал в духе О. Конта, но он иначе трактовал предмет и задачи философии. Они состоят, по его мнению, в достижении философией наибольшей степени систематизации, «объединенности», общности знаний, получаемых в итоге описания явлений. Таким образом, для Спенсера философия отличается от науки количественно.
Как и Конт, Спенсер пытался создать свою классификацию наук для достижения «объединенного знания» и создал метод эволюционизма, на который огромное влияние оказали дарвиновская теория эволюции и представления об универсальных законах классической механики. В основе метода лежало положение о всеобщности эволюции в области явлений. Он дополнил его тезисом о постоянстве количества «силы». «Всякое движение происходит по линии наименьшего сопротивления или по линии наибольшего притяжения, или по их равнодействующей». Этот закон всеобщей эволюции конкретизируется через ряд дополнительных законов, и все они имели своей задачей в самых общих чертах объяснить все процессы в окружающем нас мире.
Теорию эволюционизма Спенсер применял к разнообразным областям, в том числе и к общественной жизни. Общество он рассматривал по аналогии с живым организмом, стремящимся к равновесному состоянию. Общество, как и живой организм, стремится к росту, усложняется, внутренне дифференцируется, переживает различные фазы и по мере своего развития увеличивает взаимозависимость входящих в него составных частей, жизнь которых длится меньше, чем жизнь интегрального целого. Но важное отличие общества от простого организма Спенсер видит в том, что общество создается для нужд индивидов, тогда как в организме имеет место обратная зависимость.
Во второй половине XIX в. идея эволюции становится законодателем осмысления мира в позитивистки ориентированной мысли. Традиции английского эмпиризма и просвещения, адаптация обыденным сознанием идей Ч. Дарвина позволили Герберту Спенсеру (1820-1903) создать свою систему «синтетической философии», которая привлекла к себе внимание.
В духе методологии эмпиризма Спенсер заявляет о том, что реальность, как она есть в действительности, непостижима, ибо в опыте мы имеем дело с символами реальности как продуктом нашего сознания. Поэтому наше знание о мире - относительно. Но накопленный опыт свидетельствует, что первопричиной всего существующего является «Неведомая Сила», которая обеспечивает материю мира и его движение.
Опираясь на это положение, Г. Спенсер строит свою концепцию эволюции природы, общества, человека.
В самом общем виде эволюция представляет собой процесс интеграции материи и одновременно процесс ее дифференциации. Между этими процессами устанавливается состояние динамического равновесия, которое обеспечивает адаптацию сложившейся системы к условиям существования и закрепления обретенного качества. Нарастание процесса дифференциации системы ведет к усугублению специализации её частей. Нарастание процесса интеграции приводит к гармонии частей целого. Взаимосвязь процессов дифференциации и интеграции обеспечивает эволюцию системы, её состояние прогресса, со своей спецификой на уровне природы, общества, человека.
В отличие от О. Конта, для которого индивид вне общества «абстракция» Г. Спенсер полагает, что «жизнь целого принципиально иная, чем жизнь составляющих его единиц, хотя и образуется ими».
Неизбежность эволюции имеет силу «естественного закона», что не исключает, а даже предполагает специфику его проявления. Если обстоятельства изменяются, то рано или поздно изменяется и тип системы. Акцент на обстоятельства, благоприятствующие или препятствующие эволюции (прогрессу) свидетельствуют о действии объективных факторов. Обстоятельства могут быть такой силы, что система не только теряет перспективу, но может вернуться к изначальным структурам.
Эволюция предполагает факторы преемственности, но прогресс может быть двух типов:
· обеспечивает устойчивость системы;
· способствует изменению системы.
Эволюция как прогресс не имеет линейного характера. Она находится в зависимости от условий развития системы: от факторов, ускоряющих или тормозящих развитие, обеспечивающих стабильность системы или ее изменения. Рассматривая общество как развивающуюся систему, Г. Спенсер выделяет два (!) типа структурной организации: «военный» основанный на принуждении и абсолютном авторитете власти; и «промышленный» где формируют горизонтальные отношения естественной кооперации, где бал правит формула: «ты не должен делать это», а не императив: «ты обязан это делать».
История Европы - это история трансформации общества «военного» типа в общество «промышленного» типа. В первом случае индивиды существуют для государства, во втором государство существует для них.
Согласно Закону постоянства силы, неуничтожимости материи и непрерывности движения, достижение гармонии и равновесия системы автоматически прекращает действие механизма эволюции и включает механизм диссолюции (разложения), в ходе которого на гибель обречена органическая и социальная жизнь, но это не конец сценария, а новое начало запуска механизма эволюции. Другими словами, мы имеем циклическую модель развития мира, где речь идет не о повторении прошлого, а о структурной «реконструкции» мира как системы и т.д. до бесконечности.
Таким образом, история в концепции Г. Спенсера предстает как высшая фаза эволюции мира на уровне социума, который подчиняется универсальным «естественным» законам, но имеет свою специфику их проявления.
Позитивизм О. Конта продолжил традиции эмпиризма, полагая, что идеи могут быть сведены к чувственному восприятию. В соответствии с присущей XIX в. историчностью он рассматривал эволюцию человеческой культуры как проходящую три последовательных стадии: религиозную, метафизическую и позитивную — стадию науки, основанной на эксперименте. Сначала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения Новое время мышление стало научным (позитивным) и делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.
Такое мышление утверждается в исследовании природы, затем в изучении общества. Вначале возникли естественные науки — астрономия, физика, химия, биология, затем должна появиться наука, изучающая общество. Для нее Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».
Позитивизм Конта отражал реальный факт превращения науки в господствующую отрасль культуры в Новое время, но его излишняя категоричность не вполне соответствует действительности, в которой сохраняют свое значение и философия и религия.
Г. Спенсер нашел прогресс и в природе. Он хотел примирить адиционный английский эмпиризм, модный в то время позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией Канта. По Канту, формы созерцания и мышления существуют с самого появления человека и не могут быть результатом постепенных изменений. Спенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не есть результат индивидуального опыта, а есть врожденная и унаследованная способность.
Эволюционная концепция базируется на естественно-научных данных. Под эволюционизмом понимается учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу его составила теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование в человеческом обществе, по Спенсеру, затухает по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.
Историческая и эволюционная концепции подают хорошую надежду на будущее. Но вместе с тем такие взгляды ведут к пассивности людей, думающих, что объективные законы, олицетворением и исполнителем которых выступают знающие их правители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно исполнять идущие сверху приказы.
XIX век доверился историзму и XX век пожинает плоды его доверчивости. Если в истории все происходит с железной необходимостью, то к чему индивидуальные нравственные усилия? Духовное оскудение вело к нигилизму и к тому, что Къеркегор назвал «отчаянием» как «смертельной болезнью» эпохи.
Список использованной литературы
1. Арон Р. Этапы развития
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999.
3. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. 1999. №1.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
5. История социологии: учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993.
6. Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова., М.:, 1994.
7. Милль Дж. Огюст Конт и позитивизм. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906
8. Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899.