Методы и приемы
исследования.
Методология — это учения о методах познания и преобразования
действительности. Метод — это система регулятивных принципов
преобразующей, практической или познавательной,
теоретической деятельности. Метод
конкретизируется в методике. Методика — это конкретные приемы, средства получения
и обработки фактического материала. Она
производна от методологических принципов
и основана на них. Выбор и применение методов
и различных методик исследовательской
работы предопределяются и вытекают и
из природы изучаемого явления, и из задач,
которые ставит перед собой исследователь.
В науке метод часто определяет судьбу
исследования. При различных подходах
из одного и того же фактического материала
могут быть сделаны противоположные выводы.
Характеризуя роль правильного метода
в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал
его со светильником, освещающим путнику
дорогу в темноте. Он образно сказал: даже
хромой, идущий по дороге, опережает того,
кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать
на успех в изучении какого-либо вопроса,
идя ложным путем: не только результат
исследования, но и ведущий к нему путь
должны быть истинными. Метод сам по себе
не предопределяет полностью успеха в
исследовании действительности: важен
не только хороший метод, но и мастерство
его применения. В процессе научного познания
используются разнообразные методы. В
соответствии со степенью их общности
они применяются либо в более узкой, либо
в более широкой области. Каждая наука,
имея свой предмет изучения, применяет
особые методы, вытекающие из того или
иного понимания сущности ее объекта.
Так, методы исследования общественных
явлений определяются спецификой социальной
формы движения материи, ее закономерностями,
сущностью. Решение разнообразных конкретных
задач предполагает в качестве необходимого
условия некоторые общие философские
методы, отличительная особенность которых
— универсальность. Эти методы действуют
всюду, указывая общий путь к истине. К
таким методам относятся уже рассмотренные
выше законы и категории диалектики, наблюдение
и эксперимент, сравнение, анализ и синтез,
индукция и дедукция и т.д. Если специальные
методы выступают как частные приемы раскрытия
закономерностей исследуемых объектов,
то философские методы, являются приемами
исследования тех же объектов с точки
зрения раскрытия в них всеобщих законов
движения, развития, разумеется, по-особому
проявляющихся в зависимости от специфики
объекта. Философские методы не определяют
однозначно линию творческих поисков
истины. И в этом вопросе последнее и решающее
слово, в конечном счете, принадлежит практике,
жизни. Каждый метод дает возможность
познавать лишь какие-то отдельные стороны
объекта. Отсюда возникает необходимость
во «взаимной дополнительности» отдельных
методов, что обусловлено кроме всего
прочего тем, что каждый из них имеет определенные
пределы своих познавательных возможностей. Сравнение есть установление различия
и сходства предметов. Сравнение
— это не объяснение, но оно помогает уяснению.
В науке сравнение выступает как сравнительный
или сравнительно-исторический метод. Первоначально
возникший в филологии, литературоведении,
он затем стал успешно применяться в других
областях знания. Сравнительно-исторический
метод позволяет выявить генетическое
родство тех или иных животных, языков,
народов, религиозных верований, художественных
методов, закономерностей развития общественных
формаций и т.д. Процесс познания совершается
так, что мы сначала наблюдаем общую картину
изучаемого предмета, а частности остаются
в тени. При таком взгляде на вещи нельзя
познать их внутренней структуры и сущности.
Для изучения частностей мы должны рассмотреть
составляющие изучаемого предмета. Анализ — это мысленное разложение предмета на
составляющие его части или стороны. Будучи
необходимым приемом мышления, анализ
является лишь одним из моментов процесса
познания. Невозможно познать суть предмета,
только разлагая его на элементы, из которых
он состоит. Химик, по словам Гегеля, помещает
кусок мяса в свою реторту, подвергает
его разнообразным операциям и затем говорит:
я нашел, что оно состоит из кислорода,
углерода, водорода и т.д. Но эти вещества
уже не суть мясо. В каждой области знания
есть как бы свой предел членения объекта,
за которым мы переходим в мир иных свойств
и закономерностей. Когда путем анализа
частности достаточно изучены, наступает
следующая стадия познания — синтез — мысленное объединение в единое целое
расчлененных анализом элементов. Анализ
фиксирует в основном то специфическое,
что отличает части друг от друга. Синтез
же вскрывает то существенно общее, что
связывает части в единое целое. Анализ
и синтез находятся в единстве: в каждом
своем движении наше мышление столь же
аналитично, сколь и синтетично. Анализ,
предусматривающий осуществление синтеза,
центральной своей задачей имеет выделение
существенного. Анализ и синтез являются
основными приемами мышления, имеющими
свое объективное основание и в практике,
и в логике вещей: процессы соединения
и разъединения, созидания и разрушения
составляют основу всех процессов мира. Мысль
человеческая, как луч прожектора, в каждый
данный момент выхватывает и освещает
только какую-то часть действительности,
а все остальное для нас как бы тонет во
мгле. В каждый момент времени мы осознаем
лишь что-нибудь одно. Но и оно имеет множество
свойств, связей. И мы можем познавать
это «одно» только в Преемственном порядке:
концентрируя внимание на одних свойствах
и связях и отвлекаясь от других. Абстрагирование — это мысленное выделение какого-либо
предмета в отвлечении от его связей с
другими предметами, какого-либо свойства
предмета в отвлечении от других его свойств,
какого-либо отношения предметов в отвлечении
от самих предметов. Абстрагирование
составляет необходимое условие возникновения
и развития любой науки и человеческого
мышления вообще. Оно имеет свой предел:
нельзя, как говорят, безнаказанно абстрагировать
пламя пожара от того, что горит. Острие
абстракции, как и лезвие бритвы, можно,
по меткому выражению Б. Рассела, все оттачивать
и оттачивать, пока от нее ничего не останется.
Вопрос о том, что в объективной действительности
выделяется абстрагирующей работой мышления
и от чего мышление отвлекается, в каждом
конкретном случае решается в прямой зависимости,
прежде всего от природы изучаемого объекта
и тех задач, которые ставятся перед исследованием. В
качестве результата процесса абстрагирования
выступают различные понятия о предметах
(«растение», «животное», «человек» и т.п.),
мысли об отдельных свойствах предметов
и отношениях между ними, рассматриваемых
как особые «абстрактные предметы» («белизна»,
«объем», «длина», «теплоемкость» и т.п.). Важным
примером научного познания мира является
идеализация как специфический вид абстрагирования.
Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы
в действительности, но для них имеются
прообразы в реальном мире. Идеализация — это процесс образования понятий, реальные
прототипы которых могут быть указаны
лишь с той или иной степенью приближения. Примерами
понятий, являющихся результатом идеализации,
могут быть: «точка» (объект, который не
имеет ни длины, ни высоты, ни ширины); «прямая
линия», «окружность», «точечный электрический
заряд», «абсолютно черное тело» и др.
Введение в процесс исследования идеализированных
объектов дает возможность осуществлять
построение абстрактных схем реальных
процессов, нужных для более глубокого
проникновения в закономерности их протекания. Задачей
всякого познания является обобщения — процесс мысленного перехода от единичного
к общему, от менее общего к более общему. В
процессе обобщения совершается переход
от единичных понятий к общим, от менее
общих понятий к более общим, от единичных
суждений к общим, от суждений меньшей
общности к суждениям большей общности,
от менее общей теории к более общей теории,
по отношению к которой менее общая теория
является ее частным случаем. Мы не смогли
бы справиться с обилием впечатлений,
наплывающих на нас ежечасно, ежеминутно,
ежесекундно, если бы непрерывно не объединяли
их, не обобщали и не фиксировали средствами
языка. Научное обобщение — это не просто
выделение и синтезирование сходных признаков,
но проникновение в сущность вещи: усмотрение
единого в многообразном, общего в единичном,
закономерного в случайном. Примерами
обобщения могут быть следующие: мысленный
переход от понятия «треугольник» к понятию
«многоугольник», от понятия «механическая
форма движения материи» к понятию «форма
движения материи», от понятия «ель» к
понятию «хвойное растение». В природе
самого понимания фактов лежит аналогия,
связывающая нити неизвестного с известным.
Новое может быть осмыслено, понято только
через образы и понятия старого, известного.
Первые самолеты были созданы по аналогии
с тем, как ведут себя в полете птицы, воздушные
змеи и планеры. Аналогия — это правдоподобное вероятное заключение
о сходстве двух предметов в каком-либо
признаке на основании установленного
их сходства в других признаках. При
этом заключение окажется тем более правдоподобным,
чем больше сходных признаков у сравниваемых
предметов и чем эти признаки существеннее.
Несмотря на то что аналогии позволяют
делать лишь вероятные заключения, они
играют огромную роль в познании, и не
только в нем, так как являются основой
воображения и ведут к образованию гипотез,
т.е. научных догадок и предположений,
которые в ходе дополнительного исследования
и доказательства могут превратиться
в научные теории. Аналогия с тем, что уже
известно, помогает понять то, что неизвестно.
Аналогия с тем, что является относительно
простым, помогает познать то, что является
более сложным. Наиболее часто используют
аналогию как метод в так называемой теории
подобия, которая широко применяется при
моделировании. Одна из характерных черт
современного научного познания состоит
в возрастании роли метода моделирования. Моделирование— это практическое или теоретическое
оперирование объектом, при котором изучаемый
предмет замещается каким-либо естественным
или искусственным аналогом, через исследование
которого мы проникаем в предмет познания.
Например, исследуя свойства модели самолета,
мы тем самым познаем свойства самого
самолета. Модель представляет собой средство
и способ выражения черт и соотношений
объекта, принятого за оригинал. Модель — это имитация одного или ряда свойств
объекта с помощью некоторых иных предметов
и явлений. Моделью может быть всякий
объект, воспроизводящий требуемые особенности
оригинала. Если модель и оригинал — одинаковой
физической природы, то мы имеем дело с
физическим моделированием. Физическое
моделирование применяется как прием
экспериментального исследования на моделях
свойств строительных конструкций, зданий,
самолетов, судов, как способ выявления
недостатков в работе соответствующих
систем и нахождения путей их устранения.
Когда явление описывается той же системой
уравнений, что и моделируемый объект,
то такое моделирование именуется математическим.
Если некоторые стороны моделируемого
объекта представлены в виде формальной
системы с помощью знаков, которая затем
изучается с целью переноса полученных
сведений на сам моделируемый объект,
то мы имеем дело с логически-знаковым
моделированием. Моделирование играет
огромную эвристическую роль, являясь
предпосылкой новой теории. Моделирование
получает широкое применение потому, что
оно дает возможность осуществлять исследование
процессов, характерных для оригинала,
в отсутствие самого оригинала. Это часто
бывает необходимо из-за неудобства исследования
самого объекта и по многим другим соображениям:
дороговизны, недоступности, необозримости
его и т.п. Существенное значение в познавательной
деятельности имеет такой метод, как формализация — обобщение форм различных по содержанию
процессов, абстрагирование этих форм
от их содержания. Всякая формализация
неизбежно является некоторым огрублением
реального объекта. Неверно думать, что
формализация — метод только математики,
математической логики и кибернетики.
Она пронизывает все формы практической
и теоретической деятельности человека,
отличаясь лишь уровнями. Наш обычный
язык выражает самый слабый уровень формализации.
Крайним полюсом формализации являются
математика и математическая логика, изучающая
форму рассуждений, отвлекаясь от содержания. Процесс
формализации рассуждений состоит в том,
что, во-первых, происходит отвлечение
от качественных характеристик предметов;
во-вторых, выявляется логическая форма
суждений, в которых зафиксированы утверждения
относительно этих предметов; в-третьих,
само рассуждение из плоскости рассмотрения
связи предметов переводится в плоскость
действий с суждениями на основе формальных
отношений между ними. Использование специальной
символики позволяет устранить многозначность
слов обычного языка. В формализованных
рассуждениях каждый символ строго однозначен;
символы позволяют записывать кратко
и экономно выражения, которые в обычных
языках оказываются громоздкими и потому
трудно понимаемыми. Применение символики
облегчает выведение логических следствий
из данных посылок, проверку истинности
гипотез, обоснование суждений науки и
т.п. Методы формализации совершенно необходимы
при разработке таких научно-технических
проблем и направлений, как компьютерный
перевод, проблематика теории информации,
создание различного рода автоматических
устройств для управления производственными
процессами и др. Формализация не является
самоцелью. Она нужна, в конечном счете,
для выражения определенного содержания,
для его уточнения и раскрытия. Формализация
— это лишь один (отнюдь не универсальный)
из приемов познания. Как методы исследования
выделяются индукция — процесс выведения общего положения
из ряда частных (менее общих) утверждений,
из единичных фактов; дедукция, наоборот, — процесс рассуждения, идущий от общего
к частному или менее общему. Обычно
различают два основных вида индукции:
полную и неполную. Полная индукция — вывод какого-либо общего суждения обо
всех предметах некоторого множества
(класса) на основании рассмотрения каждого
элемента этого множества. Понятно,
что сфера применения такой индукции ограничена
объектами, число которых конечно и практически
обозримо. На практике чаще всего применяют
формы индукции, которые предполагают
вывод о всех предметах класса на основании
познания лишь части предметов данного
класса. Такие выводы называются выводами неполной индукции. Они тем ближе
к действительности, чем более глубокие,
существенные связи раскрываются. Неполная
индукция, основанная на экспериментальных
исследованиях и включающая в себя теоретическое
мышление (в частности, дедукцию), способна
давать достоверное (или практически приближающееся
к достоверному) заключение. Она носит
название научной индукции. По словам де
Бройля, индукция, поскольку она стремится
раздвинуть уже существующие границы
мысли, является истинным источником действительного
научного прогресса. Великие открытия,
скачки научной мысли создаются, в конечном
счете, индукцией — рискованным, но важным
творческим методом.
Воображение и интуиция
как способы и формы познания и творчества.
Творческое воображение, фантазия
— необходимые средства развития способности
человека изменять, преобразовывать мир.
С их помощью человек осуществляет и вымыслы,
и замыслы, столь высоко поднявшие его
над животным. Фантазия имеет свои собственные
законы, отличные от законов обычной логики
мышления. Творческое воображение позволяет
по едва заметным или совсем незаметным
для простого глаза деталям, единичным
фактам улавливать общий смысл новой конструкции
и пути, ведущие к ней. При прочих равных
условиях богатое воображение предохраняет
ученого от избитых путей. Человек, лишенный
творческого воображения и руководящей
идеи, в обилии фактов может не увидеть
ничего особенного: он к ним привык. Привычки
в научном мышлении — это костыли, на которых,
как правило, держится все старое. Для
свершения великого нужна независимость
от установившихся предрассудков. Творческое
воображение воспитывается всем ходом
жизни человека, усвоением накопленных
человечеством сокровищ духовной культуры.
Существенное значение в воспитании творческого
воображения играет искусство. Оно развивает
фантазию и дает большой простор для творческой
изобретательности. Независимо от содержания
любое научное открытие имеет некоторую
общую логику движения: от поисков и вычленения
фактов, их отбора к обработке полученных
данных в результате наблюдения и эксперимента.
Далее мысль движется к классификации,
обобщению и выводам. На этой основе возникают
гипотезы, производятся их отбор и последующая
проверка на практике, в эксперименте.
Затем формулируется теория и осуществляется
предсказание. Но логика далеко не исчерпывает
духовных ресурсов творческого мышления. «Нельзя
недооценивать необходимой роли воображения
и интуиции в научном исследовании. Разрывая
с помощью иррациональных скачков... жесткий
круг, в который нас заключает дедуктивное
рассуждение, индукция, основанная на
воображении и интуиции, позволяет осуществить
великие завоевания мысли; она лежит в
основе всех истинных достижений науки...
Таким образом (поразительное противоречие!),
человеческая наука, по существу рациональная
в своих основах и по своим методам, может
осуществлять свои наиболее замечательные
завоевания лишь путем опасных внезапных
скачков ума, когда проявляются способности,
освобожденные от тяжелых оков строгого
рассуждения, которые называют воображением,
интуицией, остроумием». Интуиция — это
некое полуинстинктивное сознание и вместе
с тем стоящее выше обычного сознания,
являющее собой по своей познавательной
силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем
прямого ее усмотрения без обоснования
с помощью доказательства. Интуиция —
близка и сопутствует состоянию вдохновения,
духовного видения, открытия и откровения,
и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном)
слое психики человека. В интуиции непосредственно
схватывается сущность вещи, ее глубинные
состояния и противоречия. Интуиция схватывает
многообразие особенностей объекта в
их единоцельности, «заглядывая» на объект
откуда-то из-за «спины» интеллекта или,
точнее, с высоты сверхсознания. Это «умное
созерцание», как бы пронзающее «мелочи»
частностей и вцепляющееся в саму суть
объекта. Опытный врач сразу, без рассуждений
может понять суть болезни, а потом уже
обосновывает правильность своего «чутья».
Деятели науки, искусства, полководцы,
государственные и политические деятели,
изобретатели не раз отмечали, что самыми
плодотворными периодами творческого
процесса их мышления являются моменты
как бы наплыва вдохновения, упоительного
восторга и внезапного «озарения» мысли.
На крыльях этого счастливого чувства
человек поднимается до удивительной
остроты и ясности сознания, когда его
взгляд на вещи становится максимально
проницательным, и он оказывается способным
предвосхищать итог мыслительной работы,
мгновенно пробегая и как бы перескакивая
через отдельные ее звенья. Новые знания,
которые не вытекают из добытых ранее
систем правил, могут быть получены эвристически,
путем творческого поиска, не гарантируя
заранее успеха: ищущий новое должен быть
готов к тому, что его поиски могут кончиться
неудачей. Научить человека «делать» открытия
и мыслить творчески так же невозможно,
как научить его создавать шедевры искусства.
Логика здесь так же мало может помочь,
как знание грамматических правил — научить
создавать подлинно художественные стихи.
Но интуиция не нечто сверхразумное или
неразумное. В ней не осознаются все те
признаки, по которым осуществляется вывод,
и те приемы, с помощью которых делается
этот вывод. Она — это не только постижение
истины, но и чувство, и понимание, что
это именно истина. Интуиция — это эмоционально
насыщенное понимание сути проблемы и
ее решения, когда ученый врастает в проблему
и сливается с ней до такой степени, что
уже и во сне она преследует его и властно
требует ответа. В интуиции тесно смыкаются
мышление, чувство и ощущение. Она сближает
научное познание с художественным творчеством
и наоборот. На крыльях интуиции, а не только
по лестнице логики осуществляются интеллектуальные
скачок от старого знания к новому, открытия
в науке, изобретения в технике и созидание
в области искусства. Интуиции бывает
достаточно для усмотрения истины, но
ее недостаточно, чтобы убедить в этой
истине других и самого себя. Для этого
необходимо доказательство. Два основных
подхода к пониманию интуиции:
1) Интуиция — основа познания, она схватывает
предмет в его сущности и затем человек
с помощью логики разрабатывает открытое,
дальше, строя на изначальной интуиции
развернутое «древо» знаний.
2) Интуиция — как результат долгой внутренней
работы ума, в условиях недостатка информации,
как «озарение», на основе накопления внутреннего
опыта человека. Такая интуиция носит
вспомогательный характер.
Чувственное познание. Живое
созерцание (впечатление), ощущение, восприятие,
представление. Познавательный образ.
Обычно выделяют
две ступени познания: чувственную и мыслительную —
хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях
человека, связанных с органами чувств.
Слово «чувственный» многозначно, оно
ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством,
как проявлением эмоций. Поэтому правильным
было бы подразделять чувственное познание
на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.
Мы будем говорить о чувственно-сенситивной
способности или способности человека
получать информацию об объектах с помощью
органов чувств (конкретно-чувственное
познание). Но при этом не будем забывать,
что такое разделение весьма условно,
что чувственное познание пронизано рациональным. Чувственное
познание — это форма познания, связанная
с осмыслением чувственных данных, но несводимая
к ним. Органы чувств человека вряд ли можно
считать самыми развитыми. В тоже время
имеются факты, показывающие большие возможности
человеческого организма к чувственно-сенситивному
познанию мира. Например, художники способны
различать сотни оттенков цветов, дегустаторы —
огромное количество оттенков вкуса, музыканты —
звуков и т. п. Тем не менее, диапазон воспринимаемых
человеком звуков, цветов, запахов довольно
ограничен. Это, с одной стороны, позволяет
ему свободно ориентироваться и действовать
в окружающем его соразмерном ему макромире.
А, с другой стороны, эта ограниченность
позволяет не перегружать человеческое
восприятие незначительными для человеческой
жизни подробностями. Выделяют 4 этапа
чувственного познания: изначальное впечатление
(живое созерцание), ощущение, восприятие,
представление.
Первая встреча человека с явлениями окружающего
мира — позволяет ему получить целостное,
недифференцированное изначальное впечатление
об интересующем объекте. Это впечатление
может сохраниться, но может подвергаться
изменению, уточнению, последующей дифференциации
на элементарные ощущения.
Ощущения - элементарная дифференцированная
форма чувственного познания, когда в первоначальном
образе начинают выделять отдельные его
качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один
способ представления ощущений.
С материалистической точки зрения, наоборот,
ощущение есть не дифференциация изначального
впечатления, а оно первым возникает в мозгу
человека в результате воздействия на органы
чувств каких-либо объектов. Материальное
воздействие той или иной вещи, порождает
материальную реакцию организма, одновременно
преобразуется в новое не свойственное
самому предмету качество — его субъективный
образ.
В любом случае через ощущения человек
получает первичную дифференцированную
информацию об объекте, о его отдельных
свойствах. Далее они образуют цепочку:
Ощущение — восприятия — представление.
В силу активной деятельности человеческого
сознания, образы ощущения вновь подвергаются
активной обработке и превращаются в образы
восприятия.
Восприятие — это целостный, чувственный
образ предметов полученных посредством
наблюдения. Восприятие существует в сознании
как форма активного синтеза разнообразных
проявлений предметов и процессов, неразрывно
связанная с другими познавательными действиями.
Поэтому процесс восприятия носит активный
и творческий характер. Целостные, чувственные
образы восприятия в результате взаимодействия
человека с окружающей средой, постепенно
накапливаются в его сознании. Такое накопление
осуществляется через память. Поэтому
мы можем удерживать и воспроизводить целостный
образ даже тогда, когда он нам непосредственно
не дан. В этом случае образуется более
сложная форма познания — представление. Представление —
это опосредованный целостный чувственный
образ действительности, сохраняемый
и воспроизводимый в сознании посредством
памяти.
Впечатление, ощущение, восприятия, представления
только в абстракции можно рассматривать
как последовательные этапы чувственного
познания. На самом деле эти процессы сложно
взаимосвязаны, и испытывают воздействие
рациональных форм познания, логического
мышления. Вопрос о чувственном познание
и его формах не прост. Например, в философии
уже давно замечено, что не все качества
объективных предметов одинаковы в познавательном
отношении. Все они могут быть подразделены
на «первичные» и «вторичные». В истории
философии эта проблема наиболее основательно
была продумана Дж. Локком в его книге «Опыт
о человеческом разуме» (1690г). Он полагал,
что вещам присущи такие качества как
форма, протяженность, плотность, число,
движение, объем; они присущи вещам независимо
от того, воспринимаем мы их или нет. Это
первичные качества.
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы)
не находятся в самих вещах, но представляют
собой силы, выражающие в нас различные
ощущения своими первичными качествами.
Например, мы считаем снег белым и холодным
по ощущениям, которые он в нас вызывает.
Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы
не будут воспринимать холода — все сведется
к своим причинам — к объему, плотности,
движению частиц. Об одном и том же предмете
можно сказать, что он теплый и холодный
(в разных ситуациях). Все это связано с
тем, что между ощущением и самим предметом
существует несколько промежуточных посредствующих
звеньев, преломляющих воздействие от
внешнего объекта. Ощущение, например
цвета, появляется не в рецепторах, а в
коре головного мозга. Ощущение может
возникнуть и под воздействием воспоминания
или образов, фантазий, благодаря логическим
и ассоциативным связям. Но подобное рассмотрение
качеств Локком – было подвергнуто критике
со стороны Дж.Беркли, который утверждал
обратное: для человека как раз важны не
абстрактные отвлеченные качества, а конкретный
вкус вишни или белый цвет цветущей вишни
с ее запахом, без которых данный предмет
вовсе теряет свои свойства. Поэтому у
Беркли первичными качествами считаются
именно такие качества. В целом в философии
выделялись направления, которые придавали
чувственному познанию основополагающее
значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления,
которые ставили это познание на ступень
ниже, после разумного познания (рационализм).
Заключение.
Итак, как уже отмечалось, одной из содержательных
сторон личности являются познавательные
способности человека. К ним относятся:
ощущение и восприятие, с помощью которых
человек принимает воздействие окружающего
мира, отражает свойства, различает признаки
предметов, ощущает состояние собственного
организма; мышление и воображение, представляющие
собой высшие формы отражения в сознании
человека объективной реальности; память
– один из основных процессов, без которого
бы настоящее по мере протекания безвозвратно
исчезало бы в прошлом; внимание – благодаря
которому происходит отбор необходимой
информации, обеспечивается избирательность
деятельности. Вся познавательная сфера
имеет ярко выраженный индивидуальный
характер и в силу этого во многом определяет
личностные способности человека.
Используемая литература.
- Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма.
- Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских
наук. М.; Л., 1930.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение
истины.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления.
Мюнхен, 1962.
- Бройль Л. де. По тропам науки.
М., 1962.
- Рассел Б. Человеческое
познание. Его сферы и границы. М., 2000.