Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:45, контрольная работа
В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой, прежде всего, процесс отражения действительности и ее объяснения. Объектом познания может выступать все существующее- мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах- в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, научного и др.
Введение
Структура и динамика процесса познания
Методы познания
Свойства истины и ее критерии
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра философии, истории и права
Заочное
обучение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине Философия
Тема 28. Познание, его возможности и границы
Студент Абузярова Регина Султановна
(Ф.И.О.)
(Ф.И.О.)
Пенза – 2013
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
2
Введение.
В общем смысле познание есть процесс
приобретения знаний. Оно представляет
собой, прежде всего, процесс отражения
действительности и ее объяснения. Объектом
познания может выступать все существующее-
мир в целом, общество и сам человек. Источником
и способом познания являются человеческие
чувства, разум и интуиция.
Познание как форма духовной деятельности
существует в обществе с момента его возникновения.
И на каждом этапе развития общества процесс
познания осуществляется в многообразных
социально-культурных формах- в форме
обыденного познания, познания художественного,
религиозного, научного и др.
Существует ряд традиционных проблем
в философии познания, среди которых истина
и заблуждение, познание и интуиция, чувственное
и рациональное и др. Они образуют фундамент,
опираясь на который можно осмыслить развитие
науки и техники, взаимосвязь познания
и практики, формы и типы человеческого
мышления.
3
1. Структура и динамика процесса познания
Философия традиционно выделяла в
акте человеческого познания два
его различных вида: чувственное
(перцептивное) и рациональное. Первый
самоочевидно связан с деятельностью
наших органов чувств (зрения, слуха,
осязания и пр.). Второй подразумевает работу
разума — абстрактно-понятийное мышление
человека.
Формы чувственного и рационального познания
Основные формы чувственного познания:
ощущения, восприятия и представления.
Разница между ними такова.
Ощущение — это элементарный психический
процесс, состоящий в запечатлении отдельных
свойств предметов и явлений материального
мира в момент их непосредственного воздействия
на наши органы чувств.
Восприятие — целостное отражение в сознании
предметов и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Наиболее
важные особенности восприятия: предметность
(отнесенность к объектам внешнего мира),
целостность и структурность (воспринимается
фактически абстрагированная от отдельных
ощущений обобщенная структура — не отдельные
ноты, а мелодия, например).
Представление — сохраненные памятью
образы предметов, когда-то воздействовавших
на наши органы чувств. В отличие от ощущений
и восприятий для представлений не нужно
непосредственного контакта органов чувств
с предметом. Здесь психическое явление
впервые отрывается от своего материального
источника и начинает функционировать
как относительно самостоятельный феномен.
Рациональное познание в основном сводится
к понятийному абстрактному мышлению
(хотя есть и мышление не понятийное). Абстрактное
мышление представляет собой целенаправленное
и обобщенное воспроизведение в идеальной
форме существенных и закономерных свойств,
связей и отношений вещей. Основные формы
рационального познания: понятия, суждения,
умозаключения, гипотезы, теории.
Понятие — это мысленное образование,
в котором обобщаются предметы некоторого
класса по определенной совокупности
признаков. Обобщение осуществляется
за счет абстрагирования, т.е. отвлечения
от несущественных, специфических особенностей
предметов. При этом понятия не только
обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют
в некоторые классы, тем самым отличая
их друг от друга. В отличие от ощущений
и восприятий понятия лишены чувственного,
наглядного своеобразия.
Суждение — форма мысли, в которой посредством
связи понятий что-либо утверждается или
отрицается.
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого
из одного или нескольких суждений выводится
новое суждение, логически следующее из
первых.
Гипотеза — выраженное в понятиях предположение,
имеющее целью дать предварительное объяснение
какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная
опытом гипотеза трансформируется в теорию.
Теория — высшая форма организации научного
знания, дающая целостное представление
о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности.
Таким образом, в процессе познания аналитически
достаточно четко выделяются две человеческие
познавательные способности: сенситивная
(чувственная) и рациональная (мыслительная).
Ясно, что конечный результат (истина)
достижим только «совместными усилиями»
этих двух составляющих нашего познания.
Но какая из них более фундаментальна?
Другими словами, где искать наиболее
достоверную, базовую основу нашего познания
— в чувствах или в мышлении?
Как мы помним из историко-философской
части учебника, разные варианты ответа
на этот вопрос привели к оформлению в
философии двух конкурирующих направлений
— сенсуализма (эмпиризма) и рационализма.
Сенсуалисты (Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли)
надеялись обнаружить фундаментальную
основу познания в чувственном опыте.
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.
Лейбниц) пытались приписать ту же роль
абстрактно-логическому мышлению. Аргументы
сторон примерно таковы.
Сенсуализм утверждает:
• Нет ничего в разуме, чего первоначально
не было бы в чувствах. Разум непосредственно
с внешним миром не связан. Без чувственного
опыта (ощущений, восприятий) он глух и
слеп.
• Без органов чувств человек вообще не
способен ни к какому познанию.
• Роль мышления заключается лишь в обработке
(анализе, обобщении) чувственного материала,
следовательно, разум вторичен, несамостоятелен.
• В познании встречаются ошибки. Однако
ощущения сами по себе обманывать не могут.
Даже если мы видим мираж в пустыне — ошибаются
не органы зрения (они лишь добросовестно
фиксируют дошедший до них реальный луч
света, отраженный от реального объекта,
но много раз преломленный в слоях воздуха
с разной плотностью), а интерпретирующий
содержание ощущений разум. Значит, все
наши заблуждения коренятся именно в нем.
• Управление предметной деятельностью
человека корректируется только с помощью
органов чувств.
• Установление истинности знания, т.е.
его соответствия реальности, требует
выхода за пределы сознания и контакта
с самой реальностью и, следовательно,
не может быть осуществлено внутри мышления,
такого контакта не имеющего.
У рационализма, однако, свои резоны.
• Только разум способен обобщать получаемую
органами чувств информацию, отделять
в ней существенное от несущественного,
закономерное от случайного. Только мышление
имеет возможность преодолевать ограниченность
чувственного опыта и устанавливать знание
всеобщее и необходимое.
• Восприятия одного и того же предмета
в разное время и разными лицами не совпадают;
чувственные впечатления отличаются хаотическим
многообразием, они часто не согласуются
между собой и даже противоречивы. Только
разум способен внести в этот хаос порядок,
найти в разнообразии восприятий общие
основания и системное единство.
• Чувства нас нередко обманывают: нам
кажется, что Солнце движется вокруг Земли,
хотя разумом мы понимаем, что все обстоит
с точностью до наоборот.
• Хотя разум и имеет своим источником
ощущения и восприятия, он и только он
способен выходить за их пределы и получать
знания о таких объектах, которые в принципе
недоступны нашим органам чувств (элементарные
частицы, гены, скорость света и пр.).
• Только разум обладает креативной способностью,
т.е. возможностью идеально конструировать
разные предметы (средства труда, транспорта,
связи и т.п.), которые, будучи материализованными,
составляют основу человеческой жизнедеятельности.
• Критерием истинности знания вполне
может служить его логическая непротиворечивость,
т.е. следование правилам логического
вывода при условии верного выбора исходных
аксиом, устанавливаемых интеллектуальной
интуицией.
Как видим, аргументы обеих сторон достаточно
весомы. У каждой из них есть, что называется,
«своя правда». Однако при такой постановке
вопроса — либо чувства, либо разум —
исходная проблема абсолютно достоверной
основы познания выглядит совершенно
неразрешимой. Поэтому не могли не появиться
концепции, объявившие апологию или чувств,
или разума односторонним подходом к проблеме.
В частности, И. Кант посчитал процесс
познания «синтезом чувственности и рассудка».
Марксистская философия чуть позже увидела
во взаимосвязи чувств и разума диалектическое
единство противоположностей. Возникающее
противоречие между чувственной и рациональной
ступенями познания разрешается их синтезом
в акте предметно-практической деятельности
человека. Концепция неразрывной взаимосвязи
чувственно-рациональных форм освоения
действительности с предметной деятельностью
человека стала безусловным достижением
марксистской гносеологии. (Эта взаимосвязь
подробно проанализирована в предыдущей
главе настоящего учебника.) Однако включенная
в нее идея «ступенчатого» движения познания
«от живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике» оказалась
гораздо менее удачной.
По современным представлениям чувственные
и рациональные формы познания нельзя
рассматривать как последовательные этапы
(ступени) познавательного процесса. Такое
утверждение опирается на два основания.
Одно из них заключается в том, что у развитого
человека нет чистого, беспредпосылочного
«живого созерцания», в котором якобы
веши воспринимаются такими, какие они
есть «на самом деле». Наше восприятие
изначально нагружено смыслами, заботливо
подготовленными мышлением (причем не
индивида, а общества, всех поколений людей).
Ни о чем не думая и просто смотря, допустим,
на стол, мы все равно будем «видеть» не
какой-то твердый, тяжелый и как-то оформленный
предмет, а именно «стол», т.е. предмет
человеческой культуры, предполагающий
совершенно определенный способ его использования.
Даже если воспринимаемый предмет нам
ни разу в жизни не попадался, мы все равно
будем пытаться уловить в нем сходство
с уже знакомыми предметами, отнести его
к какой-то определенной категории.
В таком восприятии даже чисто физические
характеристики предметов могут искажаться.
Попросите в любой аудитории припомнить
диаметр монеты достоинством в одну копейку.
Цифры будут называться, конечно, разные,
но они всегда будут меньше реальной (16
мм), и никогда — больше. Но почему же непременно
меньше? Да именно потому, что «копейка»
— исчезающе малая величина в современной
российской действительности. Сей факт
и деформирует наше восприятие обычного
материального объекта.
Таким образом, «чистого» созерцания у
человека не получается. Оно безнадежно
«испорчено» социальностью, т.е. выработанными
в детстве установками, что и как надо
видеть, а также понятиями, ценностями,
эмоциями и прочими «смыслами», освободиться
от которых человек не сможет, даже если
сильно захочет. Следующее основание отказа
от рассмотрения чувств и разума как ступеней
познания состоит в том, что абстрактные
понятия редко возникают путем индуктивного
обобщения свойств предметов, зафиксированных
ощущениями. Наоборот, ощущения как бы
«отбирают» из бесконечного разнообразия
предстающих перед ними свойств предметов
природы только те, которые как бы намечены
заранее составленным планом. То есть
понятийные схемы рассечения и обобщения
реальности уже встроены в формы чувственного
познания. Таким образом, человеческое
познание оказывается изначально структурированным.
Есть сильное подозрение, что структуры
эти даны человеку от рождения. Но суть
их, разумеется, не биологическая, а социобиологическая
— они формируются на основе специфически
человеческой предметной деятельности
и закрепляются эволюцией не только социально
(в языке, обычае, науке и пр.), но и генетически.
Как считает выдающийся австрийский биолог
и философ Конрад Лоренц (1903-1989):
мы не учимся думать, мы выучиваем, вместе
со словарем, символы вещей и отношений
между ними, укладывая выученное в ранее
сформировавшуюся несущую конструкцию,
без которой мы не могли бы думать, попросту
не были бы людьми.
В философии идея изначальной структурированности
познания активно отстаивалась, как вы
помните, И. Кантом (в учении об априорных
категориях рассудка), Г. Гегелем (в учении
об абсолютной идее как объективном развертывании
логической сущности мирового духа) и
др.
Кроме того, с появлением в XX в. общей теории
систем стал возможен принципиально иной
взгляд на соотношение чувственной и рациональной
составляющих процесса познания. Мышление
— это системное свойство, само возникновение
которого радикально меняет все функции
элементов системы (восприятия, деятельности
и пр.), бывших ранее функционально самостоятельными.
И в этом новом единстве элементы системы
уже нельзя рассматривать так, будто они
совместно выполняют свои прежние функции.
Если мы скажем, что в акте познания человек
сначала вещь ощущает, воспринимает, а
потом уже (на следующем этапе) осмысливает
ее по результатам восприятия, мы совершим
существенную ошибку. Хотя такое суждение
и отвечает требованиям здравого смысла,
оно в принципе неверно. Ведь это примерно
то же самое, что сказать: в акте приема
пищи человек ведет себя сначала как животное,
поскольку удовлетворяет чисто физиологические
потребности, а потом как человек, поскольку
обставляет это действие разными социальными
условностями. Но ведь такое утверждение
бессмысленно: удовлетворяя свои биологические
потребности, человек в любом случае остается
человеком (даже когда он ведет себя «хуже»
животного). Качество «быть человеком»
— системное, и потому не раскладывается
на самостоятельные функции: быть отдельно
животным и отдельно человеком одному
и тому же индивиду нельзя! И в познании
человеческом ситуация аналогична. Это
единый синтетический процесс, все элементы
которого (формы чувственного и рационального
познания) включены в общее системное
единство и существенно им преобразованы.
Так что, если чувства с разумом и можно
называть «ступенями» процесса познания,
то только в единственном смысле: эволюционно-историческом.
Ведь мышление и в самом деле исторически
более поздний продукт эволюции, нежели
ощущения и восприятия.
Уровни познания
Кроме чувственных и рациональных форм
познания, в его структуре можно различить
и несколько уровней: обыденно-практический
и научный, эмпирический и теоретический.
Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека.
Оно характеризуется относительной узостью,
здравым смыслом, «наивным реализмом»,
соединением рациональных элементов с
иррациональными, многозначностью языка.
Оно по большей части «рецептурно», т.е.
ориентировано на непосредственное практическое
применение. Это больше «знание как...»
(готовить, мастерить, использовать), чем
«знание что...» (собой представляет тот
или иной предмет).
Научное познание отличается от обыденно-практического
множеством свойств: проникновением в
сущность объекта познания, системностью,
доказательностью, строгостью и однозначностью
языка, фиксацией методов получения знания
и т.д.
Эмпирический и теоретический уровни
выделяются уже внутри собственно научного
знания. Их отличают особенности процедуры
обобщения фактов, применяемые методы
познания, направленность познавательных
усилий на фиксацию фактов или создание
общих объяснительных схем, интерпретирующих
факты и др.
2. Методы познания
Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь
к чему-либо) означает совокупность приемов
и операций практического и теоретического
освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов,
требований, правил, руководствуясь которыми
он может достичь намеченной цели. Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение применять
это знание на практике.
Учение о методе начало развиваться еще
в науке Нового времени. Ее представители
считали правильный метод ориентиром
в движении к надежному, истинному знанию.
Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал
метод познания с фонарем, освещающим
дорогу путнику, идущему в темноте. А другой
известный ученый и философ этого же периода
Р. Декарт изложил свое понимание метода
следующим образом: «Под методом, — писал
он, — я разумею точные и простые правила,
строгое соблюдение которых... без лишней
траты умственных сил, но постепенно и
непрерывно увеличивая знания, способствует
тому, что ум достигает истинного познания
всего, что ему доступно»[1].
Существует целая область знаний, которая
специально занимается изучением методов
и которую принято именовать методологией.
Методология дословно означает «учение
о методах» ( от двух греческих слов: «методос»
— метод и «логос» — учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания.
Современная система методов познания
отличается высокой сложностью и дифференцированностью.
Существует множество возможных способов
классификации методов: по широте «захвата»
реальности, по степени общности, по применимости
на разных уровнях познания и т.д. Возьмем
для примера самое простое разделение
методов на общелогические и научные.
Первые присущи всему познанию в целом.
Они «работают» как на обыденном, так и
на теоретическом уровнях познания. Это
такие методы, как анализ и синтез, индукция
и дедукция, абстрагирование, аналогия
и пр. Природа их универсальности объясняется
тем, что эти приемы исследования реальности
являются наиболее простыми и элементарными
операциями нашего мышления. Они опираются
на «логику» практических повседневных
действий каждого человека и формируются
практически напрямую, т.е. без посредников
в виде сложных теоретических обоснований.
Анализ — познавательная процедура мысленного
(или реального) расчленения, разложения
объекта на составные элементы в целях
выявления их системных свойств и отношений.
Синтез — операция соединения выделенных в
анализе элементов изучаемого объекта
в единое целое.
Индукция — способ рассуждения или метод получения
знания, при котором общий вывод делается
на основе обобщения частных посылок.
Индукция может быть полной и неполной.
Полная индукция возможна тогда, когда
посылки охватывают все явления того или
иного класса. Однако такие случаи встречаются
редко. Невозможность учесть все явления
данного класса заставляет использовать
неполную индукцию, конечные выводы которой
не имеют строго однозначного характера.
Дедукция — способ рассуждения или метод движения
знания от общего к частному, т.е. процесс
логического перехода от общих посылок
к заключениям о частных случаях. (Помните
Шерлока Холмса?) Дедуктивный метод может
давать строгое, достоверное знание при
условии истинности общих посылок и соблюдении
правил логического вывода.
Аналогия — прием познания, при котором наличие
сходства, совпадение признаков нетождественных
объектов позволяет предположить их сходство
и в других признаках. Так, обнаруженные
при изучении света явления интерференции
и дифракции позволили сделать вывод о
его волновой природе, поскольку раньше
те же свойства были зафиксированы у звука,
волновой характер которого был уже точно
установлен.
Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении
от несущественных, не значимых для субъекта
познания свойств и отношений исследуемого
объекта с одновременным выделением тех
его свойств, которые представляются важными
и существенными в контексте исследования.
Абстрагирование является очень острым
и эффективным инструментом теоретического
разума, позволяющим хирургически точно
«вырезать» из хаотичного переплетения
реальных связей и отношений именно те,
которые представляют сущность изучаемого
объекта. В рамках же обыденного познания
«абстрактное мышление» означает, как
правило, мышление бедное, бессодержательное,
одностороннее. На теоретическом же уровне
абстрагирование — лишь начальный шаг,
после которого начинается длительный
и сложный процесс восхождения от абстрактного
(одностороннего, но существенного) к конкретному
(полному, многостороннему) знанию о предмете.
_Все перечисленные общелогические методы
используются, разумеется, и в научном
познании.
В научном познании принято также выделять
методы эмпирического уровня познания
— наблюдение, измерение, эксперимент
и методы теоретического уровня — идеализация,
формализация, моделирование, системный
подход, структурно-функциональный анализ
и т.д. Все эти методы относятся к разряду
общенаучных, т.е. применяемых во всех
областях научного знания. Кроме них существуют
и частнонаучные методы, представляющие
собой системы сформулированных в императивной
форме принципов конкретных научных теорий.
Вклад философии в систему методов познания
заключается в разработке содержания
предельно общих понятий нашего мышления
— категорий общего и единичного, необходимого
и случайного, формы и содержания и т.д.
Категориальная сетка нашего мышления
имеет и методологическую функцию. Система
категорий есть не только средство сохранения
знания, но одновременно и средство анализа,
рассечения любой реальности и на любом
уровне (будь-то теоретический или обыденный).
Установление точного значения этих категорий
и отслеживание их генезиса и исторической
изменчивости есть не что иное, как построение
метода познания, причем самого общего
и универсального из всех возможных.
Философия оказывает воздействие на общее
развитие познания, встраивая свои базовые
принципы в мировоззрение людей (как ученых,
так и неученых). Один из таких принципов
— гносеологический оптимизм — безусловная
уверенность в том, что истина в процессе
познания в конечном счете достижима.
3. Свойства истины и ее критерии
Словарь современной
философии определяет понятие “истина”
следующим образом: “Истина — знание,
соответствующее своему предмету, совпадающее
с ним. К числу основных свойств истины
можно отнести: объективность по своему
внешнему источнику и субъективность
по своим внутренним идеальным содержанию
и форме; процессуальный характер (истина
есть процесс, а не “голый результат”);
взаимосвязь абстрактного и конкретного
(“истина всегда конкретна”).
Для характеристики объективной истины
как процесса применяются категории абсолютного
(выражающего устойчивое, неизменное в
явлениях) и относительного (отражающей
изменчивое, преходящее).
Абсолютная истина (абсолютное в объективной
истине) -это полное, исчерпывающее знание
о действительности, которое в границах
конкретного этапа развития науки не уточняется
и не дополняется, это идеал, который не
может быть достигнут, хотя познание и
приближается к нему, это элемент знаний,
который не может быть опровергнут в будущем:
"люди смертны" и т.д. - это вечные
истины. Движение к абсолютной истине
идёт через нахождение множества относительных
истин.
Относительная истина (относительное
в объективной истине) - это неполное, приблизительное,
незавершённое знание о действительности,
которое углубляется и уточняется по мере
развития практики и познания.При этом
старые истины либо заменяются новыми
(как классическая механика квантовой),
либо опровергаются и становятся заблуждением
(как истины о флогистоне, теплороде, эфире,
вечном двигателе).В любой абсолютной
истине мы находим элементы относительности,
а в относительной черты абсолютности.
Кроме названных выделяются и другие
свойства истины: непротиворечивость
(с точки зрения формальной логики), когерентность
(согласованность знания с фундаментальными
идеями), простота, красота, эвристичность,
плюрализм, антиконьюктурность, способность
к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).
Под критерием истины понимается разрешающая
процедура, позволяющая оценивать знание
либо как истинное, либо как ложное.
Практика как критерий истины-наиболее
действенная проверка объективной укорененности
наших идей и теоретических моделей в
структурах мирового бытия возможна в
том случае, если нечто практически (телесно)
созданное на их идеальной основе проходит
испытание на свою функциональную пригодность
в рамках этого мирового целого.
Эмпирические критерии истины. Формой
научного проявления критерия практики
является эксперимент, т.е. строго описанная
и желательно техническая воспроизводимая
процедура проверки опытных (эмпирических)
следствий, выводимых из какой-либо теории.
Логические критерии. Важнейшим их них
является логическая непротиворечивость,
т.е. запрет на одновременное наличие суждений
А и не-А внутри научной гипотезы или теории.
Формально-логическая противоречивость
означает, что теория абсолютно не информативна,
ибо из противоречия следует все, что угодно,
— бесконечный универсум суждений.
Другой важный логический критерий истины
— критерий независимости аксиом, т.е.
невыводимость одних исходно принятых
допущений (аксиом, постулатов) теории
из других. Обнаружение факта нарушения
этого принципа — серьезное свидетельство
в пользу ошибочности данной теории.
Кроме этого выделяют еще критерий полноты
теории. Семантическая полнота означает,
что все суждения внутри данной теоретической
модели являются доказанными, а не произвольно
введенными. Критерий синтаксической
полноты гласит, что теория является истинной
(или, точнее, корректной), если присоединение
к ней произвольного суждения (формулы)
делает ее противоречивой. Логические
критерии истины, во-первых, носят достаточно
формальный и отрицательный характер
(т.е. свидетельствуют не столько об истине,
сколько об ошибочности каких-либо теоретических
представлений) и, во-вторых, за исключением
универсального критерия непротиворечивости
имеют актуальное значение в основном
для аксиоматически построенных теорий
в логике и математике.
Красота как критерий истины. Наконец,
в науке используется и этот критерий,
пожалуй, наименее прозрачный и рациональный,
но часто оказывающийся решающим в ситуации
выбора.
Данный критерий, несмотря на кажущуюся
его отдаленность от науки и вообще рационального
познания, на самом деле присущ любому
виду деятельности людей и носит фундаментальный
характер. Это было глубоко понято уже
в античности. Античная культура не только
в искусстве, но также в науке и философии
была ориентирована на незаинтересованное
эстетическое наслаждение. Эстетическое
наслаждение — это особого рода чувствительность
к красоте, прекрасному, изначально заложенная
в каждом человеке. Эта чувствительность
распространяется на все формы человеческого
бытия и творчества.
12
Заключение.
Познание – это вечный процесс, сопутствующий
всему человечеству, в частности каждому
человеку на протяжении всей его жизни.
Итогом познания является отыскание истины,
которая есть соответствие знания действительности.
Истина объективна и конкретна, и как процесс
сочетает в себе абсолютные и относительные
черты. Критерием истины выступают практика,
которая сочетается с критериями логичности,
общезначимости, прагматизма, морали и
красоты.
В поисках истины неизменно опираются
на взаимосвязь знания и веры, на опыт
всего человечества.
13
Список литературы.
1. Философия: учебник для ВУЗов/Под ред.
В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова.-3 изд.-М.,2004.
2. Философия в вопросах и ответах /Под
ред. проф.В.Н.Лавриненко.-М.,2003.
3. Канке В.А. Основные философские направления
и концепции науки.-М.,2004.
4. Концепции современного естествознания
/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко,проф.В.П.
5. Философия: энциклопедический словарь.-М.:Гардарики,2004.
6. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология.-М,2000.
14