Познание и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Вложенные файлы: 1 файл

Познание и практика.docx

— 29.77 Кб (Скачать файл)

Теоретическая деятельность людей не является самостоятельной, автономной: она возникла и развилась  на основе практики. Осознание действительности, ее отражение в мозгу человека необходимо для успешной практической деятельности. Практика служит основой  и движущей силой развития теории. Запросы практики, в частности  потребности производства, указывают  направление развития науки, двигают  ее вперед. Но не только практика, в  частности производственная, двигает  развитие познания. Происходит и обратный процесс: успехи теоретического познания побуждают к практическим преобразованиям. В связи с этим изменяется отношение науки к производству, "наука все больше становится непосредственной производительной силой, а производство – технологическим применением современной науки". В этом единстве, взаимодействии познания и практики примат остается за практикой.

Наука, теория возникает  из потребностей практики и как ее обобщение. Астрономия была вызвана  к жизни потребностями торговли и мореплавания, различные отрасли  физики возникли для удовлетворения нужд растущей техники производства. Век пара породил учение о теплоте, переход к электрическим двигателям потребовал детальной разработки теории электричества. На основе практики возникают  и развиваются понятия, теории. Человек прежде всего фиксирует внимание на тех предметах и тех сторонах, которые практически полезны и необходимы для его жизни. Практика указывает, какую сторону надо выделить в предмете как главную, существенную. Такое важнейшее понятие биологической науки, как вид, возникло на основе практической деятельности в области земледелия и животноводства. Люди фиксировали свое внимание прежде всего на практически полезных для них растениях и животных, объединяя отдельные особи, экземпляры в однородные группы по определенным объективным признакам. В дальнейшем стали группировать растения и животных не только на основании их сходства, но и их родства. Так возникло генетическое понятие о виде.

На основе практики возникают и развиваются общественные науки. Теория научного социализма возникла как обобщение практики рабочего движения и для нужд борьбы рабочего класса против буржуазии, против угнетения.

Отрыв естественных и технических наук от практики производства приводит к замедлению технического прогресса и застою науки. В отрыве от своего живительного источника –  практики наука хиреет, начинает заниматься мелкими вопросами или схоластическими  рассуждениями. Познание не ограничивается регистрацией результатов практики. Чтобы освещать путь практике, оно  должно предвидеть будущее. Основываясь  на практике сегодняшнего дня, познание открывает перспективы для развития производства, культуры и т.д. Если бы теория не давала этого, она потеряла бы свое значение. Наука может образовывать понятия и о таких явлениях, которые еще не возникли. Так, научное  понятие о коммунистической формации возникло задолго до ее появления. Но это отнюдь не означает, что понятие  о коммунизме было беспочвенным, не основанным на практике. Вся практика развития общества, основные тенденции  развития капитализма, опыт классовой  борьбы пролетариата против буржуазии  – все это послужило основой  возникновения учения о коммунистическом обществе.

Агностики, отрицающие познаваемость мира, ссылались на отсутствие надежного критерия истины. Многие философы критерий истинности познания искали в ясности и отчетливости представлений и понятий, в их общезначимости, в коллективном опыте. Но познание не может быть критерием истинности самого себя.

Посредством практики человек доказывает объективную  истинность своих понятий. Правильны  ли наши представления о строении атома и об энергии, таящейся в  нем? Практика научных экспериментов  и использования атомной энергии  в различных отраслях науки и  техники подтвердила объективную  истинность учения физики о строении и свойствах атома.

Марксистское  понимание практики как критерия истины отличается от прагматического. Прагматизм отрицает объективную истину и выдвинул положение: истинно то, что полезно, что удобно. Каждый человек любое положение может признать за истинное или ложное в зависимости от того, может он извлечь из него пользу или нет. Прагматист Джемс писал: "Наша обязанность искать истину проистекает из нашей общей обязанности делать то, что окупается". Прагматист по соображениям удобства и пользы признает истинной идею о существовании бога, а объективно истинное положение о неизбежности гибели капитализма и победе социализма отвергает как ложное, ибо оно не отвечает интересам буржуазии.

Конечно, знание полезно, оно представляет большую  силу. В наш век огромного технического прогресса никто не сомневается  в значении знания для жизни людей. Но оно приносит действительную пользу обществу тогда, когда оно истинно. Не из пользы знания вытекает его истинность, а из истинности знания, из того, что  оно верно отражает действительность, вытекает его великое практическое значение.

Практика как  критерий истинности наших знаний стоит  выше чувственного созерцания и абстрактного мышления, соединяя в себе достоинства  и того и другого. Эмпирическое познание обладает достоинством непосредственной действительности, ибо оно отражает предмет таким, каким он является. Но оно само никогда не может вскрыть  и доказать необходимость, закономерность наблюдаемых связей. Наблюдая какой-либо единичный случай получения пара из воды, нельзя вывести закон, установить необходимость этого процесса. Мышление своей задачей имеет познание необходимости. И научное, теоретическое  мышление, основываясь на данных чувственного созерцания, выполняет эту функцию. Оно познает закономерные связи, но достигает этого путем потери непосредственной связи с действительностью, в результате некоторого отвлечения от нее.

Практика соединяет  в себе непосредственную действительность, достоверность с познанием необходимости, ибо, с одной стороны, практика –  это чувственная, материальная деятельность людей, а с другой стороны, в ней  человек проверяет и реализует  свои понятия, теории и т.д. Например, научный эксперимент всегда возникает  как практическое воплощение какого-либо теоретического построения, которое  он должен проверить.

Практическое  осуществление идей всегда вносит корректив, поправляет и развивает их. Практика, подтверждая или отвергая одни идеи, служит основой для возникновения  других. Так и происходит непрерывно процесс развития знания на основе взаимосвязи теории и практики. Взаимность эксперимента и различных теоретических  построений в современном естествознании – яркий пример связи теории и  практики.

Экспериментальное изучение явлений имеет огромное преимущество перед простым наблюдением. Коротко это преимущество И.П.Павлов сформулировал следующим образом: "Наблюдение собирает то, что ему  предлагает природа, опыт же берет у  природы то, что он хочет". Эксперимент  дает возможность исследователю  активно вмешиваться в ход  изучаемых процессов. К эксперименту обычно прибегают для проверки какой-либо гипотезы, которую он может либо подтвердить, либо опровергнуть. Но и  в том и в другом случае он ведет  к развитию знания. Если эксперимент  подтверждает гипотезу, то она укрепляется, а иногда и обогащается новым  содержанием; если эксперимент опровергает  ее, то он дает материал для новых  теоретических построений, более  глубоких, на основе которых делаются новые эксперименты. Например, опыт Майкельсона, опровергший гипотезу об эфире, послужил толчком к возникновению  специальной теории относительности.

Критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Этот критерий абсолютен, ибо все, что  доказано практикой, является объективной  истиной. Относительность критерия практики состоит в том, что на каждом данном историческом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить или опровергнуть существующие теоретические положения. Во всех отраслях научного знания имеется еще немало недоказанных и неопровергнутых гипотез, окончательный приговор которым вынесет практика будущего. То, что практика нынешнего дня подтвердила частично, то дополняет практика последующего времени. Только практика в ее развитии может быть критерием истинности развивающегося познания. Так, практика сегодняшнего дня еще недостаточна для доказательства космогонических гипотез. Мы не можем сказать, что планеты действительно образовались так, как изображается в какой-либо из наиболее признанных гипотез. Но развитие практики, в частности астрономических наблюдений, в конце концов приведет к решению и этого вопроса. Существование гипотез в науке свидетельствует о том, что в нашем познании еще много недоказанного. При этом доказательство или опровержение практикой одних гипотез ведет к возникновению других.

Непрерывное развитие практики не позволяет нашим знаниям  застыть, превратиться в абсолют. Абсолютность практики как критерия истинности дает нам возможность отличать знание, идущее по пути объективной истины, от вымыслов.

 

Важнейшие формы  практики 

1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного  бытия людей. 

2) Социальное  действие - преобразование общественного  бытия, изменение существующих  социальных отношений определенными  "массовыми силами" (революции,  реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 

3) Научный эксперимент  - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой  человек искусственно создает  условия, позволяющие ему исследовать  интересующие его свойства объективного  мира (в том числе и социальный эксперимент).  

 

Основные функции  практики в процессе познания: 

1. Практика является  источником познания потому, что  все знания вызваны к жизни  главным образом ее потребностями.  В частности, математические знания  возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики. 

2. Практика выступает  как основа познания, его движущая  сила. Она "пронизывает" все  стороны, моменты, формы, ступени  познания от его начала и  до его конца. Весь познавательный  процесс, начиная от элементарных  ощущений и кончая самыми абстрактными теориями обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным. 


Информация о работе Познание и практика